Сергей Киселев пришёл в фотожурналистику в зрелом возрасте, успев к этому времени освоить пять-шесть рабочих специальностей. Параллельно занимался фотографией, снимая на черно-белую плёнку жителей родной Тюмени. О том, как создавал в начале 90-х годов свои кадры, фотокорреспондент местной газеты рассказал 72.ru.
Случайности неслучайны
— Мне было 30 лет, когда сделал первые фотокарточки. Сын тогда родился, захотелось запечатлеть его для семейного архива. Просто взял у отца ФЭД и начал снимать. Никто этой премудрости меня не учил. Теорию изучал самостоятельно по книгам, которых практически не было в те годы, и журналу «Советское фото».
Фотография пришла в мою жизнь случайно, как-то интуитивно всё вышло. Она для меня — идеальный вариант отражения моего собственного мира. Это сейчас все повально снимают на телефон, а лет 30 назад всё было иначе. Нужно было владеть ремеслом.
Подарок от завода и новая опасная работа
— На одном местном заводе, где я проработал 11 лет, стоял в очереди на квартиру. Получил ордер и через пару дней написал заявление на увольнение: меня уже ждали в местной газете «Тюменские известия». Оказался востребованным и получил должность в отделе фотоиллюстраций. Работаю там и сейчас.
Работая в газете, никогда не говорил себе: «Пойду сейчас и сделаю шедевр!». Просто шёл и делал свою работу. На расплодившихся тогда уличных тюменских рынках торговали геологи, врачи, учителя. Снимать там было опасно из-за риска столкнуться с криминалом. Челноки сновали с огромными котомками туда-сюда. За прилавком стояли в основном почему-то женщины.
На моих пленочных фотографиях 90-х годов запечатлены простые люди, обычные прохожие. Такие, как мы с вами.
Сейчас я не понимаю, что заставляло меня это делать, но тогда я брал камеру и шёл снимать. Время было нищее, но очень весёлое и интересное.
Портреты купцов и миллион телефонных пикселей
— К фотографии нужно очень серьёзно относиться, любить её до фанатизма. Ключевой объект моих снимков — это человек. Например, одинокая фигура бредёт по берегу моря или где-то ещё. Убери её — и смысловая составляющая рассыплется. Человек — такая субстанция, что именно она привлекает внимание зрителя.
У пленочной фотографии — не самые радужные перспективы. Одна катушка плёнки стоит сейчас дорого, а сделать получится 36 кадров. Считаю, что главное — удачный получился снимок или нет. А как он сделан — снят на плёнку и оцифрован или просто щелкнут на мобильник, — не важно. Изображение либо задевает за живое, либо нет.
О селфи. Это мёртвая фотография. Сделала девушка такой кадр, наложила фильтры. Лицо получилось плоское, как блинчик, но автор счастлива: морщинок не видно, как и других изъянов. Но что вы после себя оставите? Набор пикселей в телефоне? Купцы раньше ездили в фотоателье, чтобы там сделали им эффектные портреты. Их можно подолгу с удовольствием рассматривать сейчас. А селфи вряд ли удостоятся такой участи.
Для меня настоящая фотография — та, где история — в одном кадре.
Благодарим Сергея Киселева за предоставленные для публикации кадры. Ещё больше черно-белой Тюмени тех лет вы можете увидеть в его электронном фотоальбоме. Жмите на эту ссылку и наслаждайтесь просмотром.