В последние недели в Тюмени фиксируется всплеск ОРВИ. Люди болеют сезонными простудами, а кроме того, идет рост числа заражений коронавирусом. Журналист 72.RU Екатерина Петрова поговорила с пульмонологом, заведующей терапевтическим отделением госпиталя «Мать и дитя» Надеждой Куприной о том, что за инфекции распространяются сейчас, когда придет грипп и что такое ковидная пневмония.
— Кроме коронавируса, сейчас в Тюмени наблюдается всплеск ОРВИ, что это за инфекции?
— Это сезонные вирусные инфекции. По данным Роспотребнадзора, нынешние показатели не превышают заболеваемость и смертность в среднем за предыдущие годы.
— Но это еще не грипп?
— Нет, это не грипп. Скорее всего, грипп стоит ждать в конце октября. Это традиционное время для гриппа: заканчивается отпускной сезон, дети возвращаются с осенних каникул. Вторая волна гриппа будет в январе-феврале 2021 года. Это тоже традиционное время.
— Каким будет грипп в этом сезоне?
— Ожидаются три новых штамма: это грипп А (он всегда тяжелее) и В (он уже несколько лет у нас есть, переносится легче). Все штаммы, которые мы ожидаем, включены в вакцину. Сейчас она — российская, но вполне качественная. Прививочная кампания началась давно и пока продолжается.
— Можно ли сказать, что к сезонному всплеску ОРВИ с конца октября присоединится еще и грипп?
— Это всё вирусные инфекции, их не стоит разграничивать — сезонные ОРВИ или грипп.
— То есть просто меняется состав вирусов в сезонном всплеске заболеваемости?
— Да.
— Возвращаясь к коронавирусу. Мы весной его очень боялись, многие сидели на удаленке. Но сейчас кажется, что тогда было немного больных — в сравнении с нынешней ситуацией. Что изменилось? Почему весной мы обошлись малой кровью, а сейчас всё кажется серьезней?
— Пока у нас не будет популяционной подушки иммунитета, пока процентов 70 не переболеют ковидом, мы с этой болезнью не справимся. Да, весной самоизоляция в какой-то мере помогла. Но это не панацея, если всех снова сажать по домам, то мы новую волну просто отсрочим по времени.
«Болеют, будут болеть и пока не переболеют, мы не справимся с ковидом»
— Сейчас в мире процент переболевших можно назвать мизерным. Если нужно, чтобы переболели 70%, сколько на это времени понадобится?
— Точно сказать нельзя. По моему мнению, ковид будет и в этом году, и в следующем весну мы захватим.
— Почему ковид протекает у всех по-разному? Вирус, который люди подхватывают, может быть разным — или всё дело только в здоровье каждого конкретного человека?
— Есть понятие патогенеза заболевания. Осложнения дают, как правило, цитокиновый и брадикининовый штормы, когда иммунитет чрезмерно реагирует на внедрение вируса. Это вызывает тяжелые формы. Совершенно неважно, есть ли артериальная гипертония, молодой или взрослый пациент. Всё очень индивидуально и зависит от иммунитета. Восприимчивость организма, источник инфекции, факторы передачи или каким образом и в каком количестве вирус попадает в организм. Как в данный момент ощущает себя иммунитет, какое количество вируса попало, как на него среагировал организм — это всё индивидуально, прогнозировать это сложно. А почему тяжелее болеют «хроники» — потому что декомпенсируются хронические заболевания на фоне вирусной инфекции.
— Они болеют не только коронавирусной инфекцией, но и всеми своими хроническими заболеваниями?
— Да.
Цитокиновый шторм — это слишком бурная реакция иммунитета. Клетки иммунной системы при встрече с новой инфекцией борются не только с ней, но и со своими клетками, повреждая и уничтожая их. О брадикининовом шторме ученые заговорили совсем недавно, брадикинин — вещество, которое отвечает за проницаемость сосудов. При COVID-19 его становится слишком много, и это ведет к отекам тканей, в том числе легких.
— Самый главный вопрос в связи с этим. Как сделать так, чтобы перенести коронавирус легко, если все-таки ты заразился? Или это индивидуально и ничего не сделаешь?
— Если бы мы это знали, не было бы общемировой проблемы. Но есть основные правила для сохранения здоровья: умеренные занятия спортом, прием витаминов, профилактика хронических заболеваний, отказ от курения. Что-то специальное сделать невозможно. Волшебной таблетки нет. Хотя доказано, что течение заболевания и выздоровление облегчают профилактические дозы витамина D, аскорбиновой кислоты, цинка. Можно посоветоваться с врачом или сдать анализ на выявление дефицита витаминов, это легко можно сделать в любой лаборатории. Например, с витамином D. У нас такие широта проживания и особенность строения кожи, что дефицит витамина D наблюдается практически у всех.
— Почему к коронавирусу почти всегда присоединяется пневмония?
— Коронавирус не ведет к пневмонии. То, что мы видим на компьютерной томографии («матовое стекло»), — это не что иное, как отек альвеол, это не инфекционный агент, его не нужно лечить антибиотиками. Это пресловутые цитокиновый и брадикининовый штормы, которые дают микротромбоз на капиллярном уровне. Мы видим пневмонит, а не пневмонию. Антибиотики действуют на бактериальную пневмонию, а не на вирусную и не на тот пневмонит, который возникает при ковиде. Поэтому антибиотики, особенно при легком течении, не показаны.
— Но когда присылают сводки от оперштаба об умерших, часто пишут о субтотальной пневмонии.
— Да, так говорят, тут дело в терминах. Говорят о пневмонии, но надо понимать, что пневмонии бывают разными. И погиб человек, скорее всего от осложнений, от цитокинового, брадикининового шторма, от дыхательной недостаточности. Возможно присоединение вторичной или третичной пневмонии, когда к вирусной присоединяется бактериальная тяжелая пневмония.
— Многим прописывают антибиотики, судя по рассказам наших читателей.
— В каких-то случаях они нужны. Чаще всего при легком течении ковида они не нужны.
— Многие тюменцы с ковидом долго ждут врача, сейчас 30% врачей на больничном. Что вы можете им посоветовать, как вести себя, чтобы минимизировать риски, как себе помогать дома?
— Есть общие рекомендации при ОРВИ. Раньше, когда мы болели вирусными инфекциями, мы же не стремились попасть в стационар. Нужно позвонить в поликлинику, вызвать врача, открыть больничный лист, лечь, отдохнуть, обильное питье — 2,5–3,5 литра в сутки. И всё. Сбиваем температуру парацетамолом.
«Легкая ковидная инфекция не требует стационарного лечения»
— Какую температуру надо сбивать?
— Если температура хорошо переносится, то до 38,5 парацетамол принимать не нужно. Если есть симптомы общей интоксикации, выраженная головная боль, в целом в анамнезе плохая переносимость температуры, тогда ниже можно тоже принимать.
— Если после болезни остается поражение легких, как нужно восстанавливаться? Сколько времени это займет?
— Мы начали с апреля заниматься респираторной реабилитацией, ведем пациентов после тяжелой пневмонии. Есть сроки, определенные процедуры, всё зависит от объема поражения и от лечения, которое пациент получал. Апрельские пациенты приходили на КТ-контроль где-то через полгода, и мы видели практически полное исчезновение поражений. Всё зависит от процента поражения.
Чтобы восстановить легкие переболевшего и избавиться от очагов поражения, врачи сейчас используют физиопроцедуры, лечебную гимнастику, массаж и специальную диету. На финишной прямой подключают бальнеологические процедуры и гидротерапию. Иногда с пациентом, который перенес коронавирусную инфекцию, приходится работать психологам.
— Можно ли увидеть изменения легких на флюорографии?
— Ковидная пневмония — такая пневмония, которую не слышно ухом. Я слушала пациентов с 80 и 90 процентами поражения: легкое ослабление дыхания — и всё! Ее не слышно и не видно по ОАК. Ее видно только по специфическим анализам. Ее не видно и на флюорографии, потому что альвеолит просто невозможно рассмотреть на снимке в одной проекции, это только КТ.
— Какой процент поражения легких должен быть, чтобы человека срочно госпитализировали?
— Дело не в процентах. Есть четкие параметры для госпитализации. Процент не играет никакой роли, пневмония может быть острой или в стадии разрешения. Бывает, люди с 8 процентами поражения подлежат госпитализации, потому что у них дыхательная недостаточность, декомпенсация других заболеваний.
— По поводу масок все-таки. Многие тюменцы уже священную войну им объявили, не верят в них. Защищают они?
— Маски — это важно и нужно. Возможно, здорового человека они не защищают, но не дают больному человеку распространять вирусы.
«Если больной человек в маске и здоровый человек в маске, то вероятность заражения очень низкая»
— Обычные тряпичные маски имеют смысл или должны быть только медицинские?
— Восьмислойная марлевая. Могут быть из натуральных материалов, но в несколько слоев, и если она плотно прилегает к носу и рту, если мы носим ее правильно, а не на подбородке, тогда есть барьер от заражения. И их надо регулярно стирать и гладить.
В последние дни количество заболевших коронавирусом в Тюменской области стабильно увеличивается на сто с лишним человек. Общее число заразившихся с начала пандемии превысило 11 тысяч заболевших. Власти продлили режим повышенной готовности, введены новые ограничения — в частности, отменены плановые операции.