В городах России открывается все больше хостелов. У этого сегмента гостиничного бизнеса есть как сторонники, так и противники. Путешественники и командированные ценят хостелы за приемлемые цены и достаточный комфорт: это намного цивилизованней, чем общежитие, но не так дорого, как отель. Но некоторые чиновники видят в них чуть ли не притоны и активно с хостелами борются. Судьбу хостелов в кризис мы обсудили с основателем сети Like Hostel Аязом Шабутдиновым. Кроме того, молодой предприниматель, чья сеть сейчас насчитывает 59 хостелов, рассказал, насколько сложно выйти на этот рынок.
– Аяз, расскажите, действительно ли вход на этот рынок не требует крупных вложений? Почему вы сами когда-то решили начать бизнес именно с хостела?
– Идея пришла спонтанно. Я остановился в хостеле в Казани и решил, что Ижевску не хватает гостиниц такого формата. Это круто, когда можно переночевать где-то, заплатив за это примерно столько же, сколько стоит билет в кино. Хостел – это малый бизнес, и его действительно можно открыть с небольшими вложениями. Многие тратят на открытие хостела миллионы. Но это не наш случай.
– Расскажите историю своего первого хостела. Через какое время он вышел на окупаемость?
– Денег на открытие у нас тогда не было. Моя знакомая взяла в банке кредит в размере 100 тыс. рублей. На тот момент это был возможный минимум. 7 мая 2013 года открылся наш первый хостел.
Нехватка средств добавила нам проблем, но все они были решаемы. Не хватало кроватей. Гости бронировали место, платили, я мчался в IKEA и покупал там кровать. Уже вечером гости спали на этих самых новых кроватях, не подозревая, что еще утром их не было.
Через 10 дней после открытия хостел начал приносить чистую прибыль, хотя я ожидал, что это случится месяца через два. Это не значит, что мы отбили все расходы. Но затраты на зарплаты, коммуналку, телефон и Интернет в тот момент мы уже оплачивали из выручки и дополнительных денег на хостел не тратили. На рекламу мы потратили на тот момент всего лишь 930 рублей. Отлично работало сарафанное радио. Мы изначально поставили себе высокую планку. Стремились тогда и стремимся сейчас быть лучшими.
Через какое-то время после открытия нашего хостела я был в Москве и решил шпионить за бизнесом у конкурентов. Отказался от квартиры с сауной и джакузи в пользу столичного хостела. В своей квартире я часто спал на полу, в поездках спал в машине, в жизни бывало, что ночевал и на вокзалах, но спать в 16-местной комнате одного из хостелов было просто нереально. Похоже на проходной двор, один администратор не успевал за всеми, большая очередь, дали сырые полотенца, не давали уснуть до трех утра и разбудили разговорами в семь. Но я отметил, что у них есть торговые автоматы с шоколадом.
– Начинающему предпринимателю с небольшим капиталом на руках лучше пойти по вашим стопам, действовать на свой страх и риск, или задуматься о франшизе? Какие сейчас, осенью 2015 года, нужны ресурсы для открытия хостела?
– Это личный выбор каждого, конечно. Но я все же советую остановить свой выбор на франшизе. Паушальный взнос сейчас составляет 250 тыс. рублей. За эти деньги франчайзи получает пошаговую инструкцию для открытия бизнеса, профессиональную поддержку на всех этапах, брендбук и полный комплект дизайн-макетов, рекомендации по минимизации затрат и так далее. Помимо взноса необходимы инвестиции непосредственно в сам хостел. Это затраты на приобретение мебели, техники и так далее. В среднем франчайзи тратит на это от 156 тыс. рублей.
– Вы начинали в Ижевске. Сейчас хостелы с вашим брендом есть во многих городах страны. Имеет ли этот бизнес какие-то региональные особенности?
– В Москве рынок хостелов, конечно, более развит, чем в регионах. И из-за этого в регионах возникают некоторые проблемы, как правило, юридического характера. Например, в столице давно привыкли, что в хостелах происходит размещение постояльцев без гражданства. Там знают, что с этим делать. В регионах работники хостелов не понимают, как действовать в правовом поле, а специалисты ФМС не знают, как наладить взаимодействие с хостелами. Как эту проблему решаем мы? В частности, у нас есть некоторый отбор гостей. К тому же имеется мощная юридическая служба, которая помогает все проблемы решать. Наши юристы выиграли несколько непростых судов.
– В этом году власти заговорили о борьбе с хостелами в жилых домах. Речь шла о том, что в таких хостелах употребляют наркотики, пьют алкоголь, хулиганят и мешают другим жильцам. Сталкивались ли с чем-то подобным?
– Если кто-то будет распивать алкоголь или мешать другим, то администратор попросит прекратить это. Если просьбу не услышат, гости будут выселены. В наших хостелах есть определенные правила, и их нужно соблюдать. Хотя мы не требуем ничего невозможного: гости просто должны вести себя культурно.
Запрет на расположение хостелов в жилых домах я не поддерживаю. Это усложнит ведение бизнеса и испортит жизнь многим добросовестным предпринимателям. Следить за порядком в хостеле – обязанность владельца. И если он не способен это сделать, то нужно лишать его возможности работать в этой сфере.
– По вашим прогнозам, что ждет этот сегмент гостиничного бизнеса в кризис? Верите ли в развитие внутреннего туризма, или хостелы будут выживать просто за счет дешевизны размещения в них?
– Уровень жизни россиян падает, и, естественно, они будут экономить на поездках. В связи этим увеличивается популярность хостелов. Но тот, кто привык отдыхать в хороших условиях, не станет мучить себя проживанием в душной грязной 16-местной комнате. В кризис выигрывает тот, кто за меньшие деньги может предложить больше. Поэтому тем, кто предоставляет в хостелах достойные условия и качественный сервис, бояться нечего. Для остальных это повод задуматься.
Фото: Фото из личного архива Аяза Шабутдинова