Тюмень признана «Городом трудовой доблести». Администрация Тюмени провела конкурс и выбрала победителя, чей эскиз стелы станет реальным. Он появится в сквере Машарова. Один из участников конкурса, архитектор Антон Канаткин, после объявления финалистов, в число которых он не вошел, разобрал работы и попросил читателей определить, какой же проект достоин занять место в Тюмени. Читатели 72.RU оценили работу архитектора, а вот администрация — специалиста не поддержала. Ниже комментарии обеих сторон по поводу состава комиссии конкурса, реальной деятельности финалистов и количестве проголосовавших за победителей.
Мнение архитектора Сергея Вяткина:
Изначально работы на конкурс отбирались комиссией, в составе которой находились очень опытные архитекторы и управленцы, порой с огромным стажем в архитектуре и градостроительстве, исчисляемом десятилетиями.
Комиссия учитывала многие параметры, указанные в техническом задании:
исследование существующей ситуации на участке проектирования, обоснование по высотному, силуэтному и композиционному предложению проектного решения;
обоснование формы и размера конструкции стелы, материалам изготовления, прочим элементам благоустройства;
сложность изготовления и стоимость изготовления.
Вторым этапом было голосование жителей за отобранные варианты. Голосование проводилось на общественных площадках в течение нескольких дней, доступных всем: и молодому поколению и более взрослому. При этом количество проголосовавших было большое. Также проекты были выставлены на сайте администрации заранее, где их можно было рассмотреть более подробно. Ограничивать голосование только интернет-площадкой, через интернет, при условии, что не у всех есть к нему доступ и, как говорит автор статьи, с прицелом на молодежь — вариант, не позволяющий охватить всю целевую аудиторию.
Интересна также позиция в отношении участников конкурса. Не очень понятно, почему являясь сотрудником организации, принадлежащей члену жюри, конкурсанту нельзя заявиться на конкурс как частное лицо? Правила конкурса это не запрещают. Тем более, все данные участников тщательно проверялись сотрудниками администрации на соответствие правилам конкурса. У нас в городе одна архитектурная школа, и, как правило, многие архитекторы давно знакомы друг с другом или работают вместе. Многие обучали или обучаются друг у друга. О каком совпадении идет речь? При этом работы конкурсантов были зашифрованы под цифровыми кодами и фамилии исполнителей не раскрывались до момента награждения.
Если же рассматривать сами проекты, то стоит взглянуть на приказ на сайте администрации, где указаны итоговые баллы работ и критерии оценки. Оценка шла очень многогранная и учитывала множество параметров. Вышедшие в финал работы интересны и своим расположением: открытая площадка в створе улиц, парковка — место позволяющее разместить объект проектирования и органично вписать в участок; существующий парк на ул. Холодильной — проектом предусматривается минимальное вмешательство в существующую ситуацию; сквер «Сибирский» — плохо благоустроенная территория без соответствующей времени инфраструктуры.
Касаемо же внешнего вида объектов — вкусы у всех разные и вряд ли можно прийти к одному мнению. При этом проект Антона Канаткина предполагает размещение на существующей благоустроенной территории, уже серьезно насыщенной объектами: вечный огонь, стела, камень в честь основания города. Добавлять туда еще один объект — сомнительно, возможно, это стало причиной, что его работа не вышла в финал?
При этом каждый из участников писал серьезную обосновательную часть к своей работе, а не только Антон Канаткин, и вся документация рассматривалась жюри в полном объеме.
Реакция архитектора больше похожа на легкий «серый пиар» и обиду от того, что его работа не набрала достаточное количество голосов для выхода в финал или победы.
Мнение администрации:
Для независимой и профессиональной оценки в конкурсную комиссию открытого публичного конкурса на разработку эскизного проекта стелы с изображением герба города Тюмени текстом указа президента Росси о присвоении городу Тюмени звания «Город трудовой доблести» и концепции оформления прилегающей территории были включены представители архитектурного, дизайнерского, художественного сообщества и сообщества ветеранов. Из них двое архитекторов были из других городов (Москва, Томск), мнение которых является непредвзятым.
Члены конкурсной комиссии не знали до момента оглашения результатов авторов работ, конкурсные работы рассматривались под номерами и не содержали информации, позволяющей идентифицировать авторов. Утверждение, что Елена Мальцева — финалистка конкурса — не работает в МКУ «УГП» и других структурах администрации города Тюмени.
Работы финалистов без оглашения авторства были представлены жителям города Тюмени во время выборов с 17 по 19 сентября на всех избирательных участках для голосования за один из проектов. В голосовании приняло участие 34 861 человек, что является значительным охватом.
Простота урны, листочков для голосования и карандашей обусловлена экологичным подходом и экономией средств налогоплательщиков.
Конкурсная работа победителя не предполагает вырубку деревьев, а, напротив, увеличивает площадь озелененных территорий города.
Мнение архитектора Антона Канаткина:
Ознакомившись с ответом администрации, хочу обратить внимание на следующие моменты. Администрация сообщила, что в комиссии было двое «чужеземных» экспертов. Даже если они выступят против тринадцати местных архитекторов, объективно — это ничего не решит.
