Вопрос строительства крематория в Тюмени на протяжении многих лет стоит остро. Некоторые тюменцы считают, что он городу необходим и его нужно скорее возвести, другие — против. Власти Тюмени постоянно пытаются выделить землю под крематорий: ими было предложено и отвергнуто уже несколько участков. Недавно остановились на территории возле Червишевского кладбища. Землю лесного фонда уже перевели в кладбищенскую. Но по-прежнему остается неизвестным, кто будет спонсировать будущий проект и когда он вообще появится.
С 2012 года за всей историей с крематорием следит Ефим Марголин. Мужчина проработал 30 лет в Тюмени, 24 года назад переехал в Германию. На протяжении десяти лет он пытается добиться строительства крематория в родном городе. Ефим из экологических соображений считает появление этого проекта важным. Также не дает отступить от цели желание добиться справедливости. По словам мужчины, несколько лет назад власти перевели землю, предназначенную для крематория, в частную собственность. Он считает, что это произошло незаконно. Даже несмотря на то что в прокуратуре на его заявление факт о неправомерной передаче участка не подтверждают. Ефим несколько раз обращался в администрацию города и области, департамент имущественных отношений и прокуратуру по поводу выделения участка. Но ответы ведомств его не удовлетворили. Не так давно он написал заявление в Следственный комитет. В нем он пишет, что городские и областные власти намеренно блокируют строительство объекта.
История длиной в 10 лет
Помогать директору ООО «Тюменский крематорий» в привлечении инвестиций Ефим Марголин начал еще 10 лет назад. Он говорит, что нашел в Германии инвестора. Начался процесс оформления документов — нужно было решить вопросы с землей. Однако участок под крематорий долгое время выделить не могли. В процессе оформления документов, по словам Ефима, случилось неожиданное.
— Учитывая то, что 10 лет назад в Тюмени с каждым годом всё более обострялась городская проблема с кладбищами, по моему предложению создано ООО «Тюменский крематорий». Его целью должно было стать осуществление проекта по строительству крематория в Тюмени. Его директор Павел Ашарин тогда же обратился ко мне с просьбой подобрать ему надежного инвестора в Германии для осуществления проекта. В рамках своей компетенции я исполнил его поручение. Инвестора подобрали. Вот тут начинается неприглядная история, — рассказывает Ефим Марголин.
Все официальные ответы ведомств есть в распоряжении редакции.
В 2014 году землю под строительство крематория планировали выделить на Велижанском тракте. Тогда этот участок находился в бессрочном пользовании у СПК «Ембаевский». Однако предприятие долгое время его не использовало и администрация Тюмени рассмотрела вопрос размещения на этой земле крематория.
— Департаменту земельных отношений и градостроительства, департаменту городского хозяйства — проработать вопрос размещения крематория на вышеуказанной территории, — поручил Александр Моор, на тот момент он находился на должности главы администрации.
Градостроительным планом Тюмени предусмотрено еще в 2008 году выделение участка на Велижанском тракте под кладбище и крематорий. Такая земля, в соответствии с законом, может быть только в муниципальной или федеральной собственности.
Далее, по словам Ефима, в администрации отвечали, что нужно уладить организационные моменты — перед тем как передать землю под крематорий. В это время инвесторы приезжали в Тюмень и уже были готовы вложить деньги в проект.
— Когда дело подошло к тому, что инвестиции в проект были на подходе, произошла интересная ситуация. Выясняется, что участок по Велижанскому тракту, предусмотренный для строительства крематория, департаментом имущественных отношений области переведен в частную собственность с кадастровой ценой его в десятки миллионов. Цель у авторов аферы одна — блокировать проект, — уверен Ефим Марголин.
С вопросами о правомерности перевода земель в частную собственность Ефим несколько раз обращался в прокуратуру. Там пенсионеру объяснили, что всё законно и претензий быть не должно.
— Доводы о неправомерной передаче участка своего подтверждения не нашли, — ответили Ефиму в прокуратуре.
С тех пор прошло уже несколько лет. Всё это время Ефим продолжал обращаться к властям с вопросами — пенсионер считает своим долгом выяснить, что всё-таки случилось тогда с кладбищенской землей. Не так давно он написал заявление в Следственный комитет с просьбой разобраться в этой запутанной истории.
Кому сейчас принадлежит земля?
