Порой бывает интересно очутиться в прошлом и посмотреть, как жили люди 100, 200 или 300 лет назад. Прогуляться по улицам, пообщаться с жителями, узнать, какие проблемы их беспокоят. Интересно взглянуть, что делали жители Тюмени в начале XX века.
На самом деле, представить, что было раньше, легко. Достаточно взглянуть в старые газеты. Через них можно ощутить дух той эпохи и мысли наших предков. Присаживайтесь поудобнее, наша машина времени отправляется в прошлое. Цель — Тюмень, 1900 год — 122 года назад, когда наш город и вся страна были другими. Покажем Тюмень через старые газеты.
Тюмень шагнула в новую эру
Новый, тяжелый век изменит не только облик страны, но и души всех его жителей. До революции осталось 17 лет. В 1900-м, естественно, жители Тюмени, да и всей России, даже не могли предположить, что ждет страну в ближайшие годы.
Тюмень в начале века — еще не столица региона, всё руководство восседает в Тобольске. А город на Туре — пока довольно солидный по меркам Сибири купеческий городок на берегу Туры. Известно точное количество жителей — 29 793 человека: 15 222 мужчины и 14 571 женщина. В городе всего 110 улиц и переулков (в 2022 году их около 1300).
Город занимал скромную по современным меркам площадь — если оглядываться на карту, то Тюмень начиналась от Троицкого монастыря и заканчивалась нынешней улицей Орджоникидзе.
Во главе города стоит Андрей Текутьев. В январе 1899 года он заступил на должность. Купеческое влияние на Тюмень было настолько сильным, что нередко главами города становились купцы. Он проработает на этой должности до 1911 года. Новое столетие Текутьев встретил 60-летним состоятельным человеком.
А было время, когда он приехал в Тюмень никому не известным деревенским парнем. В 1850 году этот парень из крестьянской семьи устроился в хлеботорговую лавку купца Данченкова. Работал хорошо — из приказчика быстро стал старшим приказчиком.
Текутьеву было 14 лет. Его матери не нравилось, что ее сын в таком возрасте уже руководит людьми, поэтому ему пришлось ненадолго уволиться. В 20 лет Текутьев завел свою лавку и занялся своим делом. За несколько десятилетий он прошел путь от мелкого торговца до крупного предпринимателя и миллионера. Производил муку, свечи, мыло, владел паровыми мельницами и пароходами.
В январе 1900 года Текутьев отмечал годовщину своего нахождения на посту главы города. За это время уже успел сделать много хорошего. В конце 1899 года тюменским властям удалось заключить договор с инженером Коншиным по устройству в Тюмени электрического освещения. Идею электрификации города продвигал Текутьев. Ведь уличное освещение в то время осуществлялось керосиновыми фонарями.
Текутьев чувствовал себя хозяином города, поэтому свое влияние оказывал на многие аспекты жизни горожан. Будучи богатым человеком, он на свои деньги содержал театр и библиотеку, платил зарплаты артистам. Бедные могли ходить на представления бесплатно. Но в 1900 году это было только началом того, что сделает для города Текутьев.
Вонь, грязь, снег и другие бедствия в жизни тюменцев
«Погода начинает устанавливаться очень хорошая, но грязи в городе еще пока много»
На фотографиях 1900 года Тюмень кажется простой и уютной. Но картинка обманчива. Пройтись по улицам в межсезонье — это попрощаться с обувью.
Соцсетей тогда не было, поэтому на жизнь тюменцы жаловались в местных газетах. И там раскрывается изнанка города. Зимой 1900-го тюменцы возмущались огромными завалами снега на тротуарах и во дворах.
— Неделю тому назад полиция довела до сведения домовладельцев, дабы они немедленно очистили тротуары от снега и льда. Здесь же взгляните — да, право, тут не только упасть и ушибиться, а голову поломать можно. Нам кажется, ему должно быть стыдно, — возмущается житель Тюмени в «Сибирской торговой газете» в адрес хозяина дома по Голицинской улице (теперь это Первомайская).
Жители часто жаловались в газетах на вид тюменских тротуаров. Даже обозначали адрес дома, где замечены кучи снега, которые хозяин не убирает. Вообще отсутствие тротуаров — настоящая беда, не дающая покоя урбанистам версии 1900 года.
— В то время как во многих больших городах вопрос о тротуарах давно решен и жители успели заменить деревянные — каменными, у нас составляет предмет оживленного толка. В 1898 году полицией был отдан всем обывателям приказ о поспешной постройке тротуаров с обязательством окончить постройку к 1 июля того же года, — пишет тогдашний «Илья Варламов».