Немного информации про участие в архитектурных конкурсах. В международном конкурсе по разработке ЕКБ-Сити моя работа вошла в пятерку финалистов из 43 представленных проектов. Работа по созданию нового аэропорта в Челябинске вошла в топ-20. Всего было представлено 350 работ из восьми стран. Проигрывать достойным работам — это честь, но только не в этом случае. Обидно, что прекрасный город Тюмень и дальше будут бетонировать, а его гражданам будут «лить воду в уши», что это делают высокопоставленные профессионалы на благо города, естественно за счет налогоплательщиков. А пиар здесь не уместен — истина важнее, то есть архитектура.
Касательно знакомства и совместной работы участников с представителями жюри в одной фирме. Предположу, как это возможно сделать: некий гражданин трудится у работодателя, который является членом жюри. В таком случае, что стоит зайти в кабинет и проконсультироваться по своей конкурсной работе? Просто в народе это называется «кумовство». А на конкурсе да, имен и фамилий не было, но работы могут быть известны членам жюри. И это опять никак не проверить. Почему граждане должны этому верить безоговорочно?
Почему в основном только представители тюменской школы приняли участие и вышли в финал? Почему не было конкурсантов из других регионов, ведь конкурс был открытым? Напомню, что все самые популярные конкурсы России публикуются на всероссийских интернет-площадках, таких как, например, archi.ru или architime.ru.
По поводу трудоустройства Елены Мальцевой. Прежде чем публиковать какую-либо информацию, она тщательно проверятся. Тюменское городское имущественное казначейство дало ответ, что Елена Викторовна действительно у них больше не работает, а вот в управлении градостроительного планирования подтвердили, что она у них трудится.
Вопросы по голосовавшим, в том числе на избирательных участках, всё равно остались. Можно было нарисовать и 100 тысяч проголосовавших. Какое количество трудоспособного и современного цивилизационного общества не имеет выхода в интернет? 5–10%? В основном пожилые люди, а молодежь, которая в дальнейшем здесь будет жить, — не ходит на выборы, а ратует за голосование через интернет. Но именно их и отстранили от голосования, получается.
Как велись подсчеты «бюллетеней» такого количества — больше 30 тысяч? Вручную? Это заняло бы несколько дней. Где фото подсчетов или видео? Ведь цифры писались просто на листочках бумаги, то есть их необходимо в начале разложить по цифрам, а затем каждую цифру посчитать отдельно. В интернет-голосовании подсчет занял бы одну секунду. Например, можно смотреть не только результаты, но общий характер аудитории, возрастную категорию и пол проголосовавшего, причем всё это в открытом доступе, а голоса все анонимны, что делает данный метод голосования более демократичным, экономным и открытым.
По поводу экологичности голосования. Каким образом голосование карандашом на листочке экологичнее и экономичнее, чем интернет-голосование? Во-первых, карандаши и листочки нужно закупить на все 150 участков города Тюмени — это уже минус экономике за счет налогоплательщиков. Во-вторых, напомню, карандаш, как и листочки, сделаны из дерева, что говорит об отсутствии экологической заботы.
Немного о проектах, которые вышли в финал. Сквер «Сибирский» не для бетонной конструкции берёг свое девственное озеленение. И благоустройство его инфраструктуры можно сделать без вырубки деревьев, профессионал это смог бы сделать. Проект в парке на Холодильной не вписывается в открытую площадку, так как со всех сторон деревья, и сама архитектурная композиция не несет эстетической ценности, как, в принципе, и вариант с трубами.
Проект возле Машарова в целом не подходит ни по месту, ни по стилю. Объясняю почему: в данном месте должна быть дорога по задумке генплана города (продолжение ул. Мориса Тореза), а внешний стиль стелы скопирован с голливудских фильмов Marvel. Возникает вопрос, в связи с чем голливудский стиль американских супергероев должен присутствовать в России на стеле «Город трудовой доблести» в честь судостроительного завода СССР? Или это такое «уважение» к нашим предкам-победителям? Ну, надо ведь знать архитектурную этику хоть маленько всем конкурсантам и особенно членам жюри.
В приличном обществе принято судить о регалиях человека по его результатам работы. За десятилетия город Тюмень не превратился в урбанистический оазис, а с каждым годом всё больше утопает в бетонных джунглях, где даже дышать становится сложнее. Исходя из этого, представим, какого качества «профессионалы» занимаются «преображением» города. Причем — десятилетия, то есть нет никакого намека на сменяемость более молодого и, главное, более талантливого поколения.
В мой адрес прозвучало: «Вкусы у всех разные». Напомню, что данный проект будет стоять не у кого-то в огороде, а должен украшать город. В этом случае и необходимы профессионалы, которые смогут организовать гармоничное пространство, которое в итоге понравится большинству жителей. Ведь на то он и профессионал, что умеет обосновывать свое решение, основываясь на мнении горожан и на научные знания архитектурного мира.
Антон Канаткин — архитектор. Он совершает пристальные прогулки по Тюмени: по Цветному бульвару (это архитектурное фиаско), по новому парку на берегу Туры, где есть педали для одиноких, по новой набережной (сделанной для кого угодно, но не для людей). Почитайте его разборы.