Здоровье репортаж 80-летние дети. Репортаж из тюменского центра для пожилых людей, больных деменцией

80-летние дети. Репортаж из тюменского центра для пожилых людей, больных деменцией

Тут учат, как отсрочить старость и побороть неизлечимую болезнь

Каждое утро в центре для престарелых тюменцев начинается одинаково. Сначала гимнастика для суставов, а потом зарядка для ума
Источник:

Недоумение, раздражение, страх — это лишь часть эмоций, которые переживают люди, чьи близкие больны деменцией. Мало кто понимает, как взрослый самостоятельный человек постепенно теряет самые простые навыки, превращаясь в 80-летнего ребенка. Вылечить человека от деменции нельзя, можно лишь замедлить развитие заболевания. В этом помогают не только реабилитационные программы и ежедневные занятия, но и элементарное общение. Для этого существуют геронтологические, реабилитационные, досуговые центры, пансионаты. Здесь под чутким вниманием и заботой пожилым людям помогают не замыкаться в себе, заново научиться жить и отстрочить болезнь. Как работает один из таких центров для пожилых — в материале 72.RU.

Важная работа


Яркие желтые стены гостиной пансиона украшают рисунки, поделки из макарон и аппликации. На другой стене — особая гордость — часы, которые пенсионерки старательно делали своими руками целых две недели. Другая комната с лавандовыми стенами пока пустует. Совсем скоро здесь появятся мягкие диваны и кресла, чтобы посетителям было где уединиться и отдохнуть после прогулки.

Из кухни доносится запах молочной каши. Завтрак уже прошел, и посетители центра, уютно расположившись на диванчиках, ждут зарядки. Сначала легкая гимнастика для суставов, а потом тренировка для ума.

— Краснодар.

— Значит, вам, Эльвира Кондратьевна, надо назвать город на «р».

— Ростов-на-Дону, — доносится из гостиной с ярко выкрашенными стенами.

Дневной пансион для пожилых людей Татьяна и ее муж Евгений открыли в конце 2021 года. Это место очень похоже на детский сад. Даже распорядок дня практически такой же: завтрак, зарядка, развивающие когнитивные функции и моторику игры, обед, прогулка, сон-час под мурлыкающий телевизор и полдник. Только сюда взрослые приводят не детей, а своих пожилых родителей.

Эти часы пенсионерки делали целых две недели. В ход пошли всевозможные материалы: макароны, вата, бисер, бумага, краски
Источник:

Основная часть досуга для посетителей пансиона лежит на плечах стройной женщины с короткими темными волосами. Агата помогает пенсионерам чувствовать себя комфортно и непринужденно, вовлекая их в беседу, игры и другую деятельность. Помогают ей и Татьяна с Евгением. Может показаться, что это легкая работа, не требующая особых навыков. Это не так. Нужно быть не просто терпеливым человеком, но и тактичным.

Агата собирает всех пенсионерок за большим столом. Кто-то играет в шашки, кто-то рисует, кто-то заканчивает вчерашнюю аппликацию. Сегодня на посиделки собрались пять пенсионерок. Всего центр регулярно посещают 8 человек. Некоторые почти каждый день, а другие только на выходных.

Агата — сиделка-компаньон. Она помогает пенсионерам чувствовать себя комфортно и непринужденно, вовлекая их в беседу, игры и другую деятельность
Источник:

Обратный эффект от любви и заботы


Среди гостей пансиона хрупкая пожилая женщина с живым и добрым взглядом. Анастасии Михайловне 92 года. Последние 12 лет она борется с деменцией. Ее главный помощник в этом нелегком противостоянии — дочь, Татьяна Чернышова.

— Я понятия не имела, что такое деменция, возрастные изменения, как они проявляются. Поэтому, когда у мамы и папы начали проявляться первые симптомы, я была в недоумении. Не понимала, как они, взрослые люди, элементарно не могут о себе позаботиться. Мама, например, захочет сделать печенье и вместо пергамента использует пищевую пленку. А папа не убирал столовые приборы в мойку, а просто тщательно их облизывал и клал вместе с чистой посудой. Конечно, для меня это всё было дико и я просто не понимала, что происходит, — вспоминает Татьяна.

