Город Застряли в лифте в полной темноте. Как мы обследовали надземные переходы в спальных районах Тюмени

Застряли в лифте в полной темноте. Как мы обследовали надземные переходы в спальных районах Тюмени

Выяснили, почему подавляющее большинство пешеходов предпочитает подниматься по лестницам

В центре Тюмени не увидишь такой картины, хотя не исключено, что власти поставят там нечто подобное 

Тюмень — город для автомобилей. В последние годы их стало заметно больше, как и пробок на дорогах. Представители мэрии любят рассуждать о том, что нужно стимулировать людей отказываться от личного транспорта в пользу общественного, а также создавать сеть пешеходных и велодорожек. Но реальность говорит об обратном. От тесных маршруток город избавляться не спешит, для автомобилистов планирует и строит большие удобные развязки, а велосипедистов и пешеходов загоняет на лестницы, как это произошло, например, на Мельникайте — 30 лет Победы.

Скоро будут строить очередную развязку на Мельникайте — Дружбы. А в будущем — вся Мельникайте должна стать магистралью непрерывного движения. Несмотря на общественную дискуссию, власти не отказываются от этой идеи. Развязки в разных уровнях должны появиться на пересечении с Малыгина, Республики и 50 лет Октября. Значит, огромному количеству тюменцев не только в спальных районах, но и в центре города придется привыкать к лестницам надземных переходов и к лифтам, если повезет.

В самый морозный день на этой неделе мы решили проверить надземники на Мельникайте за Транссибом и еще несколько в новых районах, чтобы показать вам, как они устроены и насколько доступны.

Пилотный проект магистрали непрерывного движения за железной дорогой

На улице Мельникайте в спальной части города уже сооружены развязки, которые превращают ее в магистраль. Свой эксперимент мы начали на путепроводе через Транссиб. Именно там пешеходам перегородили плавный спуск и построили лестницы. Развязку сдали летом, раньше срока, а вот лифты установили только к концу года.

Образцово-показательный лифт на мосту через Транссиб на улице Мельникайте

К этой развязке в последние месяцы приковано внимание городского сообщества, поэтому лифты выполнены на отлично. В тамбурах тепло — работает климатическая установка, так что здесь можно еще и погреться. Кабины откликаются на вызов, приходят довольно быстро и есть элемент энтертеймента — одна из стен лифта прозрачная, так что во время непродолжительной поездки можно любоваться окрестностями.

Панорамный лифт как часть креативной городской среды — это красиво. Но передвигаться на колесах все-таки было удобнее по плавному заезду и спуску на пешеходной дорожке моста

Большая проблема этого лифта — двери тамбура, которые надо открывать руками. Предполагается, что лифты нужны людям с велосипедами, детскими колясками и тем, кто сам передвигается на коляске. Попасть в тамбур таким людям непросто. В западных странах двери оборудуют кнопкой автоматического открывания. Именно ее не хватает в этом образцово-показательном лифте. Хотя казалось бы, если есть ресурсы на панорамные стены и климатические установки, то систему автоматического открывания дверей сам бог велел приобрести. Была бы первой в Тюмени.

Попробуйте открыть эту дверь и завезти велосипед или коляску с ребенком. Вам придется использовать все руки и ноги и совершать настоящие гимнастические трюки. Впрочем, надо признать, что это проблема всех дверей в городской среде Тюмени и других городов 

Следующий пешеходник — по улице 30 лет Победы. Его построили вместе с новой развязкой и сразу оснастили лифтами. Надземник запомнился казусом, произошедшим с главой «Мостостроя-11» Николаем Руссу минувшим летом. Он показывал журналистам, как здорово всё построено, и под камерами нажал на кнопку лифта, который не приехал. После этого инцидента лифтам (или лифтерам), как кажется, придали ускорение, и они до сих пор исправно ходят.

Под мостом в нескольких десятках метров от перехода есть тротуар, по которому можно попасть на другую сторону 30 лет Победы

В переходе не так уютно и тепло, как в тамбурах лифта на путепроводе. Кондиционер, размещенный над кабиной, не греет, создается ощущение, что он до сих пор работает на охлаждение.

Погреться в тамбурах перехода не удастся, хотя технически это возможно. Он оборудован климатической установкой

Большая проблема этого надземника — отсутствие аппарелей. Если лифты сломаются (не всегда же их будет контролировать сам Руссу), то людям с колясками и велосипедами придется тащить всё на себе.

Еще год назад перекресток Мельникайте — 30 лет Победы можно было пересечь по земле, оттуда же можно было попасть и на мост через железную дорогу. Но с теми временами покончено, и, видимо, навсегда

Если первые переходы на Мельникайте не пользовались популярностью у пешеходов — в разгар рабочего дня мы встретили там буквально пару человек, то следующий надземник — на Гнаровской — почти всегда переполнен. Местные жители не дадут соврать — это самое больное место непрерывной магистрали по Мельникайте.

