Происшествия истории «Самолёт зацепился за деревья крылом». История выжившего в авиакатастрофе в Тюменской области

«Самолёт зацепился за деревья крылом». История выжившего в авиакатастрофе в Тюменской области

30 лет назад самолет АН-24 с пермскими вахтовиками разбился под Советским

30 лет назад Валерий Тишаков выжил в авиакатастрофе
Источник:

30 лет назад в Тюменской области рядом с городом Советским разбился самолет «Пермских авиалиний» АН-24Б. На борту находились 40 человек — это были нефтяники, летевшие из Перми на вахту на границу с Ханты-Мансийским округом. При посадке самолет врезался в деревья и упал на дороге. Погибли 32 человека: 27 рабочих и пять членов экипажа. Выжило восемь человек. Среди них оказался пермяк Валерий Тишаков. Он рассказал свою историю нашим пермским коллегам из 59.RU.

«Наш рейс откладывали несколько раз»


Спустя 30 лет Валерий Тишаков называет точное время, когда произошла авиакатастрофа, — 17:45. С этих цифр он и начинает свой рассказ. На лице у мужчины остались шрамы — напоминание о том рейсе. После крушения самолёта Валерий Тишаков заново учился ходить, у него был сломан позвоночник.

Рассказ Валерия Гавриловича неровный, рваный, эмоции берут вверх. Мужчину поддерживает его супруга Вера Вячеславовна.

Это бригада нефтяников, в которой работал Валерий Тишаков, 1989 год
Источник:

В 1989 году Валерию Тишакову было 33 года. Он работал слесарем по ремонту буровых установок на севере Тюменской области на границе с ЯНАО. На КУБР-1 (Красноленинское управление буровых работ) буровики получали огромную зарплату по сравнению с работой в родной Лысьве. Перелеты в Нягань были каждые две недели.

— 21 ноября ожидался очередной перелет в 10:00 из Большого Савино. Самолет АН-24Б должен был вылететь с утра, но была нелетная погода, — рассказывает мужчина. — Рейс откладывали несколько раз. Шел снегопад, видимость была плохая. В результате все равно приняли решение лететь, самолет вылетел около 14:00. Время в пути до Нягани занимало два часа.

Валерий Тишаков сел на предпоследнее место у иллюминатора с левой стороны самолета. Мужчина вспоминает, что перед вылетом очень хотел спать. Он зашел в салон, взял бутылку лимонада, стюардесса его попросила не занимать последние места.

— Я сел к окошку и уснул. Очнулся я только в больнице, — говорит собеседник. — Я знаю, что самолет зацепился за деревья правым крылом, его оторвало. После чего самолет врезался в землю. Его снесло верхушками деревьев. В результате перебило его топливопровод. Пилоты попытались лететь на одном двигателе, самолет накренило вверх, управления не было. Мы упали.

Валерий Тишаков на вахте в Тюменской области (в центре фото), здесь ему 33 года
Источник:

Валерий единственный пассажир, кто выжил с левой стороны самолета.

— Мой сосед, сидящий справа, погиб. Погибла и стюардесса, сидящая позади меня. Она в тот день полетела в первый рейс после декретного отпуска, — рассказывает Валерий Гаврилович.

По его словам, самолет при посадке сел мимо взлетно-посадочной полосы. Пилоту надо было зайти на второй круг, но он пошел на посадку. При крушении выжили только восемь человек. 32 человека — погибли.

Из материалов уголовного дела Уральской транспортной прокуратуры следует, что расследование прекратили в связи с гибелью экипажа, которого обвинили в авиакатастрофе.

У Валерия Тишакова был перелом позвоночника в грудном отделе, сотрясение головного мозга, перелом ребер и руки, рваные раны. Мужчина остался инвалидом.

— Когда я очнулся, то попросил зеркало. Смотрю, пол-лица изуродовано, думал, потерял глаз, — показывает шрамы на лице мужчина. — Я потом видел обломки самолета: иллюминатор и часть обшивки, она от падения свернулась в шар.

Как говорит пенсионер, скорее всего, его вытащили из-под обломков самолета.

— Я только потом узнал, что почти всех вытащил Валька. Мы с ним лежали в одной палате в больнице, — вспоминает Валерий Тишаков. — У Вальки только дочь родилась, как раз перед вахтой. Недавно Валентин умер.

Самолет от удара развалился на части
Источник:

«Мой товарищ Саша погиб»


Валерий Гаврилович не скрывает слез, когда речь заходит о его друге Александре, который летел с ним в тот день.

— Из Лысьвы нас было двое на этом рейсе. Саша выехал раньше меня на первой электричке. Он, кстати, и предложил мне на вахте работать. Это был очень хороший заработок для нас, деревенских, — говорит собеседник.

Как рассказывает Валерий Тишаков, со своим товарищем Александром он сначала работал в Лысьве на турбогенераторном заводе. Потом друг предложил поехать работать на север.

— На заводе я получал 300 рублей, а на вахте стал получать 1,5 тысячи рублей. По тем временам огромные деньги. Потом начались аварии на буровой, немного меньше стала зарплата — 900 рублей, — вспоминает Валерий.