Обычно общительная и дружелюбная Анастасия Михайловна вдруг стала часто обижаться на, казалось бы, безобидные слова дочери. Пенсионерка то надувала губы как ребенок и не разговаривала с семьей, то жаловалась соседям на близких. По словам Татьяны, часто пожилые люди, а уж тем более больные деменцией, даже в любящей семье могут чувствовать себя одиноко. Нередко о своем диагнозе они даже не подозревают.

Анастасия Михайловна больше 10 лет борется с деменцией. Несмотря на возраст и болезнь, дочь Татьяна не дает ей сидеть на месте. Они много путешествуют вместе. Новые впечатления и эмоции не дают болезни прогрессировать
Источник:

Самыми главными ошибками, которые допускают люди при уходе за пожилыми родственниками, женщина называет лишение человека всякой самостоятельности и нормального общения. По словам Татьяны, желание максимально окружить близкого любовью и заботой имеет обратный эффект. Человек постепенно теряет элементарные бытовые навыки, а вся жизнь сводится к отдыху на диване и общению с телевизором. После смерти отца Татьяна хотела найти место, где ее мама смогла бы комфортно проводить время вне дома в окружении подруг и сверстниц. Отсюда появилось и говорящее название будущегореабилитационного центра — «Посиделки».

Болезнь Альцгеймера — наиболее распространенный тип деменции, состояния, при котором головной мозг перестает выполнять свои функции должным образом. Болезнь Альцгеймера вызывает проблемы с памятью, мышлением и поведением.

«Я видела, как она медленно угасала»


Женщина в яркой кофточке, усыпанной цветами, старательно раскрашивает яркими карандашами черно-белую распечатку. Людмила Тимофеевна и дома в свободное время любит рисовать. Вот только в основном предпочитает картинки с цветами — только их она различает и понимает. В молодости женщина любила много читать. Детективы, военные романы, повести. Семейная библиотека хранила десятки книг. Сейчас с трудом ей даются детские книги. Людмила Тимофеевна несколько лет живет с болезнью Альцгеймера.

— О болезни мы узнали после того, как в ноябре 2017 года мама ночью ушла из дома в одной кофте, шапке и с сумочкой. С этого момента она живет со мной. Раньше узнавала детей, внуков, правнуков, а сейчас уже забывает иногда имена, нужно время, чтобы подумать. Иной раз даю ей старые фотографии, чтобы она повспоминала людей. Кого-то узнает, кого-то нет. В 60 лет начала заговариваться, сейчас ей 79, и она уже часто изъясняется жестами. С февраля ходит в пансион, и с речью уже стало намного лучше, хотя бы что-то может объяснить. Сама она не одевается, не моется, во многом нужно ей помогать. У ее мамы такое же заболевание было, это наследственное. Поэтому врач и мне сказал, что после 60 нужно обязательно наблюдаться у специалистов, — рассказала дочь пенсионерки Людмила.

Из-за болезни Людмиле Тимофеевне сложно формулировать свои мысли в предложения, она с трудом вспоминает имена внуков и правнуков. Она не всегда была такой. В молодости женщина читала очень много романов. Один из любимых авторов — Виктор Пелевин
Источник:

Однако общение с другими посетителями пансионата дает свои плоды. По рассказам дочери, состояние Людмилы Тимофеевны стало лучше. Она с нетерпением ждет встреч с подругами и даже на занятия, действительно, ходит как на работу. Даже может принарядиться и надушиться любимым парфюмом.

Нина Павловна тоже заметно преобразилась с начала посещений центра для пожилых. Ее дочь Татьяну такие изменения в самочувствии мамы особенно радовали. Первые симптомы болезни Альцгеймера начались у нее полтора года назад, когда ей было 63 года. Сначала родным казалось, что это такие причуды. Но со временем их стало больше.

