В Тюмени в начале апреля покончил с собой 64-летний Валентин Пузанов. Мужчина свел счеты с жизнью в доме на улице Элеваторной. Тело погибшего нашли родственники, на столе была предсмертная записка. На листе бумаги Валентин Пузанов написал, что винит в произошедшем юриста «Тюменьхлебопродукта». Тюменец долгое время пользовался домом на Элеваторной, который ему выделил завод, когда он здесь работал. Ситуация изменилась год назад. На предприятии приводили все документы в порядок, дом был в собственности организации, и людей попросили заключить договор на аренду этого жилья.
Что произошло и какой конфликт предшествовал трагедии — разбиралась корреспондент сайта 72.RU Анна Яровая.
Спорный дом
По словам родственников, Валентин Пузанов жил в доме с 1996 года. Здесь его поселили как сотрудника завода — мужчина работал сантехником. Люди пользовались жильем долгое время, но в мае 2020 года у них начались проблемы.
— Я садила овощи в огороде, и ко мне подошел юрист завода. Он начал спрашивать, где хозяин дома, а муж был на рыбалке. Юрист начал мне говорить, что нужно дом освободить, что пожили и хватит. Ответила ему, что не собираюсь ничего освобождать, так как дом принадлежит моей семье. Вот с этого всё и началось, — рассказала Галина, вдова Валентина Пузанова. — Потом юрист нас допекал, допекал. В один из дней отключил свет, в холодильнике пропали продукты, еду приходилось готовить на печке во дворе.
Валентин Пузанов не хотел подписывать никакие договоры, но семья на него надавила — без света жить было невыносимо. По словам семьи погибшего, им поясняли, что договор необходим для того, чтобы на законных основаниях люди могли пользоваться электроэнергией от «Тюменского элеватора». И только после подписания они поняли, что это был договор аренды дома. Ежемесячно семья платила по 10 тысяч рублей.
— Муж говорил, чтобы я без него ничего не подписывала, но я всё равно попалась на уловки и подписала. Подписи хозяина дома в документе не было. Мы с дочкой уговорили мужа подписать. Две дуры. Холодильники пустые были, еда прокисла. Подписали, но нам на руки юрист экземпляр не дал, — вспомнила вдова. — Юрист завода потом ходил, деньги с нас брал за аренду и за свет. Оплату брал только наличкой, чеков никаких не выдавал.
Оспорить договор аренды, заключенный с заводом, люди пока не могут из-за того, что у них нет своего экземпляра. Они утверждают, что им его не выдают, а на письма с просьбами выдать документ ответов они не получают. А вот в «Тюменьхлебопродукте», филиалом которого является «Тюменский элеватор», говорят, что люди получили свою копию договора.
Родственники погибшего утверждают, что юрист приезжал к ним с угрозами. Перед новым годом дом снова оказался обесточен.
По факту действий представителя завода семья обращалась в полицию, но это им ничего не дало. Они просили проверить, есть ли в действиях юриста нарушения.
— Материал проверки расписали участковым, хотя этим должны заниматься сотрудники ОБЭП. Результат проверки предсказуем — отказной. Мы обратились с жалобой в прокуратуру, и материалы вернули на доработку, но результат тот же — отказной. Повторный отказ решили не оспаривать, потому что материалы всё равно отписывают участковому, а такие дела вне его компетенции, — рассказал юрист, представляющий интересы семьи Владимира Пузанова.
Больше всего с юристом завода общалась дочь супруги Владимира Пузанова, Любовь хотела уберечь пожилых от лишних расстройств:
— Документы на дом у нас пропали, когда нас обокрали. Вора поймали, но документы не нашлись — он их где-то выбросил. Занимались восстановлением, но у нас ничего, кроме справки от бывшего директора, нет. Юрист завода знал это и воспользовался ситуацией. Он предлагал нам сделку: даст нам из архива все документы, мы оформим дом, но половину потом должны переписать на человека, которого он нам укажет. Тут ведь место такое — всё в будущем будут застраивать многоэтажными домами, а значит, земли будут выкупать.
По словам людей, они говорили об этом силовикам и якобы предоставляли им видео с доказательствами. Редакции сайта 72.RU копию видеозаписи для размещения в статье не предоставили.
Смерть
Валентин Пузанов с женой жил на два дома. Здесь, на Элеваторной, и в квартире. За два дня до смерти, 31 марта, мужчина поехал в дом, чтобы оттуда отправиться на рыбалку. На следующий день домой к супруге он не вернулся, решил остаться ночевать на Элеваторной.