В Нягань Валерий Тишаков летал каждые две недели. Летали в основном на АН-24, иногда — на АН-26 (это грузовой самолет).

К разговору присоединяется супруга Валерия Гавриловича.

— Сашу жена не отпускала, — говорит Вера Вячеславовна. — Она мне это рассказывала. В то утро она как будто что-то чувствовала, была сама не своя, не отпускала Сашу. Он все равно сорвался и уехал. Вышел из дома, обернулся, махнул ей в окно. А потом ее вызвали на опознание. Перед ней лежали 32 погибших. Их открывали по очереди. Ее Саша оказался самый последний. Я не представляю, какой кошмар она пережила. Ей открыли Сашу, а у него лица нет. Она опознала его по одежде.

«Учился заново ходить»


В Советском Валерий Тишаков пробыл десять дней, потом самолетом его доставили в Пермь.

— Два месяца я лежал неподвижно из-за перелома позвоночника, однажды попробовал опереться на руку и потерял сознание, — говорит Валерий Тишаков. — Потом разрешили делать гимнастику, чтобы развивать тонус мышц.

Только через несколько месяцев Валерию Тишакову разрешили вставать сначала на колени, потом — вставать, держась за кровать.

— Гимнастикой разрешали заниматься только по пять минут, но у меня было такое огромное желание ходить, что я занимался гораздо дольше, пока простынь не становилась насквозь сырой, — вспоминает собеседник. — Мне надо было ходить, лишь бы не лежать!

После авиакатастрофы Валерий Гаврилович все равно летает на самолетах.

— Страха нет, ведь момент крушения я не помню. Но я хорошо помню реакцию Валентина, он тоже выжил в той катастрофе, — рассказывает Валерий Тишаков. — На суд мы летели вместе. Перед приземлением он весь побелел и стиснул поручни кресла.

Погибший друг Валерия Тишакова Александр — на фото второй слева 
Источник:

Выплаты


Суд Нягани вынес решение о пожизненных выплатах Валерию Тишакову. Мужчина потерял трудоспособность, стал инвалидом второй группы.

В течение десяти лет до 1998 года выплаты производил работодатель буровика КУБР-1, но сейчас предприятия не существует. С 1 марта 1998 года начались выплаты от «Пермских авиалиний», правопреемником которых является аэропорт Большое Савино.

По решению суда ежемесячные выплаты Валерию Тишакову составляли 60 процентов от его заработной платы. Так как у буровиков были высокие зарплаты, сумма ежемесячной выплаты в постсоветское время составляла 122 тысячи рублей.

С 2014 года с выплатами начались задержки и перебои. У аэропорта сменился управляющий. Задержка выплат была более двух месяцев.

В 2016 году — снова задержки на четыре месяца. Такая же история в 2018 году.

— Мне предложили сократить размер выплаты сначала до 37 тысяч рублей, а теперь предлагают выплачивать только по 14 тысяч рублей. Я не согласен с такой суммой. Пусть мне вернут здоровье, пусть себя поставят на мое место, сядут в тот самолет, тогда мне не нужны никакие выплаты, — возмущается пенсионер. — До сих пор мое здоровье не восстановлено, необходимы дорогие лекарства и лечение.

Валерий Тишаков учился ходить заново
Источник:

Позиция аэропорта


Мы обратились в пресс-службу аэропорта Большое Савино и спросили, какие выплаты полагаются выжившему в авиакатастрофе.

— Правопреемник «Пермских авиалиний» — АО «Международный аэропорт Пермь» — продолжит платить пострадавшему в авиакатастрофе нефтянику, — сообщили 59.RU в аэропорту. — Компания приостанавливала ежемесячные выплаты для уточнения их размера и подтверждения законности и обоснованности. После обращения в 2019 году в суд был установлен размер ежемесячной выплаты по возмещению вреда здоровью. Эта сумма равна сумме утраченного заработка с учетом процента потери трудоспособности. Данный размер выплаты обусловлен выданной региональным отделением Фонда социального страхования РФ по ХМАО справкой-расчетом суммы утраченного заработка на основании индексов роста минимальной зарплаты.

Сейчас ситуацию взял на контроль уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков.

Правопреемником «Пермских авиалиний» является аэропорт Большое Савино
Источник:

Всё говорит, что Большое Савино, как правопреемник «Пермских авиалиний», обязано выплачивать инвалиду положенные выплаты, считает омбудсмен. В Уральской транспортной прокуратуре отметили, что прекращение выплат идет вразрез с положениями Всеобщей декларации прав человека, с Конституцией РФ, Гражданским кодексом, а также Конституцией РСФСР, действовавшей на момент авиакатастрофы.

11 декабря 2019 года прокуратура вынесла представление в адрес гендиректора АО «Международный аэропорт Пермь» о необходимости выплачивать компенсации пострадавшему.

P. S.


В конце нашей встречи Валерий Тишаков попросил нашей помощи: он пытается найти семью Николая Попова, который тоже выжил в той авиакатастрофе. Валерий Тишаков помнит, что у Николая Попова есть супруга и двое сыновей. Телефон для связи: 8 952 338-31-16.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уралочка объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Людям надо как-то выживать»: тюменский журналист — о том, почему работать курьером лучше, чем строить карьеру
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления