С приходом тепла на городских улицах становится больше любителей двухколесного транспорта. Но есть и те, кто обожает ездить на велосипедах круглый год. Один из них — 33-летний Константин Булыгин из Тюмени. Он ездит на велосипеде не только ради поддержания себя в форме, удовольствия, но велосипед для него — еще и рабочий транспорт. Тюменец работает курьером уже несколько лет и часто, по его словам, сталкивается с непониманием и нарушением со стороны пешеходов. Что возмущает велосипедиста в поведении пешеходов — читайте в его авторской колонке.
Велосипедная индустрия в Тюмени развивается, но пешеходам на это всё равно
Я являюсь активным участником велодвижения в нашем городе. Уже многие месяцы замечаю, как прогрессивно оно развивается. Вы и сами видите, как активно проектируются и строятся велодорожки в Тюмени. Зачем они нужны? Для удобства поездок на велосипеде. Чтобы велосипедистам не пересекаться с пешеходами и не маневрировать на пешеходных участках. Это забота, это безопасность и для пешеходов, и для велосипедистов. И это радует.
Но с наступлением оттепели и тепла эта радость угасает, потому что радуешься этим факторам не только ты, а еще мамы с колясками в две полосы: встречной и попутной; дети, которые бегают из стороны в сторону; собаководы с поводками на всю велодорожку в пять метров поперек. Я хочу это обсудить и разобраться. Почему правила перемещения едины для всех и мы их соблюдаем на своей дороге, но в случае наезда велосипедиста на пешехода мы всегда и остаемся виноваты?! Есть масса примеров, когда ответственность ложится именно на велосипедистов, которые случайно сбивают людей, идущих по велодорожкам, на территории, предназначенной для велосипедистов.
Пешеходы ходят по велодорожкам и не смотрят по сторонам
Я и мои близкие, которые также ездят на велосипеде, часто наблюдаем, как пешеходы ходят по велодорожке в том и в другом направлении. Некоторые из них, когда переходят дорожку, вообще не смотрят по сторонам. Как минимум это нужно делать хотя бы ради собственной безопасности. Также много вопросов к молодым мамам. Некоторые из них идут с колясками по велодорожке и тоже нарушают правила. Ладно бы по встречной полосе такие ходили, куда еще ни шло, но они займут обе полосы и идут, болтая друг с другом, или смотрят не отрываясь в телефон. Почему у людей нет понимания, что это ведь такая же оживленная дорога, как и автомагистраль?
Не всегда всё зависит от самого велосипедиста
По себе знаю, управляя довольно долгое время велосипедом: он, как и другой транспорт, может повести себя по-разному на дороге. Важно понимать, что это зависит не только от умения вождения велосипедиста. К примеру, неисправность гидравлического тормоза или внезапная протечка масла. И всё — в случае встречи с пешеходом ты просто не сможешь остановить велосипед экстренно. Да и непогода тоже может привести к последствиям на дороге: если мокрый или обледенелый асфальт, то велосипед вместе с тобой уйдет в занос. А если в этот момент кто-то из пешеходов будет идти по велодорожке, каков итог? Сбитый человек. Ладно, если легкие травмы или просто испуг. Происшествие может случиться и при невысокой скорости велосипеда, тут не нужно гнать 30 километров в час. Можно ехать медленно, но при каких-либо факторах столкновения, увы, не избежать.
Я могу понять, что от остановочного пункта, как, например, на Широтной, иногда приходится выходить на велодорожку. Тут спору нет — идти больше некуда, но, блин, дальше-то ведь можно выйти на пешеходную часть. Но нет, люди идут именно по велодорожке!