— Второго апреля утром не смогла до него дозвониться. Дочка жила во второй половине дома, я попросила ее пойти посмотреть, что с мужем. Она его и нашла, — рассказала вдова погибшего.
Валентин Пузанов покончил с собой. Мужчина оставил предсмертную записку, где описал свои мотивы.
«Никого не виню, кроме юриста элеватора. Резко подъехал и говорит: «Я знаю, что ты меня назаписывал, ты мне живой не нужен». Вот так подъедут, выскочат пару молодцев с битами, убьют или покалечат. Если не так, то сожгут тебя вместе с домом, всё равно ты за землю ничего не получишь. Вот и жил с этим который месяц, шарахаюсь от каждой проезжающей машины, на остановке боюсь стоять. Не говоря о доме, когда ночевал. Вот решил покончить с этим. Лучше сам, чем от него.
А ты, дорогая, не переживай. Береги себя. Прости за всё. Я сверху всё вижу. Я правда очень тебя любил. Прости за всё.
Твой Валентин.
Жить так больше не в силах, всегда в страхе. А я мнительный, не хочу сойти с ума, всегда ждешь от него подарка».
Позиция завода
Корреспондент сайта 72.RU встретился с юристом завода. Он рассказал, что дом, в которым живут люди, принадлежит «Тюменскому элеватору», филиалу ОАО «Тюменьхлебопродукт». Здание построили в 1961 году под магазин. А когда под него в 90-е построили новое здание, это помещение начали использовать как служебное жилье.
— Со слов последнего директора «Тюменского элеватора», мужчина работал на заводе сантехником и помещение ему предоставили на случай аварийных ситуаций на производстве, чтобы он мог находиться поближе к месту работы. С тех пор мужчина там проживал, занимал половину дома, вторая пустовала. Но за эти годы ее заняла дочь супруги нашего бывшего работника, — рассказал представитель предприятия. — Никаких договоров до 2020 года с ними не заключалось.
В 2019 году компания начала приводить свои объекты и земли в порядок, оформлять их в собственность. Весной 2020 года дошла очередь и до спорного дома на Элеваторной. Он расположен на территории «Тюменского элеватора».
— Этот дом наш по документам. Люди, которые там жили, этого тоже не отрицали. Весной 2020 года они согласились освободить помещение, но они уже разработали приусадебный участок и попросили разрешить им собрать урожай. Мы заключили с ними договор аренды до сентября. Никаких проблем и конфликтов сначала не возникало. После люди начали заявлять, что это их дом, а договор подписали под давлением, — пояснил юрист предприятия.
В качестве подтверждающих документов люди показывают справку, выданную им бывшим директором в 2007 году. Но, по словам представителя предприятия, она вызывает много вопросов: распечатана на клочке бумаги, а не на фирменном бланке, как это делалось всегда, там неправильно указано название предприятия, некорректный адрес. Никаких документов по передаче дома в собственность Валентину Пузанову на предприятии тоже нет.
Слова родственников умершего мужчины юрист организации опроверг, сказав, что никогда не предлагал им переписать на него половину дома. Факты угроз он тоже отрицает. По словам представителя предприятия, семья действительно передавала ему деньги, но об этом они его просили сами. Людям якобы было неудобно ездить в центр, в головной офис «Тюменьхлебопродукта», и они просили юриста за них вносить платежи.
— Мужчина покончил жизнь самоубийством. Я в шоке. Видел предсмертную записку. Но мы с ним виделись раза два всего. В первый раз он нас консультировал по системам водоснабжения. Последний раз я его видел при заключении договора в мае 2020 года. Эта ситуация мне крайне непонятна, никаких физических действий по выселению мы не проводили, только направляли обращения о расторжении договора — и всё. По поводу аренды общался с дочерью супруги нашего бывшего сотрудника, — пояснил юрист.
Следствие
После смерти Валентина Пузанова СКР провел проверку, родственники считали, что здесь могут быть признаки состава преступления по статье «Доведение до суицида». В ходе проверки таких фактов не установили. В возбуждении уголовного дела отказали. Позже прокуратура отменила это постановление органов следствия и отправила материалы им на доработку.
Родные Валентина Пузанова намерены признать договор аренды между ним и предприятием недействительным или таким, который не заключался. После люди через суд будут добиваться признания права собственности на дом на Элеваторной.
В начале года стало известно, что из общежития на Войновке выселяют людей, им выдавали комнаты еще во времена СССР. Чудовищная история произошла в июне в Адлере. Мужчина расстрелял приставов, которые пришли к нему по поводу сноса самостроя.
Почитайте про тюменку, которую выселяли из квартиры вместе с мамой-инвалидом — женщина 37 лет стояла в очереди на жилье.