Новый год в России — главный праздник. С ним не сравнятся никакие другие красные дни календаря: ни 8 Марта, ни 1 Мая, ни 23 Февраля. Даже день рождения ждут не с таким трепетом и волнением. Всем известно, что масштабное празднование Нового года — это российская, (а точнее, советская) традиция. В других странах с размахом принято отмечать Рождество. Когда-то в нашей стране было так же. Но Рождество — это религиозный христианский праздник, и для большевиков он был неприемлем. Сначала советские власти пытались отменить его вовсе, но потом решили оставить любимые народом атрибуты: елку, подарки, праздничный стол, — и вложить в них другой смысл — атеистический, никак не связанный с верованиями и обрядами.
Так появился любимый всеми россиянами Новый год. Мы отмечаем его примерно так же, как в Европе и Америке — Рождество. У нас даже есть собственный Санта-Клаус — Дед Мороз, который «родился» еще в дореволюционных сказках про волшебника Мороза Ивановича. Как отмечали Рождество в Тюмени в царские времена, что было после революции и каким в итоге стал Новый год в советском государстве — читайте в нашем предпраздничном материале.
Рождество в прежние века
Считается, что елки, подарки и новогоднее веселье достались России еще от Петра I. В XVIII веке летоисчисление начали вести от Рождества Христова, а не от сотворения мира и очередной год считать от 1 января (до этого новый год начинался 1 марта, а потом 1 сентября). В итоге страна получила 1700-е года, а не 7200-е и 1 января — как начало года. А еще Пётр повелел россиянам устраивать празднества.
— Людям родовитым и богатым, дворянам нашим и служилому люду иметь на семейство обязательно елочку, огнями, игрушками и конфектами украшенную. Возле нее не столбом стоять, а петь, плясать и веселиться. Людям скудным хотя бы по сосновому, еловому и можжевеловому деревцу или ветви на ворота или храмину свою поставить и веселье учинять, — цитирует указ царя в своей книге «Четыре века в Тюмени» краевед Александр Иваненко и добавляет, что указ этот до Тюмени дошел только летом того же года.
Независимо от петровского первоянварского нововведения, в православной России отмечали Рождество. Для подавляющего большинства россиян главным в рождественские праздники были старинные обычаи: Святки и колядки. Гадания, ряженые, вкусная (непостная) еда, снежные забавы, катание на санях, запряженных тройкой.
Святки — праздничный и очень насыщенный период между Рождеством и Крещением. На каждый день у православных были особые ритуалы: семейные посиделки, гадания, обряды, ряженые. Колядки — это обрядовые славянские песни, исполнявшиеся в Святки во время обхода соседей. Тех, кто исполняет колядки, хозяева обычно угощают. Елки в Рождество обеспеченные и образованные горожане, особенно в XIX веке, ставили по западному примеру, но в деревнях всё же обходились без них.
Если вы читали книги русских классиков, то помните, как Наташа и Соня гадали и переодевались в умопомрачительные костюмы у Льва Толстого в «Войне и мире». Ну и конечно, классика жанра — гоголевская «Ночь перед Рождеством», когда черт украл луну. Церковь не особо радовалась таким обычаям, но и категорически не сопротивлялась.
К началу ХХ века в российских городах, в том числе и в Тюмени, на Рождество стали популярными общественные елки для детей, в том числе из бедных семей. В тюменских газетах о таких утренниках писали заранее.
— Елка в Приказчичьем клубе на Рождестве будет устроена без подарков. Все дети получат в одинаковом количестве конфекты, украшения с елки, угощение чаем с печеньем, — такое объявление появилось в газете 26 ноября 1914 года.
— В кондитерской Памфиловой получены к Рождеству шоколад для елок и елочные пряники, — сообщали тюменские репортеры в конце декабря 1912 года.
В 1912 году, кстати, перед зданием городской думы впервые установили уличную елку высотой 27 метров. Ее привезли из Тугулыма. Как рассказывает краевед Александр Иваненко, украшали елку солдаты местной военной команды стеклянными шарами и шариками, китайскими хлопушками, картонными и ватными фигурками зверей и рыб, были также свечи, медовые коржи и пряники. По воспоминаниям тюменского старожила Алексея Улыбина, записанным краеведом Станиславом Беловым, елку и каток устраивали еще и пожарные.
— На Александровской площади (ныне — Борцов Революции) устраивался каток Добровольного пожарного общества с вешалками для одежды, буфетом и прокатом коньков, работавший с 4 дня до 11 вечера. Большую елку украшали электрическими гирляндами и даже устраивали соревнования конькобежцев. В день закрытия елки игрушки снимались и раздавались всем желающим, — вспоминал Алексей Улыбин.
Рождество и Новый год в советские времена
В первые годы после революции советская власть особо людей не трогала (если не брать в расчет Гражданскую войну и период военного коммунизма). Люди жили так, как привыкли при царе: отмечали Рождество, ходили в церковь, друг к другу в гости, дарили подарки и угощались. Удивительно, но Рождество, как и Пасха, было официальным праздником и даже выходным днем в раннем СССР. Единственное, что пытались делать активисты новой власти, — это высмеивать православные и народные традиции.
— Бороться с «религиозным дурманом» пытались путем проведения альтернативных мероприятий — комсомольской «Пасхи» и такого же «Рождества». В эти дни тюменские комсомольцы устраивали шумные шествия с факелами, во время которых пели ернические частушки, задирали верующих, а порой и били окна в церквях. Однако вскоре стало ясно, что это больше похоже на групповое хулиганство, и с 1923 года от шествий пришлось отказаться, — рассказывает краевед и историк Станислав Белов.
