В Тюмени решают, каким будет новый сквер на Ленина — Кирова. Уже известно, что ему присвоят имя Владислава Крапивина. Представитель «Горпроектов» в Тюмени Аркадий Каюгин предлагает сделать из обычной зеленой зоны уникальную городскую достопримечательность. Какую именно — читайте в авторской колонке.
Недавно опубликовали эскизы будущего сквера Крапивина в Тюмени: озеленение, дорожки, скамейки. Из связи с Крапивиным — только тополя да портрет на глухой стене дома. В целом смотрится всё неплохо — для обычной проходной озелененной территории. В голосовании под новостью только около 20% читателей эскиз не понравился. Но вот ответьте себе на вопрос — можно ли будет назвать этот сквер достопримечательностью города? Ну нет же! Никакой идеи в нем нет, увы.
Если какая связь с творчеством Крапивина и просматривается, то это то, что сквер рискует стать очередным «Безлюдным пространством» (у Крапивина есть цикл произведений с таким названием. — Прим. ред.) в том смысле, что точек притяжения для людей тут не будет, чисто транзитная функция.
В сквере нужны какая-то смысловая нагрузка, какая-то связь с именем и творчеством писателя. Портрет на стене — это смотрится банально. Когда собирали предложения по наполнению сквера, я написал, что нужна скульптура или инсталляция, связанная с творчеством Крапивина. Мне представлялось что-то в стиле иллюстраций Евгении Стерлиговой. И вот сегодня пришла более конкретная идея. Мы с сыном читаем сейчас повесть «Тень Каравеллы».
Действие книги происходит в Тюмени, в конце войны, как раз недалеко от места будущего сквера. Мальчики-соседи — первоклассник Владик и четвероклассник Павлик — живут в доме на улице Герцена, учатся в школе на Ленина (почти напротив будущего сквера, на Ленина, 41). Если кратко, то герои находят старую географическую карту с материками и океанами, делают модель кораблика и пускаются в плавание.
«В общем-то не случилось ничего необычного. Просто Павлик начал от скуки рыться в старых журналах и нашел в одном картинку с корабликом. Он безжалостно вырвал лист, наклеил вареной картошкой на кусок картона и очень аккуратно маленькими ножницами вырезал каравеллу. Потом он укрепил ее на подставке из разрезанной пополам картофелины. А днем он показал каравеллу мне. Вот и всё. Но мы оба понимали, что это не всё. Потому что очень хотелось необычного.
— Пойдем, — сказал Павлик.
Мы пролезли за карту, в нашу "каюту". На тумбочке вместо развалившейся электроплитки с чайником стояла старая лампа без абажура. Она ровно и неярко освещала пестрые земли и синие океаны. Без лампы здесь было бы темно, ведь печка не топилась. Павлик посмотрел на меня с незнакомой какой-то улыбкой — немного смущенной и мягкой.
— Океаны есть, — сказал он. — Моря есть… Да, Владик? Можно плавать где хочешь…
Было тихо. За окнами далеко прогудел паровоз. Скреблась за шкафом старая, всем знакомая мышь. Еле слышно звенел в горящей лампочке волосок. Я молча поставил на ладонь каравеллу и поднес ее к карте. Она оказалась в Охотском море.
— Нехорошее место, — вполголоса сказал Павлик. — Японцы, подводные лодки.
Я кивнул и, качнув ладонью, повел каравеллу к выходу в океан, держась у берегов Камчатки.
Так началось Плавание».
А ведь глухая кирпичная стена дома, выходящая на улицу Ленина, — прекрасное место для проецирования тени! Тени Каравеллы!
Что если в сквере установить скульптуру каравеллы или мальчика с корабликом на ладони? За счет специально поставленного освещения она будет давать тень на стену, на которой предварительно можно изобразить географическую карту. Благодаря динамическому освещению тень может даже двигаться. Еще лучше, если освещением (или самой каравеллой) можно было бы управлять вручную и вести кораблик по карте. Но это уже опционально. Вообще реальное воплощение инсталляции должно отдаваться на откуп художнику. Ну и, конечно, геометрию нужно учитывать. Но так или иначе ключевыми же символами могут быть именно Тень и Каравелла.
Такая инсталляция, несомненно, может стать достопримечательностью и сделать из заурядного проходного сквера точку притяжения. Особенно в вечернее время и зимой, когда темнеет рано. Конечно, дорожки, лавочки и озеленение никуда не денутся, все атрибуты сквера должны сохраниться.
А есть ли что-то подобное в мире или в России? Инсталляции с тенями довольно распространены, но, как правило, в помещениях. Удалось найти инсталляцию с тенью на стене дома, сделанную компанией Hyundai в Бразилии в 2014 году. Композиция, состоящая из миниатюрных машинок, создала большую тень в форме футболиста, достигая 15,7 метра в длину и 8,09 метра в ширину. Десятки автомобилей были прикреплены к стене здания в Итаим-Биби, центральном районе Сан-Паулу, и ночью объединенные тени машин создавали образ футболиста, ведущего мяч.
Кстати, Каравелла — это не только кораблик из книжки, но и название парусной флотилии и отряда, основанного Владиславом Крапивиным в Свердловске 60 лет назад, и одна из значимых страниц биографии писателя. Но, как мы знаем из книжки, плавание Каравеллы началось в Тюмени. И было бы символично, если бы подобная инсталляция с тенью Каравеллы появилась бы именно в нашем городе.
Согласны с автором, что в сквере Крапивина можно сделать большую романтическую инсталляцию?
Детский писатель Владислав Крапивин умер в возрасте 81 года в Екатеринбурге 1 сентября 2020 года. Крапивин родился в Тюмени, но большую часть жизни прожил в Свердловске (Екатеринбурге). Тюменские власти выделили ему квартиру и пригласили работать в ТюмГУ, так что писатель на какое-то время уже в пожилом возрасте возвращался в наш город.
Долгострой на Кирова, где предлагают разбить сквер, возводили несколько лет, но сдать дом не смогли из-за нарушений. Самое серьезное — это изменение этажности: вместо здания высотой от 3 до 8 пролетов застройщик построил дом с 12. Были возбуждены уголовные дела. Сам долгострой снесли совсем недавно.