18-летний тюменец Данил Шушарин — юный стартапер. В 16 лет он получил деньги на свой риелторский проект, открыл агентство недвижимости и спустя два года продал его «Этажам».
На предпринимательские подвиги подростка подтолкнули сериалы о кремниевой долине и автобиографические книги состоявшихся бизнесменов. Данил рассказал 72.ru, через что ему пришлось пройти, чтобы стать предпринимателем, как он чувствует себя на посту гендиректора и тяжело ли ему далась продажа собственной компании.
Школьник с идеей
Предпринимательская жилка у Данила прорезалась в 16 лет. Он уехал в детский лагерь в Анапу, но не переносил сон-час и нашел более интересное занятие.
— Когда я что-то создаю, то мне абсолютно наплевать на деньги, меня мотивируют эмоции, которые я испытываю. В детском лагере мы с товарищем сбегали — перелазили через забор, покупали в городе всякую запрещенку, а потом продавали ее в лагере в два раза дороже. До этого я прочитал книгу Олега Тинькова «Я такой как все» и мне понравился образ предпринимателя, — вспоминает Данил Шушарин.
Потом он вернулся в Тюмень и пошел в 10-й класс, параллельно стал думать, чем занять себя в дальнейшем. В итоге решил, что должен создать что-то свое.
— Я не мог представить себя человеком, работающим по найму. Если тот чувак, который всех нанимает, уже допер, то разве я хуже? В интернете нашел несколько интересных идей. Мне нравились недвижимость, IT-технологии, право и эмоции, поскольку без них ничего невозможно. И все это как-то скомбинировалось в идею, что нужно «убивать» риелторов. В России же их не очень любят. Эта идея прочно засела в голове и нужно было что-то придумать. Я насмотрелся сериалов, запилил простенький сайт и стал стартапером.
Первая победа
На дворе стоял 2016 год. Со своим проектом Данил поехал в Уфу на мероприятие для стартаперов. Денег на дорогу у родителей не просил. Продал свой велосипед BMX за 35 тысяч рублей, купил билеты в плацкарт и отправился в путешествие.
— Мама отпустила, было сложно, но отпустила, — рассказывает Данил. — Я один, в незнакомом городе... Это была моя первая самостоятельная поездка. Я испытывал необычные ощущения, ощущение свободы, чего-то нового. Там был огромный зал, слепящие фонари. И я выиграл. Награда — обучение в акселераторе ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) в Москве, где помогают запускать стартапы. Учеба на тот момент стоила порядка 200 тысяч рублей, а я выиграл бесплатное обучение там. В этот раз убеждать маму, чтобы она разрешила мне поехать учиться в Москву, было еще труднее. Потому что это «мама, я на всю зиму улетаю в Москву, и не факт, что вернусь, и со школой нужно что-то придумать». Убедил. Я не знаю, что у нее в голове. Если бы у меня был ребенок, я бы его не отпустил.
В столице Данил поселился у брата. Со школой проблема решилась легко — десятиклассник перешел на домашнее обучение.
— Во время обучения в акселераторе оказалось, что основная проблема в моем неумении перестроиться на модель зарабатывания денег. Пойти и что-то продавать людям — это физически сложно. Во время обучения я проводил исследование рынка, общался с потенциальными клиентами, делал первые продажи. В итоге у меня сложилась определенная картинка.
Сразу после учебы Данил отправился домой к родителям.
Риелторский стартап
С проектом по продаже недвижимости Данил Шушарин заявился на Innoweek, который проходил в Тюмени в мае 2017 года.
— Я не знал, что у нас в регионе пытаются что-то развивать. Подал заявку, пришел. Оказалось, что в Тюменской области раз в десять масштабнее, чем в Уфе. Было как на американских мероприятиях. Казалось, будто все мы какие-то рок-звезды. Выиграть я не смог. Тогда только начинала собираться наша команда, и я еще не знал, что именно мы будем делать. У нас только формировалось представление о том, что мы будем делать «открытые дома». После мероприятия мы встретились с инвестором Александром Румянцевым, который дал нам несколько миллионов на наш проект.
