Ровно год назад в Тюмень прилетели военные самолеты из Китая. Они привезли 144 пассажира, которые решили покинуть охваченную коронавирусом провинцию Хубей. Спецоперация по вывозу граждан проходила силами военных и под присмотром президента, а небольшой реабилитационный центр в Тюменском районе неожиданно стал знаменит на всю страну. Вспоминаем, как это было.
Эвакуация самолетами
Для начала надо понимать обстановку в мире в начале февраля 2020 года. Ситуация в китайском городе Ухань в конце января 2020 года сильно ухудшилась. 11-миллионный город является столицей провинции Хубей — той самой, где нашли коронавирус. Ухань стал мировым центром распространения COVID-19. На момент конца января 2020 года в основном вирус находился в границах этой территории. О пандемии речи не шло.
Российские власти решили вывезти граждан. За людьми направили два военных самолета. Разместить желающих вернуться решили в тюменском лечебно-реабилитационном центре «Градостроитель». У города имелся существенный козырь — в Тюмени уже был первый зарегистрированный случай заболевания коронавирусом. В регионе лечили студентку Тюменского индустриального университета Лес Ли.
Внезапные гости «Градостроителя»
О том, что «Градостроитель» надо готовить к приему «пациентов», главный врач Владимир Семенов узнал 31 января 2020 года, когда ему позвонили из департамента здравоохранения Тюменской области.
— В пятницу вечером, около девяти часов поступил звонок от руководства департамента. Мне сообщили, что до 8 утра следующего дня надо освободить реабилитационный центр «Градостроитель» от проживающих там пациентов с целью подготовки его к очень серьезному мероприятию. Какое это мероприятие — не сказано. Мы за ночь все провели. Около 80 человек у нас находились в «Градостроителе». Всех вывезли. Со всеми очень хорошо расстались, — рассказывает Семенов.
Выселять пациентов — не самое приятное занятие. Кто-то заплатил за две недели лечения, а кто-то только въехал. Пришлось со всеми договариваться, возвращать деньги.
Семенов рассказывает, что после того, как «Градостроитель» освободили от пациентов, привезли две бригады скорой помощи, которые контактировали с китайской студенткой. Медики находились в центре две ночи, пока их не проверили на наличие вируса. Тесты показали отрицательный результат.
— Утром 3 февраля меня внезапно вызвали в правительство Тюменской области на заседание оперативного штаба по ситуации с коронавирусом. Присутствовали все руководители силовых ведомств, надзорных органов и губернатор Александр Моор со своими замами. Поставили задачу в кратчайшие сроки превратить наш центр во всероссийский обсерватор по коронавирусной инфекции. Сроки поставили очень короткие. Это была экспериментальная база российского масштаба. И 5 февраля прилетели два борта из Китая, — вспоминает Семенов.
Первый самолет с «туристами» приземлился в аэропорту Рощино 5 февраля в 11:17. У прибывших - шок. Открывается трап самолета, на взлетной полосе стоят люди в защитных костюмах, пассажиров грузят в автобусы и везут на окраину сибирского города. Первые комментарии оказались с ноткой с претензий. Люди ничего не понимали и не знали, зачем их закрыли на две недели.
Конечно, не обошлось без негатива в сторону прилетевших. Некоторые тюменцы возмущались, что именно тюменская земля стала площадкой для экспериментов. Об этом писали не только на странице у губернатора Александра Моора, но и в личные сообщения постояльцам «Градостроителя». Но это от неизвестности. Например, 9 февраля в Челябинске открыли свой обсерватор. Начался небольшой бунт. Жители Сосновского района не впускали машины скорой помощи в обсерватор, боясь, что к ним привезли заразу, которая погубит всех вокруг. В Тюменской области панические настроения оказалось только в соцсетях.
За тем, как живется прилетевшим в «Градостроитель», следили министр здравоохранения Михаил Мурашко и глава Роспотребнадзора Анна Попова. Последняя посетила обсерватор дважды. Владимир Семенов объясняет такое внимание высших чинов тем, что подобных ситуаций еще не случалось в современной истории России. Опыт Тюмени внимательно изучался.
