Тюменские косплееры — постоянные гости на мероприятиях, связанных с видеоиграми и комикс-культурой. Это не просто ребята, которые любят переодеваться в необычные костюмы, а часть огромной индустрии. В Тюмени есть не только любители ходить в костюмах персонажей видеоигр и аниме, но и те, кто создает все эти красивые наряды. Работа там почти ювелирная и требующая смекалки.
Анна Горбачева недавно оставила работу бухгалтера, чтобы посвятить себя мастерской, где она собирает броню для косплееров. Таких людей в индустрии называют крафтерами. Заказы тюменке приходят в основном из других стран, а результат стоит несколько десятков тысяч рублей. В редакции 72.RU мы поговорили с Анной о том, как устроен мир косплея в Тюмени и почему костюмы такие дорогие.
— Как ты пришла к косплею?
— История очень долгая, старая и уходит в 2007 год. Мы собрались с ребятами в Тюмени и решили организовать косплей-пикник. Одна из моих подруг говорит: «Давай ты сделаешь костюм!» Я прихожу к маме: «Есть персонаж Testament из игры Guilty Gear, помоги сделать костюм». Мама положила ткань передо мной, дала швейную машинку и сказала: «Делай!» Тут уроки труда мне очень помогли. После этого маленького подвига я поехала в Екатеринбург, где проходят более крупные фестивали. Там я так вдохновилась, что решила делать костюмы.
— Что происходит с косплей-культурой в Тюмени сейчас?
— У нас в Тюмени косплееры есть, но, к сожалению, их не так много. Сколько их — не знаю, так как перепись населения не проводили, но я знаю человек 20–30. Есть те, которые не зарегистрированы или боятся как-то показаться, поэтому пока никому неизвестны.
— Часто вижу косплееров на различных киберфестивалях, но складывается ощущение, что они там выступают в качестве украшения, хотя, по сути, именно они заманивают большую часть аудитории.
— У нас в Тюмени, к сожалению, есть такая ситуация. Порой нас даже заблаговременно забывают предупреждать о мероприятиях. О киберфестивале, который прошел 8 декабря, нас предупредили за пять дней. В прошлом году это сделали за полтора месяца, а у ребят уже были расписаны другие поездки. Например, на «Игромире» (первая и крупнейшая в России выставка интерактивных развлечений. — Прим. ред.) другая ситуация — они понимают, что простому зрителю нужен интерактив, поэтому у них 300 косплееров, которые ходят по четырем ангарам.
— У тебя есть мастерская. Что ты там делаешь?
— Я сейчас занимаюсь костюмами на заказ. Пока у меня домашняя мастерская. Мечтаю об отдельной, чтобы соседей не мучить.
— Какие страны у тебя закупают костюмы?
— Америка. В Азии больше интерес к тканевым костюмам, а в Штатах ребята хотят быть похожими на персонажей, поэтому и заказывают костюмы с броней.
— Во сколько обойдется сделать мне полный костюм?
— Это недешевое удовольствие, сразу скажу. Золотой костюм Орнштейна из Dark Souls, в который входят броня и шлем, сделала за 60 тысяч рублей. Это ручной труд и единственный экземпляр. Поэтому такая цена. Такие деньги готовы платить зарубежные ребята.
— Как тебя находят заказчики из других стран?
— Facebook, Instagram. Есть определенные порталы, где выкладываю свои работы. Там находят. Недавно в Instagram написали и спросили, могу ли я им из «Звездных войн» сделать костюм. Да, могу!
— Тюменцы заказывают?
— Обычно общение с тюменцами заканчивается на обсуждении цены заказа. Почему-то все считают, что сделать часть костюма будет стоить 1500–3000 рублей. Ребята, за такие деньги вы можете сходить в магазин карнавальной продукции или заказать на «Алиэкспресс» то, что вам понравится. Такая ситуация не только у меня. Многие мастера с этим сталкиваются. Некоторые ребята соглашаются работать за 2000 рублей, но только, чтобы наработать базу.
— Из чего делаются костюмы?
— Есть материал — фоамиран. Он похож на коврик для фитнеса. Его используют, например, для стелек. Материал очень хороший. Делаешь выкройку, берешь строительный фен, и он застывает в нужной форме. Почему-то бутафоры в театрах им не пользуются.
— А топор ты из чего сделала?
— Это обычный материал пеноплекс. Его используют для утепления. А сверху я оклеивала его фоамираном, а затем покрасила обычным акрилом.
— На последнем киберфестивале ты была в костюме. Что за персонаж и сколько ты его делала?
— Я была в образе Рыжей Сони из игры Diablo 3. Так как я работала, у меня ушло на него месяца три.
— Получается, что если человек заказывает тебе костюм, то ему можно прийти на фестиваль в чужом костюме?
— Есть разные критерии. Например, есть конкурсы, где участвуют костюмы, которые ты сам сделал, а есть, где участвуют студийные костюмы. Сложно скрыть, что у тебя чужой костюм, так как все люди с руками из плеч обычно известны и все свои рабочие процессы они выкладывают в Сеть.
— Мастера косплея как-то делятся между собой?
— Есть нескольких типов. Есть швеи, которые делают только тканевые костюмы. У них может быть кринолин и сто пятьдесят слоёв с блестками. Это очень сложно делать. Есть те, кто специализируется на укладке париков. Это тоже очень сложное дело. И есть люди, которые занимаются броней, как я, — крафтеры.
— Вас вызывают на детские праздники или корпоративы?
— Постоянно! Дети от нас в восторге, но мы не аниматоры. Мы можем красиво постоять в костюме, но дети полезут обниматься. Есть из Екатеринбурга парень, который выступает в костюме Железного человека, но у него шоу и он аниматор. Его можно вызвать на Новый год и день рождения — он этим зарабатывает. А мы занимаемся больше эстетической стороной.
В Тюмени не только перевоплощаются в персонажей видеоигр, но и делают их. Читайте материал про тюменских разработчиков, которым интереснее создавать развлечения для компьютеров, чем играть самим.