Молодой предприниматель хотел создать сайт, который сможет конкурировать с сайтами по продаже недвижимости, такими как N1.ru. Размещаться там, по задумке, должны были только собственники.
В июне 2017 года Данилу пришлось досрочно стать совершеннолетним — пройти процедуру эмансипации. Это было необходимо для того, чтобы открыть собственную компанию и занять пост генерального директора. Организация стала резидентом тюменского технопарка, получив при этом налоговые льготы и офис со сниженной арендной платой.
— Первое, с чем я столкнулся, это зачем вообще нужен генеральный директор. Сидел и гуглил: «Зачем нужен генеральный директор?». Я не понимал. Сотрудники сами все делают. Я даю им установку и только вечером нужно проверить, что они там сделали. Серьезно не понимаю, зачем нужны все эти бизнесмены. Стратегия — это чушь, они все врут. Они ничего не делают. Только наемные сотрудники пашут. Главное правило управления — не мешать хорошим людям работать. Так и я никого не заставлял работать. Приходил на работу к 12, а сотрудники — к 8 утра. Моей главной задачей было, чтобы всё работало слаженно. Нужно собрать людей, контролировать время, светиться в СМИ, со всеми встречаться и говорить. Конечно, нужно также платить налоги, зарплату, оплачивать аренду офиса, в общем, нужно просто платить, платить, платить. Все понимали, что я испытывал. Но я социопат, мне зачастую просто наплевать. Я был бы неплохим депутатом, но у меня хорошие родители, и я не могу открыто воровать. А закрыто неинтересно. Какой прикол иметь дворцы, если ты не можешь ими понтануться в расследовании Навального?
При запуске своего стартапа Данил руководствовался тем, что главной проблемой собственников, которые самостоятельно не могут продать недвижимость, является переоценка квартиры.
— 80% собственников переоценивают свое жилье. Единственный способ быстро продать квартиру и не продешевить — это аукцион. У нас все квартиры выставлялись бы на аукцион. Начальная цена продажи — с нуля. Люди бы записывались, смотрели, а потом проводили бы торги. В этом случае собственник продал бы свое жилье по максимальной цене и за минимальное время — две недели, и при этом бы не платил риелторам огромные комиссии.
По такому принципу уже работают сайты за рубежом. Российские потребители идею восприняли неоднозначно.
— Проблема оказалась в том, что такой подход помогает только мотивированным собственникам, которых всего 5%. Им наплевать, какую ты с них берешь агентскую комиссию. Мы брали 6%, а агентства берут 1–2%. Чтобы провести аукцион, нужно воспользоваться большим количеством рекламных инструментов, рекламный бюджет для проведения аукциона по типовой квартире в районе 30–50 тысяч рублей, но по задумке мы хотели создать сайт, где были бы только аукционные квартиры от собственников и стоимость размещения на нём составляла 300–500 рублей. Когда поняли, что можем помочь только 5% людей, то свернули сайт, поскольку он не был высокоэффективным. Аукционы нам понравились, но создавать такой классифайд не хотелось. Были не понятны перспективы, не ясно сколько денег понадобится, окупятся ли вложения. А это не окупится. Люди нищие и не могут платить большие деньги, как в Америке или Великобритании за размещение. Например, в Америке люди платят 500 долларов. Условно говоря, если бы я здесь сказал: «Давай мне 7 тысяч» при средней зарплате человека 35 тысяч, то меня сразу бы послали. Мы проверяли.
В декабре прошлого года Данил Шушарин запустил агентство недвижимости. Но решил в корне перевернуть подход. Это событие практически совпало с переездом от родителей. Старшеклассник снял квартиру и теперь живет один.
— Мы поняли, что у нас прикольные технологии, прикольная система прогнозирования цены, ведь в большую корпорацию аукционный метод не внедришь, да и риелтора очень сложно убедить на такую историю. Сложно убедить его отказаться от постоянных показов, базы. Нужно просто собрать всех потенциальных покупателей в одном месте, чтобы они конкурировали, видели друг друга. Мы мыслим не так, как эти компании, которые вышли из девяностых. У нас средний возраст команды — примерно 25 лет. Собрав весь свой опыт, мы запустили собственное агентство. Его особенностью стал аукционный метод продажи недвижимости.