Как видим, тротуаров нормальных сделать не могли и к 1900 году, но грязь не самое страшное для тюменца. С наступлением весны оттаяло всё, что плохо пахнет.
— Тюменские обыватели положительно не знают разницы между улицей и помойными ямами, — негодуют сознательные жители в «Сибирской торговой газете» и просят санитарных попечителей обратить внимание на антигигиеническое состояние улиц, заваленных мусором.
Осенью 2021 года жители восточных окраин Тюмени жаловались на вонь из-за сжигания куриц Боровской птицефабрики. Весной 1900 года проблемы были примерно те же. Только на этот раз жгли навоз.
«20 апреля жители восточной стороны Тюмени имели приятное удовольствие весь день вдыхать чад дыма от сжигаемого вблизи города навоза»
«В Зареке тоже нечем дышать. Кожевенные и овчинные производства, основанные еще в 60-е года XIX века, отравляют воздух», — сообщалось в «Сибирской торговой газете».
В 1900 году произошло и важное событие. Началось строительство здания женской гимназии. Деньги вложили купцы Колмогоровы. Достроят его в 1904 году. Сейчас это главный корпус Тюменского госуниверситета на Володарского, 6.
Тюменский бизнес и пиар
Несмотря на то что Тюмень версии 1900 года — городок небольшой, торговля в ней кипела. Ведь не зря купцы занимали такое важное место в тюменском обществе. Они вкладывали большие деньги не только в бизнес, но и в благотворительность, строя больницы, ночлежки для бедных и учебные заведения.
Различные товары продавали свыше 270 торговых лавок. Клиентов тюменские торговцы зазывали не только уличными вывесками, но и газетными объявлениями.
Тюменцам предлагали купить новый ополаскиватель для рта «Одоль», созданный в 1892 году профессором из Дрездена Ричардом Зейфертом. Он предложил коммерсанту Карлу Августу Лингнеру проявить свой предпринимательский талант, чтобы продать средство. Как мы видим по объявлению в тюменской газете, рекламировать ополаскиватель Лингнеру удавалось даже в далекой Сибири.
Весной, естественно, тюменцы пересаживаются на велосипеды, поэтому местные торговцы предлагают им купить английские модели.
Конечно, первую страницу «Сибирской торговой газеты» составляли рекламные объявления, которые продвигали много известных современникам названий. Например, «Кодак», «Нестле».
Тюмень была хоть и далеким от Европы городом, но жители при наличии денег могли себе позволить самые разные товары. От фруктов, вина и чая до бриллиантов.
Нет коровьим свиданиям и попрошайкам!
Вернемся в тюменские улицы. Не только вонь, грязь и снег беспокоили обывателей. Потрясающее письмо в газету направил один из жителей Тюмени. Проблема — коровьи свидания.
— Право, не клуб ли коровьего рода возле приказа о ссыльных? Кажется, с целой Тюмени коровы каждодневно собираются сюда на «коровьи» рауты. Игривые животные весело прыгают, грациозно вскидывая на воздух четырьмя ногами сразу, и со свойственным женскому полу кокетством заигрывают с проходящими, с «коровьей» деликатностью подталкивая их в бока рогами. Хотя столь невинное кокетство и вполне извинительно дамскому полу, тем более в весеннее время, но нам помнится, что существует обязательное постановление городской думы, воспрещающее коровам устраивать «рауты» и любовные свидания на улицах и площадях города.
А как вам жалоба на медведя во дворе?
— Нас просят обратить внимание на медведя во дворе дома Барманцева, который привязан к столбу на тонкую веревку, и легко может случиться, что, оторвавшись, медведь наделает много бед, так как во дворе Барманцева ходит масса уличных мальчишек, которые дразнят медведя. Необходимо медведя приковать на цепь или же посадить в клетку.
Пока в одном конце Тюмени людям жить не давали коровы, в другом размножились стаи бродячих собак. В городской управе даже их подсчитали — 347 собак, что вдвое меньше, чем в 1899 году. Куда делись остальные, не уточняется. Бродячих собак ловили в 1900 году, ловят и в 2022 году. В редакцию «Сибирской торговой газеты» пришла гневная заметка от жителя, у которого ловцы хотели забрать собаку.
К сожалению, не все в Тюмени жили благополучно. Бедных людей было очень много. Голодным детям приходилось попрошайничать на улицах. Тюменцы не знали, что с этим делать.