Люди ходят по правой части перехода, они привыкли так делать, поскольку несколько лет соседняя часть была занята подъемником

Мало того что его изначально построили без лифтов, так еще половину лестничных пролетов отдали под громоздкое подъемное устройство, которым практически никто не пользовался (ведь самостоятельно делать это было нельзя, следовало вызывать по телефону специалиста). В часы пик разойтись в переходе было весьма сложно. Сейчас подъемник убрали, но разделение осталось. А аппарели облюбовали местные дети, которые используют их для весьма опасного катания.

Аппарели — то есть лотки для колесиков — это тоже большая беда. Тюменские мамы могут рассказать вам, что не все коляски подходят к размерам лотков. Так что это отдельная тема — закатить коляску с ребенком наверх

В прошлом году лифты на Мельникайте — Гнаровской все-таки установили, их три — по числу лестничных проемов. Но возит только один. Два других на вызов не реагировали, хотя и беспрестанно подмигивали дисплеем. Пенсионерки, с которыми мы столкнулись около третьей, работающей кабины, охотно рассказали, что лифты периодически ломаются, а на новогодние праздники их вовсе отключали.

Посмотрите, в лифте не так много места, если вдруг желающих воспользоваться им окажется много, придется занимать очередь. Но люди ходят по лестницам, все-таки это быстрее

Только в одном месте на Мельникайте — около ТЦ «Южный» — еще существует обычная светофорная «зебра». Здесь не нужно карабкаться по лестницам или спускаться под землю. Единственная (эстетическая) неприятность — это путепровод над головой.

Как считаете, украсят такие экраны центральные перекрестки Мельникайте с Республики и 50 лет Октября?
Может, это и не очень эстетично, но местные жители предпочитают пересекать Мельникайте именно в этом месте. Это удобно!

Магистраль непрерывного движения выключает пешеходный сектор не только на самой Мельникайте, в зону ее влияния попадают пересекающие улицы — Чаплина и Широтная. Здесь тоже построены надземники. И один из них подбавил перцу в наше путешествие.

Самый страшный переход магистрали непрерывного движения. В нем мы застряли в лифте

Всё начиналось как обычно, мы зашли в тамбур, нажали на кнопку лифта, но ничего не произошло — никакой реакции, шумов, тресков и тому подобного, что говорило бы о дееспособности подъемного устройства. Мы уже было отправились на лестницу, но вовремя заметили, как дверь все-таки бесшумно открылась. Победа! А вот с лифтом на спуск у нас произошел казус. Мы зашли внутрь, нажали на большую кнопку с цифрой 1 и стали ждать. Двери закрылись, лифт немного постоял, а потом погас свет и настала страшная, холодная темнота. Кнопки, на которые под свет фонариков из мобильников мы лихорадочно жали, никак ситуацию не меняли. Искали и не нашли в кабине номера телефонов, по которым нужно звонить тем, кто застрял. В дневное время не так много людей переходят дорогу и пользуются лифтом, так что мы рисковали встрять надолго. Было и смешно, и страшно.

Мы стучали в железные двери, кричали — всё безуспешно. Но внезапно свет загорелся и лифт поехал. Нас спасала бабушка, местная жительница, которая открыла секрет: большие и очевидные кнопки у этого лифта не работают, а жать нужно на небольшие, которые один из нас просто закрыл из поля зрения. В темноте мы даже предположить не могли, что где-то еще могут быть спасительные работающие кнопки.

Мы жали на эти большие и хорошо заметные кнопки
А жать надо было на эти. Зачем в лифтах две панели управления и почему не работает самая очевидная? Большой вопрос
Местные жители говорят, что лифты часто не работают, но аппарелей нет, то есть людям с колясками и на колясках делать тут нечего

Еще один переход слева от Мельникайте на Широтной встретил нас запахом мочи в лифте. Кто-то не нашел бесплатного туалета, и надо сказать, что в этой части города их очень мало, практически нет. Тут тоже не работает основное меню, но наученные горьким опытом, мы уже знали, что делать, тем более что запасные кнопки были прямо тут же.

В переходе на Широтной работают оба лифта. А сам мост приятно пружинит и покачивается под ногами, надеемся, что этот эффект запланирован строителями

И, наконец, последний перед объездной дорогой — подземник около ТЦ «Кристалл» завершает систему переходов непрерывной магистрали на Мельникайте.

Главная проблема этого перехода (как и многих других) — узкие лестницы, часть которых занята еще и аппарелями. Здесь ходит много людей — рядом торговые центры. И на лестницах часто буквально не протолкнуться. Места вокруг много, почему нельзя было сделать переход шире?

Надо сказать, что он удобнее надземников. Переход неглубокий, в нем есть аппарели, в нем поют музыканты, летом там прохладно, а зимой можно перейти без ветра и снега.

Под землей интересная акустика, здесь почти всегда играют и поют музыканты. Это здорово, правда?

Установлено и подъемное устройство, которое своей сложностью отпугивает практически всех потенциальных клиентов. Чтобы воспользоваться им, нужно прочитать потрепанную жизнью инструкцию, а потом не отрывать пальца от кнопки.

