В Тюмени закрывается Червишевский рынок. Сегодня, 15 мая, он работал последний день. Уже завтра на всей территории отключат электричество, а торговые ряды закроют забором. Мы побывали на рынке и своими глазами увидели всю суматоху. Как хрупкие женщины грузят коробки с печеньем в тележки и волокут их к выходу, как грозные мужчины разбирают стеллажи, шумя дрелью, и как покупателей разворачивают у порога, объясняя, что всё уже закрыто. Конец эпохи.
На улице, где стоят ряды со спортивными костюмами, обувью и трикотажем, жизнь еще вовсю кипит. Прилавки ломятся от товара, привезенного с заграничных рынков. А между палаток бродят зеваки: то ли людям правда нужно что-то из одежды, то ли они там ходят из любопытства, так сразу и не скажешь. Но их магнитом притягивают курточки, носки и черные ботинки. Хотя мерить и покупать что-то из приглянувшегося они не спешат.
Продавцы же стоят у прилавков, словно на охоте. Они взглядом встречают каждого гостя, а через мгновение подходят и предлагают посмотреть на их уникальные вещи. По атмосфере, царящей здесь, сложно подумать, что рынок вот-вот закроется. Но это только с первого взгляда: стоит приглядеться — и в глаза уже бросаются горы голых манекенов, небрежно брошенных у палаток, и коробки с нераспакованным товаром.
Самые внимательные могут увидеть у входа картонное объявление, написанное с ошибками: «Рынок переноситься на рынок Южный».
А снаружи продают похоронные цветы, рассаду, молоко и овощи. Здесь же мы встретили седовласую женщину Татьяну Ивановну — она уже мелькала в наших репортажах. Это она грозилась съесть корову, если рынок закроют. Пенсионерка с ярко-голубыми глазами в платке и скромной курточке стояла рядом с табуретом. Она снова приехала издалека, чтобы продать молочку. Но, увидев нас, уже знакомых журналистов, начала ворчать и материться. Мол, ничего уже не поможет, закроют рынок и всё тут. А в конце и вовсе неожиданно добавила: «Помер дед Максим, ну и *** с ним!»
Намного спокойнее себя вели продавцы из крытого рынка — ярко-синего ангара, где на первом этаже продавали колбасу, мясо, овощи и сладости, а на втором чинили обувь, подшивали шторы и демонстрировали косметику из каталогов. От привычного интерьера здесь уже ничего не осталось. Киоск с журналами у самого входа стоит пустой. У крайних магазинчиков вырублен свет, на стенах висят пустые полки с ценниками из недавнего прошлого. А если пройти вглубь, то огромный зал, где пространство делили десятки продавцов, превратилось в грязное помещение. Продавцы в спешке разбирают холодильники и прилавки, сбрасывают все предметы мебели в кучу на тележку и увозят.
— Весь Червишевский рынок переехал на «Южный». А с 15 июня на Калининском рынке появятся червишевские ряды. Для нас там уже начали строить модные такие ларьки. Мы сами объединились и обо всём договорились. Туда переедут с Червишевского рынка отделы с рыбой, колбасой и кондитеркой. Надеемся, что так будет удобнее людям ездить, особенно если сделают рядом автобусную остановку, — рассказывает один из продавцов.
На втором этаже уже тоже полная разруха. Кругом бардак, пыльные стекла, пустота или, наоборот, завал вещей. Людей практически нет. Когда продавцы будут отсюда забирать свое имущество, непонятно. Но время у них еще есть до вечера.
А вот Азиза Нормухамедова, что торгует фруктами и овощами здесь почти 20 лет, пока не может позволить себе выдохнуть. Ее судьба до сих пор не определена. Женщине нужно вместе со всеми покинуть помещение, но сделать этого она не может. Чтобы вывезти весь товар, ей надо купить тонар — это такой продуктовый прицеп. Его стоимость — чуть больше полумиллиона рублей. Таких денег у Азизы сейчас нет.
— Плакать хочется, как жалко, что рынок ломают. Но что поделать? Мы и плакали, и просили... Но всё без толку. Я не успела собрать все долги, которые накопились у моих пенсионеров. Больше двух миллионов долг! Кто мне отдаст теперь? Бабушки сразу сказали, что ездить далеко они не смогут. Ладно около миллиона я на новом месте наторгую, но остальное что... Мне придется простить эти деньги, — рассказывает Азиза и прямо при нас начинает рвать долговую книгу. — У меня у самой долги перед базой за фрукты. А еще, чтобы переехать, нужно 500 тысяч, столько стоит тонерчик. Нет у меня пока таких денег. Останусь пока здесь же, не знаю, как будет... Может, без света придется работать. Может, еще как. Будет как будет... А как найду деньги, так перееду на «Южный», там мне место обещали у остановки.
О том, что рынок, простоявший на этом месте столько лет, снесут, беспокоятся и обычные жители района. Многие из них там, возможно, и не бывали никогда. Но они переживают за другое: что построят на этом месте? Люди объединились и стучат во все двери, чтобы власти пересмотрели эти планы. Они уже обратились в администрацию и к депутатам. Но ответ пока один: земля не муниципальная и выделена под застройку домов, еще часть территории уйдет под дорогу.
Почитайте колонку тюменки, которая готова была найти родителей Моора, чтобы спасти рынок, оказалось, мама и папа губернатора сами живут на «Червяке».
Ранее мы публиковали информацию о планах застроить участок под Червишевским рынком — читайте, что там будет и когда.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.