По данным Росреестра, участок находится в категории земель населенных пунктов. Использовать его разрешено для размещения мест погребения. 15 ноября 2016 года право собственности на участок находилось у общества с ограниченной ответственностью «Контакт». Учредители компании — Михаил Лакс и Светлана Насырова. Предприятие занималось ремонтом автомобилей, торговлей автомобильных запчастей и арендой недвижимого имущества. В 2016 году «Контакт» ликвидировали из-за его убыточности. 23 декабря 2016 года право собственности разделили между собой Мария Шалыгина и Ольга Дроздова. На сегодняшний день земля для погребения продолжает принадлежать им.
Как земля для погребения могла оказаться в частной собственности?
Мы спросили у нескольких юристов, как земля для мест погребения могла оказаться в частной собственности.
— Если земля имеет целевое назначение для погребения, то с таким статусом в частные руки ее передать не могли. Чтобы передать, могли изменить целевое назначение земель. К примеру, чтобы они стали землями для индивидуального жилищного строительства. Всё это связано с всеобщим бардаком, который находится у нас вокруг приватизации. Законодательство менялось, и теперь это всё наслоено на разные решения о приватизации, — рассказал Юрий Лавров, кандидат юридических наук.
По мнению другого земельного юриста, проблема могла возникнуть при переводе земель.
— По данным ЕГРН и публичной карты, разрешенное использование этого участка — для размещения мест погребения. Если анализировать правила землепользования и застройки, то на этом месте совсем другая зона — П-1. То есть зона размещения производственных объектов с санитарно-защитной зоной не более 100 метров. Здесь идет несоответствие данных из ЕГРН и ПЗЗ. Данный участок вообще не предназначен для погребения. Здесь только производственная зона. Можно предположить, что здесь менялись правила землепользования и раньше была другая зона. Либо, как вариант, не вносились изменения в запись ЕГРН, — рассказала Лидия Восканян, помощник юриста компании ООО «Земельный юрист».
Что еще мы писали про крематорий?
История со строительством крематория волнует не только Ефима, но и жителей нашего города. Павел Ашарин, один из инвесторов, который изъявлял желание построить крематорий, уже долгие годы ждет разрешение администрации. По его словам, он не получил ни разу ни одного объективного ответа от властей и считает, что администрация намеренно затягивает процесс строительства.
— Пока крематорий в стадии ожидания. От этой идеи я до сих пор не отказался. Правительство пока не хочет активно связываться с темой строительства крематория. Я считаю, что один из факторов — это репутационные риски. Не желают размещать этот объект, потому что боятся реакции населения. При этом они не смотрят в сторону работы с гражданами по этому вопросу. Еще есть аргумент, что они не отдадут строительство одному инвестору. Не исключаю того, что кто-то хочет отдать проект своему человеку, мы в России живем. Также существует теория, что происходит лоббирование ритуального комплекса. Это теневой рынок. Он очень богатый, и крематорий создаст конкурентную услугу, которая заберет часть рынка. Для меня нет объективной причины, почему нельзя строить. Администрация мне не ответила объективно. Я могу ответить на любой их аргумент, — рассказывал 72.RU Павел Ашарин.
Еще два года назад для расширения существующих на Червишевском тракте кладбищ городские власти отвели более 135 гектаров земли. Новые площадки для захоронений с подъездными путями и всем необходимым благоустройством появятся возле уже существующих кладбищ «Червишевское-4», «Червишевское-5» и «Червишевское-6». Площадь каждого из них увеличится от 30 до 40 гектаров.
Многодетные семьи, получившие от государства участки для строительства домов в деревне Падерина, были очень возмущены решением городских властей строить поблизости крематорий. Они обращались за помощью к тюменскому губернатору и даже написали коллективное письмо президенту (им удалось собрать несколько сотен подписей). Чиновники не согласились с тем, что соседство с крематорием сравнимо с появлением мусоросжигательного завода. Вот как они аргументировали свою позицию. Прошлым летом высказался по строительству крематория губернатор Александр Моор. В итоге власти изменили локацию будущего крематория.
Не так давно локацию снова изменили. Крематорий планируется разместить на земельном участке рядом с Червишевским кладбищем, который по распоряжению правительства России переведен из земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для размещения кладбищ. Он (участок. — Прим. ред.) оформлен в муниципальную собственность Тюмени. Заезд к участку будет со стороны Червишевского тракта.
Теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.