Тюмень — город для автомобилей. В последние годы их стало заметно больше, как и пробок на дорогах. Представители мэрии любят рассуждать о том, что нужно стимулировать людей отказываться от личного транспорта в пользу общественного, а также создавать сеть пешеходных и велодорожек. Но реальность говорит об обратном. От тесных маршруток город избавляться не спешит, для автомобилистов планирует и строит большие удобные развязки, а велосипедистов и пешеходов загоняет на лестницы, как это произошло, например, на Мельникайте — 30 лет Победы.
Скоро будут строить очередную развязку на Мельникайте — Дружбы. А в будущем — вся Мельникайте должна стать магистралью непрерывного движения. Несмотря на общественную дискуссию, власти не отказываются от этой идеи. Развязки в разных уровнях должны появиться на пересечении с Малыгина, Республики и 50 лет Октября. Значит, огромному количеству тюменцев не только в спальных районах, но и в центре города придется привыкать к лестницам надземных переходов и к лифтам, если повезет.
В самый морозный день на этой неделе мы решили проверить надземники на Мельникайте за Транссибом и еще несколько в новых районах, чтобы показать вам, как они устроены и насколько доступны.
Пилотный проект магистрали непрерывного движения за железной дорогой
На улице Мельникайте в спальной части города уже сооружены развязки, которые превращают ее в магистраль. Свой эксперимент мы начали на путепроводе через Транссиб. Именно там пешеходам перегородили плавный спуск и построили лестницы. Развязку сдали летом, раньше срока, а вот лифты установили только к концу года.
К этой развязке в последние месяцы приковано внимание городского сообщества, поэтому лифты выполнены на отлично. В тамбурах тепло — работает климатическая установка, так что здесь можно еще и погреться. Кабины откликаются на вызов, приходят довольно быстро и есть элемент энтертеймента — одна из стен лифта прозрачная, так что во время непродолжительной поездки можно любоваться окрестностями.
Большая проблема этого лифта — двери тамбура, которые надо открывать руками. Предполагается, что лифты нужны людям с велосипедами, детскими колясками и тем, кто сам передвигается на коляске. Попасть в тамбур таким людям непросто. В западных странах двери оборудуют кнопкой автоматического открывания. Именно ее не хватает в этом образцово-показательном лифте. Хотя казалось бы, если есть ресурсы на панорамные стены и климатические установки, то систему автоматического открывания дверей сам бог велел приобрести. Была бы первой в Тюмени.
Следующий пешеходник — по улице 30 лет Победы. Его построили вместе с новой развязкой и сразу оснастили лифтами. Надземник запомнился казусом, произошедшим с главой «Мостостроя-11» Николаем Руссу минувшим летом. Он показывал журналистам, как здорово всё построено, и под камерами нажал на кнопку лифта, который не приехал. После этого инцидента лифтам (или лифтерам), как кажется, придали ускорение, и они до сих пор исправно ходят.
В переходе не так уютно и тепло, как в тамбурах лифта на путепроводе. Кондиционер, размещенный над кабиной, не греет, создается ощущение, что он до сих пор работает на охлаждение.
Большая проблема этого надземника — отсутствие аппарелей. Если лифты сломаются (не всегда же их будет контролировать сам Руссу), то людям с колясками и велосипедами придется тащить всё на себе.
Если первые переходы на Мельникайте не пользовались популярностью у пешеходов — в разгар рабочего дня мы встретили там буквально пару человек, то следующий надземник — на Гнаровской — почти всегда переполнен. Местные жители не дадут соврать — это самое больное место непрерывной магистрали по Мельникайте.
Мало того что его изначально построили без лифтов, так еще половину лестничных пролетов отдали под громоздкое подъемное устройство, которым практически никто не пользовался (ведь самостоятельно делать это было нельзя, следовало вызывать по телефону специалиста). В часы пик разойтись в переходе было весьма сложно. Сейчас подъемник убрали, но разделение осталось. А аппарели облюбовали местные дети, которые используют их для весьма опасного катания.
В прошлом году лифты на Мельникайте — Гнаровской все-таки установили, их три — по числу лестничных проемов. Но возит только один. Два других на вызов не реагировали, хотя и беспрестанно подмигивали дисплеем. Пенсионерки, с которыми мы столкнулись около третьей, работающей кабины, охотно рассказали, что лифты периодически ломаются, а на новогодние праздники их вовсе отключали.
Только в одном месте на Мельникайте — около ТЦ «Южный» — еще существует обычная светофорная «зебра». Здесь не нужно карабкаться по лестницам или спускаться под землю. Единственная (эстетическая) неприятность — это путепровод над головой.
Магистраль непрерывного движения выключает пешеходный сектор не только на самой Мельникайте, в зону ее влияния попадают пересекающие улицы — Чаплина и Широтная. Здесь тоже построены надземники. И один из них подбавил перцу в наше путешествие.
Всё начиналось как обычно, мы зашли в тамбур, нажали на кнопку лифта, но ничего не произошло — никакой реакции, шумов, тресков и тому подобного, что говорило бы о дееспособности подъемного устройства. Мы уже было отправились на лестницу, но вовремя заметили, как дверь все-таки бесшумно открылась. Победа! А вот с лифтом на спуск у нас произошел казус. Мы зашли внутрь, нажали на большую кнопку с цифрой 1 и стали ждать. Двери закрылись, лифт немного постоял, а потом погас свет и настала страшная, холодная темнота. Кнопки, на которые под свет фонариков из мобильников мы лихорадочно жали, никак ситуацию не меняли. Искали и не нашли в кабине номера телефонов, по которым нужно звонить тем, кто застрял. В дневное время не так много людей переходят дорогу и пользуются лифтом, так что мы рисковали встрять надолго. Было и смешно, и страшно.
