Надгробия на могилах устанавливают много веков. Постепенно они трансформировались и из каменных плит превратились в стелы, обелиски и памятники. Какой бы ни был выбран вариант, цель у него одна — увековечить память об усопшем. Но правило о том, что под надгробием должно лежать тело человека, перестало работать и появились символические могилы — кенотафы. Сейчас их, например, можно встретить вдоль трасс. Металлическим памятником, крестом или венком обозначают места гибели родных в ДТП. Именно вокруг этих памятных знаков и идут обсуждения — они самовольно установлены, часто отвлекают водителей от дороги, но взять и убрать их с обочины никто не решается. Редакция 72.RU проехала по дороге из Тюмени в Тобольск и Курган, чтобы посмотреть, как поминают людей и что стоит на месте сотен аварий.
В 2019 году на тюменских трассах случилось 2871 дорожно-транспортное происшествие. В авариях только на юге области погибли 178 человек.
Взрыв газового баллона в машине и мгновенная гибель шестерых
В ноябре 2006 года на трассе Тюмень — Тобольск произошло страшное ДТП: на 42-м километре, недалеко от Ярково, в аварии погибли шесть человек: преподавательница, два работника регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ и три милиционера.
Тогда ГИБДД рассказывала, что автомобиль ВАЗ-2107, в котором находились два сотрудника ФСИН и преподавательница, обгонял «Газель» и выехал на встречную полосу, где ехала «Нексия» с сотрудниками ДПС. От удара у отечественного авто повредился газовый баллон, произошел взрыв, а Daewoo загорелась.
Местные жители вспоминают, что газовый баллон вылетел из отечественного авто и взорвался внутри машины патрульных. До прибытия врачей скорой помощи и спасателей водитель «Газели» пытался вытащить из горящей машины сотрудников ДПС, а также оказать первую помощь водителю и пассажирам «семерки». Спасти никого не удалось.
На месте аварии коллеги погибших сотрудников милиции установили мемориал. На нем три портрета старших лейтенантов Андрея Набатова, Владислава Бабушкина, Мансура Янбаева. Памятника остальным погибшим здесь нет.
В нескольких километрах по той же трассе — еще один постамент — маленькому мальчику Алексею. По данным на памятнике, он погиб летом 2012 года. Холм с крестом стоит в отдалении от трассы. Видно, что при уборке придорожной полосы рабочие аккуратно обходят кенотаф ребенку. Жители соседних деревень рассказывают, что семья ребенка с севера, помочь пострадавшим в аварии пытались остановившиеся водители, но не получилось.
«Грех на душу не берем»
«Уралуправтодор», который занимается обслуживанием федеральных трасс, отмечает, что посторонних предметов в полосе отвода быть не должно. В том числе и стихийных монументов.
Около псевдомогил на обочине останавливаются люди: они возлагают цветы либо просто обращают внимание на место, где погибли люди. Дорожники напоминают, что остановка на обочинах запрещена.
— В первую очередь это головная боль подрядчика, и рабочие могут принять решение о демонтаже такого мемориала, поскольку посторонние предметы в зоне полосы отвода — это повод для штрафа. При этом мы, конечно, понимаем, что это память, мы её уважаем, чтим и не кощунствуем. Стараемся перенести монументы за пределы полосы отвода. Цветы и венки оставляем, уносим подальше. А если это что-то недолговечное, руль, колесо, или уже попросту старое, никем не навещаемое, то ликвидируем, — говорят в пресс-службе ведомства. — Если памятник не на обочине и не на откосе, то не трогаем.
Один из дорожников, Игорь, признается, что при обработке обочины иногда перевешивает венки вглубь лесополосы, а вот с капитальными «могилами» такого не сделаешь.
— Крещусь, прошу прощения и убираю венки и номерные знаки дальше. А вот кресты и металлические монументы приходится объезжать — ничего не сделаешь, — говорит водитель трактора.
Единого норматива в отношении псевдомогил нет. Вопрос о недопустимости установки монументов на обочине в Госдуме поднимался несколько раз, но определенного решения так и не было принято.
Дальнобойщик Александр Панкратов, который ежедневно ездит по федеральным трассам, считает, что установка таких знаков на местах автомобильных катастроф вышла за пределы допустимого.
— Мнимые могилы, венки, столики, обелиски, огромные памятники отвлекают внимание от дороги, но никак не предупреждают о том, что нужно скинуть скорость, притормозить или быть аккуратным на повороте. Я предпочитаю надгробия в строго определенном месте, а не видеть их из окна машины постоянно и принудительно, — говорит мужчина.
Пытаются запомнить и почтить
Григорий Мансуров, пресс-секретарь Тобольско-Тюменской епархии, говорит, что у РПЦ нет официальной позиции по мемориалам, которые люди устанавливают родным, погибшим на месте ДТП. Но церковь призывает хранить память об усопших и делать это в общепринятых форматах — на кладбищах.
— Псевдомогилы на обочине — данность нашего времени. Очень много людей погибает в ДТП. В целом памятные знаки — это место, куда можно прийти, почтить ушедших близких, помолиться об успокоении. Вопрос в том, если этих мест становится много и на каждом километре. Важнее, чтобы о человеке молились, а не только приходили к месту его гибели или захоронения, — говорит Мансуров.
Но с этим сложнее. Ведь людям легче поставить памятник — им кажется, что они сделали самое важное и самое главное.
— Но важнее скромно молиться, — замечает Григорий Мансуров.
В Тюмени в ближайшие годы может появиться крематорий. Согласно генеральному плану города, разместить его планируют за действующим кладбищем «Червишевское». О появлении крематория под Тюменью говорят уже не первый год. До сих пор никакой конкретики, где и когда он появится, не было. Но власти Тюменского района уверены в том, что он нужен, готовы к его строительству и уже нашли инвесторов.
Если вы хотите поговорить с нами о смерти и рассказать историю, как пережили утрату близкого (или до сих пор переживаете), напишите Елене Познахарёвой по номеру: +7 919 935-15-50 (доступен любой мессенджер). Мы готовим серию материалов на эту тему.