Агентство просуществовало недолго, его захотело купить агентство недвижимости «Этажи». Стороны нашли компромисс и договорились о сделке.
— Как все восприняли продажу? Ну примерно так: «Ура! Наш бизнес покупают, а не отжимают, как "Додо-пиццу"», — вспоминает Данил.
До выхода на сделку с риелторами агентство Данила провело шесть аукционов, но продало только три квартиры. К обзвону потенциальных клиентов малолетний предприниматель привлекал своих одноклассников.
Трудности будущего
В данный момент сделка с «Этажами» находится в процессе закрытия. Они подписали соглашение, но до завершения сделки команде предстоит еще кое-что доделать и привести дела в порядок. Сумма продажи стартапа может исчисляться в миллионах. Точную сумму сделки разглашать нельзя по контракту. Прибыль Данилу Шушарину придется делить с инвестором. Параллельно старшекласснику нужно сдать ЕГЭ и решить, чем он будет заниматься дальше. Пока ему по душе пришлась сфера недвижимости.
— У меня в июне ЕГЭ, я на семейном обучении. Я должен сдавать все аттестации и так далее. Обычные ученики на протяжении года все делают, а я прихожу, пишу тест и всё. Если ты умный, то на самом деле вообще не нужно ходить в школу. Ты можешь дома все выучить, и у тебя будет аттестат 5.0 и никакой учитель с плохой контрольной ничего не испортит.
С планами на будущее подросток пока не определился. Он мечется между поступлением в вуз, новыми начинаниями в бизнесе и раздумывает над предложением работы, поступившим от американского агентства недвижимости. Идти по стопам известных американских предпринимателей, вдохновивших его на создание бизнеса, Данил не собирается. С наукой у подростка не сложилось и развивать себя в ней он не планирует.
— Последний раз я занимался наукой в седьмом классе, когда делал доклад про поверхностное натяжение воды. Своровал его из «Википедии». Занял первое место на школьной олимпиаде, а на областной — третье. Да, с докладом из «Википедии». Фильм можно снимать, книжку писать.
Еще недавно в планы старшеклассника входила политика — он хотел баллотироваться в депутаты тюменской городской думы. Но его избирательная кампания разбилась об электорат и равнодушие властей.
— Если вы пойдете по людям, то поймете, что они откровенно глупые. Прямо страшно. Например, открывает мне дверь мужчина. Я спрашиваю, может, его что-то не устраивает? Может, что-то нужно? Он ведет меня в идеальный подъезд и говорит: «Они провода покрасили». Или, например, опять же пожаловались, что стройка рядом со школой не огорожена, там дети играют. Мне администрация отвечает, что всё исправили. Минут через 15 после получения письма я пошел за шаурмой и увидел, что там как было, так всё и осталось. Я понял, что им все равно на людей.
До конца лета Данил будет работать над своим проектом, чтобы потом полностью передать его «Этажам». Предпочтет ли он остаться в России или уедет, пока неизвестно — школьник мечется не только в поисках лучшего варианта, но и смысла жизни.
— Я не знаю, кто я, зачем я появился в этом мире, не знаю, что меня ждет дальше и чем заниматься я буду. Меня швыряет из стороны в сторону, и эти метания пока выливаются во что-то интересное.
О каких карьеристах мы еще писали
Почитайте еще про карьеристов, о которых мы писали. Уроженец Тюмени Денис Зуев — настоящая IT-звезда. Он сейчас живет в Штатах, где учит сотрудников Microsoft, Apple и Google. А бутафор Полина Клюева обосновалась в Санкт-Петербурге, где создает декорации для клипов. Стилист Татьяна Мамаева перебралась в столицу и теперь одевает звезд для съемок.
Раз в две недели по воскресеньям мы рассказываем о карьерных успехах тюменцев. Если вы или ваши друзья тоже достигли успеха в какой-нибудь отрасли, то расскажите нам и всем тюменцам об этом. Пишите на почту, звоните и отправляйте сообщения в Viber или Telegram на номер: 8-922-479-00-81 (редакция 72.ru) или 8-950-489-91-20 (Анна Яровая).
Фото: Ирина Шарова