Но спустя 10 лет, когда большевики прочно окопались в Кремле, а их власти уже ничего не угрожало, начались масштабные преобразования. В 1929 году Рождество запретили, даже за елку в доме можно было пострадать. Власти приступили к выведению советского человека. Это было сложно, поскольку подавляющее большинство оставалось всё же россиянами с дореволюционным культурным бэкграундом.
Прежние традиции, образ мышления, менталитет, привычки — всё это ликвидировалось, как правило, вместе с носителями. Именно на 30-е пришлись массовые и жуткие репрессии в СССР. Впрочем, как говорит доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Анатолий Кононенко, большая часть советских граждан первое время все-таки оставалась верующими.
— В 1937 году, когда был жесткий террор, процентов 60 жителей Тюмени были верующими. Тогда была одна (действующая. — Прим. ред.) церковь — Всехсвятская (круглая). В Рождество к ней стояла очередь, даже несмотря на репрессии. Что бы ни делали — гнобили, унижали, оскорбляли, расстреливали, но не удалось вытравить религию, значительный процент верующих оставался. Люди соблюдали традиции, и большевиков это раздражало: где звучал голос священнослужителя, они чувствовали свое бессилие, — рассказывает Кононенко.
Видимо, власти поняли, что одними репрессиями и запретами добиться успеха в борьбе с религиозными традициями в целом и Рождеством в частности не получится. Так и появился Новый год — альтернатива большому и важному христианскому празднику. С середины 30-х годов для детей снова начали устраивать елки, в том числе в Кремле, и даже появился Дед Мороз! Никаких Санта-Клаусов в России прежде не было, но образ доброго зимнего волшебника, который дарит подарки, пользовался популярностью, его часто помещали на рождественские открытки. Так что появление Деда Мороза было логичным.
Постепенно людей старой закалки в СССР становилось всё меньше (увы, этому способствовали репрессии, расстрелы, война), а подрастающее поколение воспитывалось уже в советских традициях. Для него Новый год стал веселым и долгожданным праздником с красивой елкой и подарками, а Рождество вообще не отмечали.
Утренники, сладкие подарки, куранты и шампанское
Несмотря на не очень веселую историю возникновения Нового года как главного праздника, в позднесоветские времена он стал поистине народным и любимым. Возможно, из-за того, что Новый год не нес никакой идеологии и не требовал ритуальных коммунистических действий — участия в демонстрациях, клятв верности, сборов денег в помощь африканским странам. Люди веселись, подводили итоги уходящего года, надеялись на новое, счастливое будущее. Не стало и религиозной подоплеки, что тоже объединяло людей вне зависимости от веры и происхождения. Может быть, поэтому Новый год пережил СССР и до сих пор остается главным праздником в нашей стране.
Выходные на Новый год были введены в конце 40-х годов. В 60-х годах на ТВ стали показывать «Голубой огонёк», в 70-х появилась знаменитая комедия «Ирония судьбы, или с Лёгким паром».
Обычно Новый год в СССР отмечали семьями, собираясь у родственников или друзей. На столах были салаты («шуба» и оливье), пельмени, пироги, домашние разносолы и торт собственного изготовления. После застолья и курантов все отправлялись на улицу — в ближайший новогодний ледовый городок или на обычные горки. После прогулки жители восточной части страны отмечали Новый год еще раз — по Москве.
Детям в школах и садах проводили утренники, для участия в которых шили костюмы снежинок и зайчиков. А также дарили новогодние конфетные наборы с особо ценным мандарином внутри. А если вдруг вместо него клали яблоко, это могло обернуться настоящей трагедией для школьника из СССР.
Как правило, в советском подарке было несколько вкусных шоколадных конфет с коричневой начинкой, орешками или вафельными слоями («Ананасные», «Кара-Кум», «Белочка», «Мишка на севере»). Чуть больше было шоколадных конфет с белой начинкой типа «Ласточки», которые не особо ценились детьми. И, наконец, основной объем подарка составляли карамельки и ириски, многие из которых лежали до лета, а внимания заслуживали только «Барбариски» и «Снежок».
Эти традиции в общем и целом соблюдаются до сих пор. Добавился еще один обязательный ритуал — массовый запуск фейерверков. Просто в советские времена такое удовольствие людям было недоступно, максимум, на что можно было рассчитывать, — это хлопушки и бенгальские огни. Но в любом случае, как в СССР, так и в современной России, Новый год — это главный праздник.
А вы что отмечаете — Новый год или Рождество?
Новый год в России с размахом встречают меньше ста лет, но вряд ли этот праздник уже уступит место Рождеству, которое тоже отмечают, но далеко не так массово. Все-таки Новый год объединяет всех вне зависимости от веры, религии и идеологических предпочтений. Получается, что введение Нового года было одной из самых удачных реформ большевиков. Это праздник надежды на обновление, подведения итогов прошедшего года и радужных планов на будущее, которые рано или поздно обязательно сбудутся.
2020-й был не самым удачным для всего человечества. Совсем скоро он закончится. Шансов, что 2021 год будет сильно лучше, немного, но суть Нового года в том, что мы очень надеемся на счастье, здоровье и благополучие в будущем. В конце концов, иногда новогоднее чудо случается. С наступающим Новым годом! Мы обязательно будем здоровы и счастливы, правда?