— Маленькие босоногие попрошайки пристают на улицах к прохожим и с настойчивостью, достойной лучшего применения, гоняются за намеченной жертвой целые кварталы. Такое назойливое приставание, конечно, неприятно, но невольно рождается вопрос: неужели никому нет дела до этих несчастных, голодных, оборванных ребятишек, чуть не с младенческого возраста привыкших к попрошайничеству. Неужели не найдется в Тюмени доброй души, которая позаботилась бы об устроении их участи? Ведь существуют же у нас благотворительные общества! Но где они? — задается вопросом тюменец.
Конечно, тюменцы не были равнодушными людьми. В городе существует ночлежный приют. Только за февраль 1900 года через него прошли 203 человека, в среднем за одну ночь по 45–60 человек. Правда, не все умеют благодарно пользоваться добротой, которую им дают.
Так, ссыльные из Ялуторовска нашли неплохую схему. Они приезжали в Тюмень, где их арестовывали за отсутствие паспорта и помещали в ночлежный дом. Возвращая их обратно в Ялуторовск, им выдавали полушубок, шапку, рукавицы, шаровары и лапти. Выданные вещи на жаргоне они называли «полняки».
— Доставленный этапным порядком в Ялуторовск, жиган бежит обратно в Тюмень, пропивая здесь «полняк», и опять идет в ночлежный дом арестовываться. Некоторые умудряются совершать три-четыре таких путешествия в месяц, а следовательно, пропить три-четыре таких «полняка», — сообщается в «Сибирской торговой газете».
Всемирно известный циркач Дуров в Тюмени, но тюменцам не понравилось
В Тюмени каждый вечер проводились музыкальные вечера, театральные представления. Различные труппы и театры регулярно посещали город. Активно в свой же театр привлекал их глава Андрей Текутьев, который и оплачивал все расходы.
В октябре 1900 года в Тюмень приехала труппа известного циркового артиста, клоуна и дрессировщика Анатолия Дурова. Он был известен своими дрессированными животными и дерзкими монологами. Даже позволял себе критиковать власть имущих. Такой визит был знаковым событием для города.
Главной фишкой Дурова была его дрессированная собачка. Тюменцев радовали номерами с угадываниями, силачами и даже собаками, которые катались на свиньях. В театре не хватало мест. Тюменцы ходили по несколько раз на одни и те же выступления. Родители жаловались, что из-за того, что выступления проходят вечером, нельзя на них попасть детям, которые мечтают увидеть животных.
— Было бы недурно, если бы гражданин Дуров дал одно специальное дневное представление для детей и учащихся по уменьшенным ценам, — писали родители.
Сейчас бы таких в соцсетях назвали «яжматерями», которые хотят для их деточек дешевых билетов. Ну хоть не бесплатных.
Правда, сама тюменская публика признавалась, что далеко не всё из репертуара знаменитого циркача им понравилось. Чего стоит рецензия жителя Тюмени в «Сибирской торговой газете», опубликованная в конце октября 1900 года.
— Клоун Дуров уехал, не дав даже анонсированное последнее представление. Тюменцы хоть и усердно посещали его представления, но в общем разочаровались. Ведь от Дурова ожидали, судя по рекламам, большего, между тем сам Дуров, его остроты и дрессированные животные оказались не самого высокого качества: исключение составляет собачка. Остроумие Дурова старо с примесью большого нахальства и дерзости по отношению к публике. Он однообразен. Мы были на трех его представлениях — видели каждый раз одно и то же. На сцене он даже не находчив — мы не слышали ни одного остроумного ответа на вопросы публики, а одни дерзости.
В итоге рецензент пришел к выводу, что рекламная кампания у Дурова была отличная, она и объясняла высокую популярность артиста в Тюмени. Выступления получились неинтересными, «артисты годны только для балагана». Единственное, что понравилось — это костюмы в труппе Дурова и дрессированная собачка. Не впечатлил он тюменцев.
В это же время в Тюмени проходили концерты балетной труппы Верони-Вест. Тюменцев тоже в основном впечатлили костюмы артистов. Понравился и танцор Лебедев. Правда, тюменцы отметили, что ему бы не помешало починить свой костюм.
Наглые воры и криминал
«Крестьянин Николай Макаров покушался на убийство своей старухи-матери, сделал в нее четыре выстрела из револьвера, но, к счастью, дал промах»
Пока одни любовались выступлениями артистов, другие жители Тюмени зарабатывали себе на хлеб. В местную полицию поступает куча жалоб о кражах. Так, во время одного из выступлений было совершено две кражи. Украли часы и кошелек с деньгами. Часы так и не нашли, а кошелек валялся на полу. Правда, без денег.