А вот лифт в переходе сложный, утомительный и страшный 
Чтобы ехать на нем, нужно безотрывно жать на кнопку. Это не очень удобно

Если не пользоваться лифтом в этом подземнике, то он самый удобный из всех имеющихся, хотя, конечно, до обычного перехода у ТЦ «Южный» ему далеко. Подземный переход кажется безопаснее, его не снесет какой-нибудь манипулятор, также он не возвышается и не ограничивает видимость. В центре города лучше рыть подземники. Правда, почва в Тюмени не очень приспособлена для таких работ.

Царство победившего киберпанка


В Восточном административном округе Тюмени живут сотни тысяч людей. Они привыкли к бетонным джунглям, широким дорогам и лабиринтам из россыпи надземных переходов. Но тем, кто редко здесь бывает, трубы из стекла и металла напоминают гигантский космический корабль, который устал бороздить просторы Вселенной и внезапно приземлился на пересечении Монтажников — Федюнинского в Тюмени.

Систему переходов, похоже, строили с прицелом на будущее. Они должны помогать людям, которые уже живут или будут жить за ТКАДОМ. Им нужно как-то перебираться в микрорайоны, расположенные по нашу сторону кольцевой. 72.RU протестировало два. Честно признаемся, в другие два мы не пошли, лифты в проверенных работали идеально, а на улице было слишком холодно, чтобы пешком идти к переходам.

Лифты относительно новые, работают хорошо
Панель управления никакой двусмысленности, как на Чаплина, не предполагает

Сидя в машине в чистом поле, на месте будущих жилых районов, мы пытались представить траекторию движения безлошадного жителя уже существующего «Ново-Патрушево». Если ему понадобится сходить через перекресток по диагонали, то придется использовать все четыре перехода. Или идти в трубу, расположенную над объездной чуть дальше.

Если вы живете в «Ново-Патрушево», напишите в комментариях, как часто пользуетесь этими переходами и что вам не нравится в них

Вообще концентрация надземников над объездной дорогой поражает воображение. Правда, большая часть из них в сторону Червишевского тракта уже без лифтов.

Конечно, подземные переходы были бы уместнее, особенно если там же проложили бы метро. Но, увы, в Тюмени оно вряд ли возможно

Проблем с пространством нет, и дорожники соорудили длинные пологие пандусы с большими поворотными площадками. При должном умении и желании по ним даже можно заезжать и спускаться на велосипеде.

Но, конечно, ехать на велосипеде по переходу не стоит, во-первых, чтобы не снести никого, а во-вторых — это просто опасно
Что ж, Тюмень превращается в миллионник, это значит, городу нужно много места и много дорог. Как встроить пешехода в этот индустриальный пейзаж, вот вопрос, который сейчас весьма актуален

Что не устраивает тюменцев в переходах и лифтах

Застряв в лифте на улице Чаплина в разгар эксперимента, мы пожаловались на это подписчикам Instagram 72.RU. В ответ тюменцы завалили нас жалобами на проблемы, с которыми они сталкиваются в надземных переходах. Проблемы те же, что и у нас, — неработающие лифты, грязь, тяжелые двери, которые сложно открыть, страшные и сложные подъемные устройства.

Возможно, после этой публикации часть проблем будет решена

— В прошлом году с детьми застряли в лифте подземного перехода возле «Кристалла». Больше я не поеду. Очень испугались. Показалось, что воздух не поступает, а у нас дети маленькие, — рассказала тюменка Анна Хандеева. И после поездки в лифте на Чаплина, мы очень ее понимаем.

Но вряд ли можно надеяться, что переходы уберут, а для людей сделают старые добрые «зебры» со светофорами

Нужны ли такие развязки и переходы в центре Тюмени?

Если городские власти не передумают, (хотя такая опция, как говорят, есть), то в центре Тюмени тоже придется строить надземные или подземные переходы для пешеходов. Почву уже прощупывают, по крайней мере, в пабликах появляются проекты и концепции таких переходов. В центре города пешеходный поток очень плотный, особенно в районе Мельникайте — 50 лет Октября, там много больниц и университетские корпуса. Можно предположить, что на переходах всегда будет много народу и очереди к лифтам.

Мнения горожан разделились. Автомобилистам надо ехать быстро, они хотят развязки, которые, как им кажется, позволят убрать пробки. Но специалисты в сфере урбанистики предупреждают, что так проблему не решить, а через центр Тюмени ни в коем случае нельзя пускать магистрали. Активисты даже начали сбор подписей против планов городских властей. Каким образом будем меняться центральная часть Тюмени и другие районы города, будет зависеть от готовности обеих сторон прислушиваться к мнению друг друга. Или от того, как много денег получит бюджет города и области в ближайшие годы.

Хотели бы видеть (и использовать для передвижения пешком) такие надземники и подземники в центре Тюмени?

Да, по лестницам ходить полезно
Да, машинам меньше стоять на светофорах
Нет, это выглядит ужасно
Нет, ходить удобно по земле, а центр города надо делать удобным для пешеходов
Хочу посмотреть ответ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Все скупают масло и сыр»: кондитер из Тюмени — о том, что будет со стоимостью тортов
Анонимное мнение
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Дорогущий Южный обход не избавит тюменцев от пробок: колонка журналиста 72.RU — о бездумной застройке окраин
Анастасия Жердина
Журналист
Рекомендуем
Объявления