Дороги и транспорт мнение Эстакад в центре Тюмени быть не должно. Молодой ученый раскритиковал проект развязки около ОКБ № 2

Эстакад в центре Тюмени быть не должно. Молодой ученый раскритиковал проект развязки около ОКБ № 2

Пётр Чепур из Индустриального университета предлагает по-другому решать проблемы дорожных заторов

Петр Чепур считает, что эстакады в центре Тюмени не решат проблемы заторов и испортят городскую среду

Тюменцы обсуждают строительство эстакады на кольце 50 лет Октября — Мельникайте. Предполагается, что новая развязка разгрузит дороги в центральной части города. С этим в корне не согласен Петр Чепур, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной механики института транспорта Тюменского индустриального университета. Публикуем его авторскую колонку. Далее — от первого лица.

Новая развязка на пересечении улиц 50 лет Октября и Мельникайте спроектирована в рамках концепции превращения последней в скоростную магистраль. Здесь возникает главный вопрос: кто решил, что Мельникайте должна стать магистралью? Ведь это предполагает строительство абсолютно неудобных надземных пешеходных переходов и монтаж шумозащитных экранов, которые выглядят ужасно с точки зрения эстетики: на них скапливаются пыль и грязь, клеят объявления, наносят надписи и граффити. Шумозащитные экраны создают чувство дискомфорта, возникает ощущение, что ты находишься не в центре города, а в промышленной зоне.

Да и развязки — громоздкие металлоконструкции, нависающие над головой, создают тень, ограничивают обзор и выглядят неэстетично в любое время года

В районе улиц 50 Лет Октября и Мельникайте расположены пять корпусов Тюменского индустриального университета, две областных больницы и травматология, техникум индустрии питания, коммерции и сервиса, а также управа Ленинского округа Тюмени. У людей, которые работают во всех учреждениях, и тех, кто живет поблизости, исчезнет возможность комфортно передвигаться пешком. Придется обходить громоздкие металлоконструкции и шумозащитные экраны, а также взбираться на надземные пешеходные переходы.

Кроме того, при устройстве развязки над уровнем земли неизбежно изменится архитектурное пространство прилегающей территории: именно этот тип магистралей больше всего визуально конфликтует с городской средой, нарушая её пропорции и композиционную целостность в условиях сложившейся застройки. Обратите внимание, комфортно ли тюменцам стало переходить под эстакадой и прогуливаться вдоль неё на относительно новой развязке у ТЦ «Южный» по Мельникайте? Конечно же, нет!

Хочу привести в пример опыт южнокорейского Сеула, где после активнейшей застройки различными многоуровневыми развязками приняли решение об их демонтаже в центральной части города и переносе всех магистральных дорог под землю. Устройство подземных магистралей и развязок позволяет максимально сохранить застройку и структуру улиц.

Новая эстакада не будет эффективной. Почему?


Предполагается, что развязка на пересечении улиц 50 лет Октября и Мельникайте должна повысить пропускную способность дорог в этом районе. На мой взгляд, она попросту сместит потоки автомобилей к улице Харьковской с одной стороны и к улице Республики с другой. То есть нужно будет строить развязки еще и на этих перекрестках. А как же быть со светофором на Котовского, который будет тормозить скоростной поток магистральной улицы?

На пересечении Республики и Мельникайте строить развязку не стали, и это решение я полностью поддерживаю: там она не уместна с точки зрения организации комфортной городской среды. Если взять направление движения по 50 лет Октября, то многие знают, что основные пробки образуются в районах пересечения этой улицы с Профсоюзной, Максима Горького, Холодильной и Одесской. Планируемое ускорение проезда «через кольцо» просто переместит скопление автомобилей к вышеперечисленным перекресткам.

Где выход?


Возникает вопрос: «Что же тогда делать?» Есть опыт Европы, Японии, Китая и Южной Кореи по внедрению автоматизированных систем управления дорожным трафиком. Нам необходимо внедрить самую современную по мировым меркам автоматику, позволяющую по исходным данным, получаемых с датчиков на каждом перекрестке, варьировать интервалы движения и остановки транспорта на светофорах. В Тюмени совсем недавно запустили светофорный объект такого типа — как раз в районе пересечения Харьковской и Мельникайте. На Червишевском тракте и нескольких других участках города внедряли «зеленую волну». Такой подход нужно использовать для повышения пропускной способности дорог в центре города.

Автоматизированную систему необходимо проектировать комплексно на целые городские районы, чтобы она работала как единая сеть «артерий и капилляров». Здесь требуется привлечение опытных компаний по разработке и внедрению нового программного обеспечения и установке систем. Местные специалисты и компании, которые способны выполнить комплекс работ, соответствующих технологиям мирового уровня, мне не известны. Если взять среднюю стоимость одной развязки — 3–4 миллиарда рублей, — то, пожертвовав в один год такими деньгами, можно создать целую городскую систему, которая при качественном подходе 100% улучшит ситуацию с городским трафиком.

Отмечу, что тюменские власти многое делают для развития транспортной инфраструктуры города, и новые развязки, спроектированные с горизонтом планирования в 30 лет, нужны. К примеру, в этих районах они будут более чем уместны:

  • развязка через ж/д по улице Аккумуляторной с выходом на ул. Интернациональную;

  • развязка на пересечении улиц Калинина и Закалужской;

  • развязка на Московском тракте с заездом в деревню Дударева;

  • развязка через ж/д по Холодильной с выходом на Кишиневскую;

  • развязка на пересечении Объездной и улицы Авторемонтной.

Пора отказываться от советских нормативов


Есть еще один момент, который я бы хотел отметить. Огромной проблемой является качество асфальтобетонного покрытия, которое укладывают на дороги Тюмени. Эстакада на пересечении Мельникайте и Федюнинского эксплуатируется не более 3 лет, но по прямому ходу уже образовались колеи. Очевидно, что проблема не в грунтах, так как основанием дорожного полотна эстакады служит жесткая железобетонная конструкция. Проблема в низком качестве битумов, а также слабой механической прочности гравия, не выдерживающем нагрузку на износ.

Нормативы, которые регламентируют составы и прочностные показатели материалов асфальтобетонных покрытий, датированы 70-ми годами прошлого века

Технологии ушли далеко вперед: дорожники и рады бы использовать новые прочные, износостойкие материалы, но не имеют юридических оснований. Актуализация нормативной базы по проектированию автодорог, а также по материалам и компонентам является важнейшей задачей для руководства России.

Согласны с автором?

Да
Нет
Напишу свое мнение в комментариях

Напомним, что сооружение эстакады пока только в планах, когда начнутся работы, в мэрии пояснить не смогли.

В следующем году на реконструкцию и строительство дорог город выделят 3,3 миллиарда рублей, а в 2021-м на эти цели планируется направить 2,1 миллиарда. Продолжатся в следующем году и работы на участке от Туры до улицы Дружбы. Сделать этот участок планировали в 2020-м, но в связи с большим объемом подготовительных работ срок сдвинулся на год. Помните, известный блогер Илья Варламов негативно высказался о проекте властей, в котором преимущество отдадут автомобилистам, а пешеходам достанутся одни неудобства в виде надземных пешеходных переходов.

Вы тоже хотите высказаться на ту или иную тему, став создателем авторской колонки на 72.RU? Свяжитесь с нами, написав в Viber, WhatsApp на номер +7 922 002-66-30. Также ждём ваши письма на почту 72@rugion.ru и в сообщения нашего официального сообщества в VK.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем