Человек привыкает ко всему. Десятки тысяч тюменцев ежедневно вынуждены штурмовать магистральные трубопроводы, которые проходят прямо по земле и отсекают жилые комплексы от остановок, дорог и других районов города. Тюменский ученый, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной механики института транспорта ТИУ Петр Чепур считает, что так быть не должно. Об этом он рассуждает в своей авторской колонке. Далее — от первого лица.
Несколько лет назад у нас появились плакаты «Тюмень — лучший город Земли». А совсем недавно мы боролись за звание лучшего города России по версии аудитории блога Ильи Варламова, где проиграли Белгороду. Зачастую Тюмень занимает высокие места в различных федеральных рейтингах качества жизни. Однако у нас есть огромная проблема, о которой почти не говорят, а она снижает качество жизни горожан. Это проложенные поверху магистральные сети, отсекающие целые районы, словно бетонный забор. Обветшалые, с поврежденной изоляцией, огромные трубы создают ощущение, что ты находишься в каком-то гетто, а не в одном из лучших городов России.
«Это безобразие, с которым никто не борется»
Компании-монополисты, установившие высокие тарифы для населения и получившие такие согласования от властей, вполне довольны: трубы легко обслуживать и делать особо ничего не надо. Каждый раз при строительстве крупных дорожных объектов возникают сложности с переносом этих сетей, согласования идут очень медленно. Видно, что сетевики де-факто занимают главенствующее положение и диктуют свои условия властям.
Лично меня уже давно беспокоит эта проблема, и я хочу о ней заявить. Чтобы не быть голословным, я объехал пять крупных районов Тюмени и сфотографировал самые проблемные места.
Широтная
Это наиболее проблемный и самый длинный участок (почти 6 километров), забирающий более 50 метров ширины улицы на протяжении от Пермякова до Теплотехников.
В отсекаемом густонаселенном районе живут десятки тысяч жителей, который каждый день в мучениях обходят и объезжают эти трубы.
На этой полосе можно было бы разбить красивую аллею, идущую вдоль всей улицы, где тюменцы могли бы вечером гулять и заниматься спортом.
Но в реальности мы имеем полное убожество: погнутые трубы с выступающей теплоизоляцией, ржавые металлоконструкции, обветшалые переходы и торчащие из-под земли опоры
Мельникайте
Не менее проблемным местом является участок по Мельникайте в границах улиц Николая Чаплина и Федюнинского — напротив ТЦ «Лента» и METRO. Посмотрите на фотографии: узкая, буквально два метра шириной, автобусная остановка.
Петляющая дорожка вдоль разрисованных и потрепанных шумозащитных экранов в пересечении с трубами.
Деревянные шатающиеся лестницы через трубопроводы.
Посмотрите на группу детей, которые не захотели идти по этому чудо-тротуару и пошли по проезжей части вдоль обочины.
Это же какой-то урбанистический кошмар! Как вообще можно было допустить такое? На Мельникайте — Федюнинского совсем недавно был реализован проект развязки, на что было потрачено более 3 миллиардов бюджетных рублей. В рамках этого проекта власти обязаны были углубить эти трубы. Это единственное верное и логичное решение.
Почему нельзя было сделать сразу грамотно, без дальнейших переделок? Наверное, потому что владельцы сетей — серьезные монополисты, с ними не удалось договориться. Тогда вопрос: зачем нам такая слабая власть, которая не способна договариваться?
Участок по Московскому тракту
В 2016 году был реализован большой проект по расширению Московского тракта. Улицу сделали шестиполосной, заменили большой объём коммуникаций. Однако фактор, наиболее раздражающий жителей района, не ликвидировали. На участке от Магнитогорской до Закалужской по сей день установлены трубопроводы большого диаметра на поверхности.
На пересечении улицы Ставропольской и Московского тракта всегда большой пешеходный трафик. Горожане фактически протирают своей одеждой трубы каждый день, ведь там очень мало места. Подъезжает автобус, а людям некуда выходить, так как ширины тротуара попросту не хватает.
Ведь там, где должен быть тротуар, проходит столь ненавистный для нас арт-объект — труба. Если демонтировать и углубить трубопровод, то откроется замечательный вид на сосновую аллею, прогулка по которой составляет большое удовольствие.
Это своеобразный оазис — хвойный, вкусно пахнущий лес в городских каменных джунглях. Такие места в городе надо ценить и правильным образом благоустраивать. Надеюсь, что городские власти меня услышат.
Участок на Харьковской
По улице Харьковской на участке от Одесской до Пермякова также проложены магистральные трубопроводы, не позволяющие комфортно существовать жителям района «ЖК Центральный», а в перспективе — жителям нового строящегося района «Сердце Сибири».
Трубы эти покрыты ржавчиной, кожух теплоизоляции имеет множественные повреждения и портит весь вид.
Тюменская Слобода
Отмечу, что активно развивающийся район Тюменская Слобода также отсечен от объездной автодороги трубопроводами большого диаметра. В этом районе есть проблемы с выездами и невозможность их добавить связана в том числе с наличием труб, проложенных поверху.
В настоящий момент проблема не критична, но настанет момент, когда трубы начнут мешать благоустраивать и развивать Тюменскую слободу.
Сейчас много говорят о том, как можно улучшить городскую среду, сделать город комфортнее для людей. В Тюмени ведется активное благоустройство, часто привлекаются хорошие специалисты: дизайнеры, архитекторы, высококлассные инженеры. Существуют порталы, где можно выбирать варианты оформления реконструируемых и вновь возводимых городских объектов.
Однако чтобы совершить большой скачок в улучшении городской среды, достаточно закопать все эти трубы под землю, сверху проложить дорожки, сделать газон и выполнить благоустройство ландшафта. Это очень простое решение, лежащее на поверхности — во всех смыслах! Если губернатор, мэр города поставят такую задачу, заявят о необходимости быстро решить эту проблему, возьмут на себя ответственность и сделают, то сотни тысяч горожан будут им благодарны.
Согласны с автором?
Доступность городской среды для неавтомобилистов в Тюмени — больная тема. Не так давно построили развязку на Мельникайте — 30 лет Победы, которая сделала недоступным плавный подъем на мост через Транссиб. Теперь там установлены огромные лестницы. Новую развязку даже окрестили «Мостом презрения». Власти планируют поставить лифты, но пока монтаж не ведется: оборудование заказано, обещают в ближайшие месяцы поставить.
Тюменцы недовольны и заборами, которые в последнее время устанавливают в разных районах города. Это неэстетично и неудобно, поскольку заборы блокируют тропинки, проложенные людьми, пешеходам приходится делать крюк.
Петр Чепур ранее на страницах нашего издания рассуждал, где нужно строить масштабные развязки, а где — нет. Также, по его мнению, Тюмени не хватает велопешеходных мостов через Транссибирскую магистраль.