Трагедия, произошедшая вечером 5 мая в Шереметьево, шокировала многих. Самолёт Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел в 18:03 по местному времени в Мурманск. Спустя 22 минуты после взлета экипаж сообщил об аварийной ситуации, после чего связь оборвалась. Самолет с полными баками топлива пришлось сажать в ручном режиме. На борту находилось 78 человек, из которых 41 — погибли. Кроме пассажиров в числе погибших числится один член экипажа. Мы вели текстовую онлайн-трансляцию с места происшествия.
Неделю назад тот самый авиалайнер, сгоревший в московском аэропорту, приземлялся в Рощино. 30 апреля самолёт попал в объективы фотографов во время очередного споттинга (фотонаблюдений за самолётами). Мы узнали, какие авиакомпании используют самолеты марки Sukhoi Superjet 100, чтобы перевозить пассажиров из Тюмени. Публикуем информацию о рейсах, мнения пассажиров и последние кадры сгоревшего лайнера, которые сделал тюменский фотограф.
По каким маршрутам летает Sukhoi Superjet из Тюмени
Sukhoi Superjet 100 — это пассажирский авиалайнер российского производства. В разработке проекта принимали участие 11 зарубежных компаний. На борту самолёта могут перевозить 98 пассажиров на дальность до 3000 или 4600 километров. Был разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого».
Согласно данным, представленным на табло международного аэропорта Рощино, только сегодня из Тюмени вылетели и готовятся к вылету семь отечественных самолётов. Авиакомпании «Ямал», «Ютейр», S7, «Газпром Авиа» и «Аэрофлот» отправляют пассажиров в Красноярск, Салехард, Надым, Новосибирск и Москву. Также отечественный самолет используется в парке авиакомпании «Азимут» — на нем пассажиры летают в Иркутск.
В Тюмень самолёты Superjet 100 прибыли сегодня из Санкт-Петербурга и Салехарда. Ожидаются рейсы из Бованенково, Надыма, Салехарда, Новосибирска и Талакана.
Краткая история самолетов Sukhoi Superjet
26 сентября 2007 года в Комсомольске-на-Амуре официально презентовали первый опытный экземпляр самолета Sukhoi Superjet 100. Через несколько дней в «Уральских авиалиниях» рассказали, что планируют купить сразу пять SSJ, но позже от этой идеи отказались. Отказались летать на SSJ и первые лица России.
Поставки самолетов начали задерживать. Но уже 19 мая 2008 года прошел первый полёт SSJ-100 в Комсомольске-на-Амуре, а первый пассажирский рейс он выполнил только спустя три года, в апреле 2011-го. Из-за проблем с поставкой запчастей средний налет SSJ-100 в России в 2017 году составил 3,3 часа в сутки. У Airbus 320/321 и Boeing 737 этот показатель в три раза больше.
9 мая 2012 года SSJ-100 выполнял показательный полёт над Индонезией, но через 25 минут после вылета из Джакарты врезался в гору Салак. Все 45 человек, находившиеся на борту, погибли. После этого SSJ-100 попадал в аварии еще пять раз. 19 декабря 2018 года его пришлось аварийно посадить в Кольцово. Он столкнулся на взлете со стаей птиц, это привело к неполадкам в стойке шасси.
На апрель 2019 года построено 186 самолётов SSJ, из них 151 борт передан заказчикам. Зимой этого года SSJ эксплуатируют МЧС России, МВД России, пограничная служба Казахстана, королевские ВВС Таиланда. А также авиакомпании «Аэрофлот», «Якутия», «Газпромавиа», «Азимут», «ИрАэро», «РусДжет», «Ямал», «Северсталь» и мексиканская InterJet.
«Сажусь в Superjet и понимаю, что мне страшно»
— Я часто летаю Superjet. И каждый раз, садясь в него, понимаю, что мне страшно. Это связано с несколькими вещами. Первое — это катастрофа в Индонезии. Конечно, это была ошибка пилотов, когда они врезались в гору. Вообще, мне кажется, что Индонезия — это испытательная зона для всех новых самолетов, там все бьется. Я об этом помню, и когда слышу фразу «рады приветствовать вас на борту Superjet», то у меня сердце екает, — рассказал директор компании «Рус-Форум» Дмитрий Захаров.
Тюменец признаётся, что год назад перестал бояться этих самолётов: в воздухе лайнеры ведут себя стабильно, они устойчивые, сам полет проходит спокойно. Но вскоре после авиакатастрофы Ан-148 в Подмосковье беспокойство к постоянному пассажиру отечественных самолётов вернулось.
— Единственное, что меня снова напугало, это авиакатастрофа с «Саратовскими авиалиниями», когда у них упал самолет из-за обледенения какого-то датчика. Выяснилось, что такая проблема начала возникать на борту Superjet, когда происходит обледенение и пилоты фиксируют разные показания приборов. Я помню, как в один день девять самолетов «Аэрофлота» не взлетели. Самолёты разгонялись, но пилоты получали разные показания скорости и разворачивались на обслуживание — у них была такая инструкция. Это страшно. Но я думал, что летом обледенения уже не стоит бояться. Не знаю, что это было. Но в среду я лечу на «Боинге», и от этого мне спокойнее, — поделился пассажир.
Почему произошла трагедия: версия следствия
В СКР подтвердили гибель 41 человека. Сейчас следователи допрашивают очевидцев, выживших пассажиров и членов экипажа. Следствие рассматривает несколько версий случившегося.
— Следствием рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия, — говорится в сообщении Следственного комитета. На месте трагедии продолжает работать следственная группа.
А вы летали самолётами Sukhoi Superjet 100? Приходилось ли вам замечать что-то необычное во время полётов? Своим мнением можете поделиться в комментариях.
Яна Шулика