Мы стучали в железные двери, кричали — всё безуспешно. Но внезапно свет загорелся и лифт поехал. Нас спасала бабушка, местная жительница, которая открыла секрет: большие и очевидные кнопки у этого лифта не работают, а жать нужно на небольшие, которые один из нас просто закрыл из поля зрения. В темноте мы даже предположить не могли, что где-то еще могут быть спасительные работающие кнопки.
Еще один переход слева от Мельникайте на Широтной встретил нас запахом мочи в лифте. Кто-то не нашел бесплатного туалета, и надо сказать, что в этой части города их очень мало, практически нет. Тут тоже не работает основное меню, но наученные горьким опытом, мы уже знали, что делать, тем более что запасные кнопки были прямо тут же.
И, наконец, последний перед объездной дорогой — подземник около ТЦ «Кристалл» завершает систему переходов непрерывной магистрали на Мельникайте.
Надо сказать, что он удобнее надземников. Переход неглубокий, в нем есть аппарели, в нем поют музыканты, летом там прохладно, а зимой можно перейти без ветра и снега.
Установлено и подъемное устройство, которое своей сложностью отпугивает практически всех потенциальных клиентов. Чтобы воспользоваться им, нужно прочитать потрепанную жизнью инструкцию, а потом не отрывать пальца от кнопки.
Если не пользоваться лифтом в этом подземнике, то он самый удобный из всех имеющихся, хотя, конечно, до обычного перехода у ТЦ «Южный» ему далеко. Подземный переход кажется безопаснее, его не снесет какой-нибудь манипулятор, также он не возвышается и не ограничивает видимость. В центре города лучше рыть подземники. Правда, почва в Тюмени не очень приспособлена для таких работ.
Царство победившего киберпанка
В Восточном административном округе Тюмени живут сотни тысяч людей. Они привыкли к бетонным джунглям, широким дорогам и лабиринтам из россыпи надземных переходов. Но тем, кто редко здесь бывает, трубы из стекла и металла напоминают гигантский космический корабль, который устал бороздить просторы Вселенной и внезапно приземлился на пересечении Монтажников — Федюнинского в Тюмени.
Систему переходов, похоже, строили с прицелом на будущее. Они должны помогать людям, которые уже живут или будут жить за ТКАДОМ. Им нужно как-то перебираться в микрорайоны, расположенные по нашу сторону кольцевой. 72.RU протестировало два. Честно признаемся, в другие два мы не пошли, лифты в проверенных работали идеально, а на улице было слишком холодно, чтобы пешком идти к переходам.
Сидя в машине в чистом поле, на месте будущих жилых районов, мы пытались представить траекторию движения безлошадного жителя уже существующего «Ново-Патрушево». Если ему понадобится сходить через перекресток по диагонали, то придется использовать все четыре перехода. Или идти в трубу, расположенную над объездной чуть дальше.
Вообще концентрация надземников над объездной дорогой поражает воображение. Правда, большая часть из них в сторону Червишевского тракта уже без лифтов.
Проблем с пространством нет, и дорожники соорудили длинные пологие пандусы с большими поворотными площадками. При должном умении и желании по ним даже можно заезжать и спускаться на велосипеде.
Что не устраивает тюменцев в переходах и лифтах
Застряв в лифте на улице Чаплина в разгар эксперимента, мы пожаловались на это подписчикам Instagram 72.RU. В ответ тюменцы завалили нас жалобами на проблемы, с которыми они сталкиваются в надземных переходах. Проблемы те же, что и у нас, — неработающие лифты, грязь, тяжелые двери, которые сложно открыть, страшные и сложные подъемные устройства.
— В прошлом году с детьми застряли в лифте подземного перехода возле «Кристалла». Больше я не поеду. Очень испугались. Показалось, что воздух не поступает, а у нас дети маленькие, — рассказала тюменка Анна Хандеева. И после поездки в лифте на Чаплина, мы очень ее понимаем.
Нужны ли такие развязки и переходы в центре Тюмени?
Если городские власти не передумают, (хотя такая опция, как говорят, есть), то в центре Тюмени тоже придется строить надземные или подземные переходы для пешеходов. Почву уже прощупывают, по крайней мере, в пабликах появляются проекты и концепции таких переходов. В центре города пешеходный поток очень плотный, особенно в районе Мельникайте — 50 лет Октября, там много больниц и университетские корпуса. Можно предположить, что на переходах всегда будет много народу и очереди к лифтам.
Мнения горожан разделились. Автомобилистам надо ехать быстро, они хотят развязки, которые, как им кажется, позволят убрать пробки. Но специалисты в сфере урбанистики предупреждают, что так проблему не решить, а через центр Тюмени ни в коем случае нельзя пускать магистрали. Активисты даже начали сбор подписей против планов городских властей. Каким образом будем меняться центральная часть Тюмени и другие районы города, будет зависеть от готовности обеих сторон прислушиваться к мнению друг друга. Или от того, как много денег получит бюджет города и области в ближайшие годы.
Хотели бы видеть (и использовать для передвижения пешком) такие надземники и подземники в центре Тюмени?