— В воскресенье, 22 октября, в цирк-театре полицейским надзирателем был задержан некий муж, имевший две шапки — одну на голове, а другую держал под пальто, — сообщает сводка.
— 24 октября наши воры в цирк-театре общества попечения об учащихся утащили опять из жилетного кармана серебряные часы у одного юноши, который не знал, что такие наши тюменские воры нахальные.
Нахальные воры умудрились стащить даже лампу в цирке-театре. Тюменцы возмущались, что кражи делаются на глазах у публики, без всякого стеснения.
Воровство достигало порой вопиющей наглости.
— Тюменские воры крадут буквально всё, что плохо лежит, не брезгуя ничем, — возмущается житель в «Сибирской торговой газете». — Так, на днях со двора Никольского училища украдены лежавшие там снятые с петель старые деревянные ворота.
Вором оказался крестьянин Садовский, несколько раз судимый за кражи. А вот пример настоящего криминала.
— 4 марта крестьянин села Успенского Николай Макаров покушался на убийство своей старухи-матери, с какой целью сделал в нее четыре выстрела из револьвера. Но, к счастью, дал промах.
Со всеми преступниками разбирались тюменские полицейские. Арестованных кидали в каталажные камеры. Для понимания, за февраль 1900 года через камеры прошли «412 арестованных за пьянство, буйство, безписьменность (отсутствие документов. — Прим. ред.), по подозрению в различных преступлениях и проступках. 179 оказались задержанными за безписьменность и праздношатательство».
В 1900 году в Тюмени произошло другое важное событие — Николай Машаров приступает к строительству чугунолитейного завода. Так родится будущий Станкостроительный завод.
Благотворитель умер в нищете
В конце декабря 1900 года стало известно о кончине от рака купца Прокопия Подаруева. В селе Перевалово в наши дни стоит ему памятник, но в свое время он встретил смерть в забвении, хотя тюменский водопровод появился благодаря его стараниям.
На строительство водоподъемной машины требовалось 25 560 рублей серебром. 9250 рублей собрали тюменские мещане и благотворители. Остальную сумму покрыл Прокопий Подаруев. Он заключил с британцами Г. И. Гуллетом и П. В. Генсом договор о строительстве.
Машину возвели на берегу Туры, напротив улицы, которую в наши дни именуют Водопроводной. Трубы были деревянные. Позже еще стало известно, что место для закачки воды выбрали неудачно — ядовитые отходы заречных предприятий попадали в Туру, а потом и в водопровод.
Все инженерные работы закончились в 1864 году. 19 июля после молебна машину запустили. Началась эпоха тюменского водопровода. Хотя многие недостатки первой системы будут исправлять еще много десятилетий.
Это был не единственный благотворительный проект Подаруева. Он жертвовал деньги в Александровский детский приют, омское общество «Надежда». На свои средства содержал городскую богадельню, построил мост через овраг в Городище, инициировал создание в Тюмени ипподрома и конного завода. Пожертвовал 135 тысяч рублей на строительство Александровского реального училища (в наши дни в нем располагается университет Северного Зауралья).
Однако у богатства купца Подаруева была своя причина. В 1870 году он стал городской головой города Тюмени. Он откупил монопольное право на продажу водки в городе. Тобольский художник Михаил Знаменский написал картину, на которой изобразил купца в виде святого Прокопия Милостивого, который «жаждущих напоил, трудящихся придавил, богомерзкий град Тюмень в грязи потопил». Не очень приятное, наверное, зрелище для Подаруева.
Но это было не самое худшее, с чем столкнулся купец в жизни. В 90-е Подаруев разорился и обеднел. Денег не хватало на уплату налогов. Его исключили из городской думы и лишили избирательного права. Умер Подаруев от рака в бедности. Похоронили его на кладбище в селе Перевалово, где он начинал свой путь. На следующий год городская дума списала его долг по налогам в 3485 рублей.
В честь Подаруева даже назвали улицу, но после революции ей дали имя Семакова. В доме, где жил купец, сейчас располагается Уральское главное управление Центрального банка России.
Вот такой был 1900 год в Тюмени. Конечно, сложно рассказать всё, что происходило в этом году, о людях, которые жили в это время, но если вам понравился материал, то пишите в комментариях. Мы продолжим изучать историю Тюмени через газеты.
Хотите знать, что было в 1901 году?