— Ситуация - беспрецедентная. Правила организации обсерватора отрабатывались на базе нашего скромного лечебного центра в Тюменском районе. История эпидемиологии инфекционных заболеваний длится десятки и сотни лет. Раньше и с холерой боролись, и с чумой, и сибирской язвой. Последние 10 лет заболевания, которое вызвало бы такие социальные и политические последствия, не происходило. В Тюменской области такой ситуации не случалось никогда, тем более для лечебного центра общего профиля. Это была стрессовая ситуация. Мы работали «с колес» и все вопросы решали на месте. Да, иногда появлялись ошибки, но из-за того, что раньше просто такого никто не делал, — рассказывает Семенов.
Тем не менее через две недели всех 144 человек выписали из «Градостроителя» и отправились домой. Настроение у всех оказалось положительное. Им понравилось гостеприимство тюменцев и подарки, которые они получили — кедровые орешки и другие местные сувениры. Самое главное, что ни у кого не нашли коронавирус.
Опыт организации обсерватора в Тюмени вскоре пригодился по всей стране. В России были нормативные акты, которые отвечали на вопрос, как создавать подобные учреждения, но одно дело на бумаге, а другое — на практике. Тюмень отработала всё в реальных условиях. Всё это учитывалось. Владимир Семенов считает, что регион справился блестяще с этой задачей. По его словам, туристы из Китая попали в люксовые условия. Опыт «Градостроителя» лег в основу документов и положений, распространенных по всей России.
Парочка из «Градостроителя»
Происходящее в «Градостроителе» в один момент превратилось в реалити-шоу, за которым следили не только тюменцы, но и вся страна. После завершения карантина шесть человек решили остаться в Тюмени, чтобы немного погостить. Ярче всего освещалась история Даниила Парфеновича и Инны Савинцевой. Молодые люди познакомились в самолете и по прилете даже собирались жить вместе в «Градостроителе», но их всё равно расселили по разным комнатам. Они начали отношения...
После отбытия из «Градостроителя» Даниил живет в Красноярске. Говорит, что занимается торговлей и даже неплохо зарабатывает.
— Начал зарабатывать и вкладывать в финансы, обучаюсь финансовому делу и изучаю литературу, наслаждаясь свободой. Сделал татуировку на руку. Примерно так и живу, — рассказал он.
Правда отношения с Инной не заладились после Тюмени.
— Не знаю, ей другое нужно, и она после пропала в своем мире, а я в своем, где оба получили хорошие бонусы, — добавил Даниил.
В итоге в Тюмени осталась жить лишь одна девушка - Виктория Маковцева. В городе её оставили отношения с местным парнем. Сейчас девушка работает руководителем детского хореографического ансамбля "Гротеск". Все остальные постояльцы «Градостроителя» вернулись к обычной жизни.
А дальше пандемия
После того как «Градостроитель» расселили и продезинфицировали, он продолжил работу в качестве обсерватора. Следующими постояльцами стали студенты и преподаватели Школы перспективных исследований ТюмГУ, а затем постояльцы центра «Милосердие». Из-за роста заболеваемости коронавирусом в Тюменской области обсерваторы стали открываться в массовом порядке.
Главный врач Владимир Семенов ушел из «Градостроителя». Источники редакции связывают это с его несогласием с методами работы правительства. Сам же Семенов не хочет комментировать причину своего ухода из медицинского центра. Как и в какие суммы в итоге вылились открытие и работа обсерватора.
Спецоперация по вывозу граждан из Китая положительно сказалась на многих. Например, в гору пошла карьера главы областного депздрава Инны Куликовой. В марте она покинула свой пост и уехала в Москву работать в Министерстве здравоохранения.
Но не все прошло так легко. В сентябре 2020 года стало известно о смерти терапевта «Градостроителя» Марии Сафаровой. Она в начале августа заразилась коронавирусом и 28 августа скончалась. У нее осталась 11-летняя дочь. В декабре 2020 года врача посмертно наградили.
Прошел год после того, как в Тюмень прилетел самолет из Китая. Теперь обсерваторы не охраняют сотрудники Росгвардии и за каждым из них не следят высшие чины. Коронавирус хоть и остается опасным для людей, но не таким устрашающим, каким ощущался в первые дни пандемии. В Тюменской области на данный момент COVID-19 переболело 28 тысяч человек, а 251 человек скончался.