— То кашу в сковородке сварит, то пельмени начнет готовить и через две минуты уже достает их из кастрюли и ест. Для меня это было всё так непривычно, — делится воспоминаниями о первых звоночках дочь пенсионерки Татьяна. — Мама всегда была такой живой, не сидела спокойно. Могла пять дел одновременно делать. А сейчас мне больно смотреть на нее. Я видела, как она медленно угасала из-за болезни. Начала мало разговаривать, не обращать внимание на нас. Но знаете, когда она начала ходить в «Посиделки», то состояние улучшилось. Мама начала меняться на глазах. И я счастлива, что она не сидит в комнате, будто брошена всеми, а с радостью в глазах едет в центр. Когда мы последний раз были у врача, она очень удивилась, сказала, что из-за течения болезни мы уже должны были в памперсах ходить. А она на встречи с другими пенсионерками губы начала красить, понимаете, как это здорово!

Во время подготовки материала Нина Павловна ушла из дома и так и не вернулась. Ее нашли днем 28 марта. Женщина скончалась по дороге в больницу.

Нине Дюковой было 65 лет. Большую часть своей жизни она прожила на Севере, где работала на машиностроительном заводе. Нина Павловна много путешествовала по России и не любила сидеть на месте
Источник:

Не сделать хуже


Хозяйка пансиона Татьяна Чернышова уверена, что пожилые люди не требуют особенного ухода. Им нужно общение.

— Ухаживающим семьям очень сложно. И пожилой человек даже в любящей семье начинает доживать, — рассказывает Татьяна Андреевна. — Он думает, что никому не нужен. А здесь, знаете, о чем они говорят? Вспоминают молодость, как они любили, как расставались. Дочке она это не расскажет, маме в свое время тоже не могла. А чем может поделиться с подружкой — то тут и вспоминает. Это уже начало профилактики возрастных нарушений. Да, бывают казусы, могут сказать что-то смешное. Но у них всех за спиной жизненный опыт, профессия, личные достижения, и нужно понимать это. Специальных усилий не надо, нужна любовь к людям, уважение.

Пансион для пожилых людей супругов Татьяны и Евгения Чернышовых
Источник:

Уже провожая нас, Татьяна и Евгений задают непростую задачку, предварительно сказав, что еще никто не дал правильного ответа.

— Представьте, что к вам на улице подходит бабушка, говорит, что заблудилась, и просить помочь, называя адрес. Какие ваши действия?

— Открою интернет, посмотрю, как туда проехать, и помогу ей сесть на автобус, — размышляю я.

— Вы сделали только хуже, — обрывает мои рассуждения Татьяна. — Считайте, что только что вы усложнили задачу ее близким, которые ее ищут. Многие даже не подозревают и не задумываются об этом. Вы считаете, что помогаете человеку, а делаете, по сути, наоборот. В большинстве случаев это люди с деменцией, и они могут поехать туда, где жили 10–20 лет назад или вообще в детстве. Этого адреса может даже не существовать. Человека там никто не ждет. И самое правильное решение — убедиться, что бабушка или дедушка осознает, что он делает. Спросить, где его близкие, как его зовут, кто живет там, куда он направляется. В идеале — позвонить в полицию и вместе дождаться сотрудников. Только так вы поможете.

Мы уже писали о том, каково ухаживать за близким человеком с деменцией. Тюменке Ирине Шешуковой пришлось уволиться с любимой работы, чтобы больше времени уделять маме. Сейчас 72-летняя Мария Михайловна по развитию больше напоминает маленького ребенка и уже не помнит даже свою дочь. О заболевании семья пенсионерки узнала ровно год назад.

Как распознать первые симптомы и помочь близкому человеку, не навредив при этом себе, — читайте в нашем материале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
30
ТОП 5
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ тюменца, ставшего жертвой сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
Я закрывала дочке глаза, и мы бежали в укрытие: жительница Белгородской области — о спасительном переезде в Тюмень
Лидия Жилина
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Рекомендуем
Объявления