Меня поддерживают
Мой приятель, спортсмен Георгий Сорокин, который уже 15 лет в велоспорте, поддерживает меня во мнении. Для колонки он тоже высказался. Вот его посыл:
— Если велосипед приравнивают уже к машинам, тогда велосипедист не должен двигаться по тротуару, точно так же, как и пешеход по велодорожке. Нужно нам, велосипедистам, ездить по краю дороги. Я не против, чтобы пешеходы ходили по велодорожкам, но пусть ходят адекватно: не в наушниках или внаглую на велосипедистов. Я еду и кричу всем заранее, метров за 100, чтобы они знали, что сзади едет велосипедист. Но в ответ получаю: «Что ты орешь?» А если я еду молча, объезжаю пешеходов, они кричат: «Что ты пугаешь?» Мол, надо заранее кричать, что ты приближаешься к пешеходам. Всем не угодишь. А кто-то вообще ходит по велодорожке и думает, что это для них сделано, и говорят, чтобы мы не катались там. Парадокс. Я могу выйти на дорогу и ехать навстречу на машину, водителю же это не понравится — так же и на велодорожке. Мне всё равно кажется, лучше бы пешеходы не ходили по велодорожке, а мы не ездили по тротуарам, по дорогам. Но и тут водители орут на нас, чтобы мы ездили по тротуарам и что мы не имеем права ездить по дорогам. Парадокс на парадоксе.
Вопросы, которые волнуют велосипедистов
Я хочу обратиться к органам. Что делать, если ты сбил пешехода на своей выделенной дороге, и почему в наезде виноват именно велосипедист? Правила дорожного движения говорят, что чаще всего вина ложится на плечи управляющего транспортом, но ситуации бывают разные. Почему тогда не привлекают пешеходов, если они нарушают правила дорожного движения? Они для всех же и равносильны. Представим, что пешеход пренебрег своей безопасностью, находясь на дороге для велосипедистов, а отвечает за это велосипедист. Это несколько нечестно.
У меня по этому поводу несколько вопросов:
Почему нет штрафов для нарушителей, которые выходят на велодорожки?
Почему нет правил, прописанных для велосипедистов, или статей, объясняющих, в каком случае велосипедист прав, даже если наехал непредумышленно на пешехода?
Почему развито всё, кроме правил и защиты велосипедистов в таком случае?
Для чего вообще тогда нужны эти велодорожки, если я с такой же опасностью для пешеходов и обвинением в свою сторону могу просто ездить по пешеходной части?
Чтобы не было нарушений со стороны пешеходов, поставьте полицейских через каждые 500 метров, и пусть они штрафуют их за нарушения — так же, как штрафуют за несоблюдение масочного режима. Может, тогда дойдет до людей, что они находятся на потенциально опасной для них территории. Я не прошу многого, но и не хочу быть виновным в безалаберности людей без малейшего инстинкта самосохранения.
Другие мнения о велосипедистах и пешеходах...
Ранее на нашем сайте уже выходила авторская колонка про вечный спор между велосипедистами и пешеходами. Хочется ли владельцам двухколесного транспорта делить тротуары с остальными тюменцами? Об этом нам рассказала тюменка Мария Грошева, которая каждое лето пересаживается на велосипед.
...и об электросамокатах
Недавно мы писали, что тюменская администрация приобретает 34 электросамоката. Мы узнали зачем.
Наши коллеги делали большой разбор того, как в регионах пытаются обуздать самокатчиков. Так, в Тюмени наказали пьяного «водителя» самоката, в Ставрополе автомобилист судился с мужчиной, вылетевшим к нему под колеса, а в Ижевске женщина сбила пешехода на тротуаре. Все эти ситуации решались большими спорами, ведь российское законодательство оказалось неготовым к появлению такого вида транспорта.
Но есть и ответственные любители поездок на самокате. Один из них порассуждал о взаимовежливости и элементарных правилах дорожного движения в своей авторской колонке.
Многие тюменцы всё же не боятся и приобретают или арендуют двухколесный транспорт — на нем передвигаться по летним улицам удобно, экологично, да и просто приятно. Среди ключевых аргументов за электросамокат — компактность, относительно большая скорость и минимум физических затрат при использовании. Разбираемся, на что стоит обратить внимание, если вы думаете о приобретении этого транспортного средства.
Согласны с автором?