В минувшую субботу на 72.RU вышла большая статья о железнодорожной катастрофе в Ламенке. Мы попросили очевидцев произошедшего, а также людей, семьи которых затронула эта трагедия, написать нам. Про крушение пассажирского поезда «Москва — Новокузнецк» до сих пор мало информации, а в самом поселке висит лишь небольшая скромная табличка в память о погибших. Екатерина Петрова считает, что это несправедливо. Почему? Читайте в её авторской колонке.
Когда мы решили заняться темой железнодорожной катастрофы в Ламенке, то столкнулись со странной ситуацией. Очевидцы рассказывают про нее много страшных подробностей, но при этом официальной информации очень мало. Количество погибших, о которых принято говорить (58 человек), никак не сходится с тем, что помнят жители поселка (116 человек). В открытых данных не удалось найти официальные сведения о том, сколько в числе погибших было детей, в какие города ехали пассажиры, как идентифицировали жертв, получили ли их родственники компенсацию и сколько им выплатило государство. Была ли оказана психологическая помощь людям, которые потеряли близких, и тем, кто наблюдал страшное зрелище.
Официально в ведомствах, куда мы обращались, ссылаются на то, что документов в архивах нет. В неофициальных беседах люди, имевшие отношение к силовым структурам, говорят, что получить доступ к этому делу до сих пор сложно. Малоизученных катастроф в СССР было много, увы, о большинстве мы никогда не узнаем. Но с Ламенкой — особый случай.
Слишком жутким было это крушение, и, судя по всему, оно затронуло много людей. Представители старшего поколения о нем хорошо помнят. Мы попросили их выйти на связь. К сожалению, почти все сделали это анонимно, оставив лишь небольшой комментарий под статьей.
Но уже из этих комментариев становится ясно, что трагедия до сих пор не пережита. Вполне возможно, как раз из-за того, что она существует лишь в виде воспоминаний. Конечно, мемориальная доска на стене вокзала в Ламенке — это важно. Ее обещают установить в самое ближайшее время (хотя, когда мы только начали заниматься этой темой, ее планировали открыть лишь через два года — к пятидесятилетию трагедии). Но, может, уместнее поставить памятник, к которому любой желающий мог бы принести цветы?
Нина Завьялова, жительница Ламенки, очевидец катастрофы, рассказывала, что каждую годовщину крушения в поселок приезжали родители двух погибших детей. Они останавливались у Завьяловых и ходили на станцию, где ничего не напоминало о трагедии. В советские времена такие катастрофы скрывали.
Сейчас, как кажется, другое время. Ничего (кроме политической воли) не мешает опубликовать данные о катастрофе и почтить память погибших не только скромной табличкой. Вы спросите, зачем ворошить прошлое. Для этого есть тысяча причин: от поиска исторической правды до избавления от «советских комплексов». Слишком много иллюзий о времени, которое прошло совсем недавно. Оно обросло большим количеством легенд, иногда подпитываемых целенаправленно.
Очевидно, что это важно прежде всего для жителей Ламенки. Не раз в разговорах они упоминали о памятнике, который стоило бы установить в поселке. Наверное, это важно и для жителей других сел и городов, которые потеряли близких в этой катастрофе. И уж точно это важно для истории Тюменской области, большого и благополучного региона, который может позволить себе поставить памятник и честно рассказать о том, что произошло почти 50 лет тому назад.
Согласны, что все данные о катастрофе должны быть опубликованы, а в Ламенке нужно установить памятник?