Потеряться около собственного дома, по пути на работу или даже в торговом центре для наших героев — ничего не стоит. У них всегда с собой заряженный телефон с картами и договоренность с надежным человеком, который, независимо от занятости, ответит на звонок и поможет найти правильный путь. Догадались? Это всё про людей, страдающих топографическим кретинизмом (дезориентацией). В большинстве случаев с такой проблемой сталкиваются именно женщины. Мы поговорили с тюменцами, которые плохо ориентируются в пространстве и постоянно из-за этого попадают в нелепые истории. А также спросили эксперта, с чем связана дезориентация на местности.
Ирина, 35 лет. Случайно уехала с мужем в Ставрополь
— Я с рождения живу в Тюмени, но совершенно не умею ориентироваться в городе. Я как вечный турист. Без приложения «2ГИС» из дома вообще не выхожу. О спонтанных поездках на машине даже не мечтаю. Если знаю, что нужно куда-то далеко уехать, то накануне вечером подробно изучаю карту, сразу смотрю, где оставить машину, и стараюсь запомнить это место. Иначе я её больше не найду, и придется звонить в лучшем случае мужу, в худшем — в полицию.
Из-за этого я редко вожу автомобиль, стараюсь больше ходить пешком. Во время прогулок я ни в коем случае не надеваю каблуки, потому что знаю — в 50% случаев я обязательно потеряюсь и придется топать очень и очень долго.
Справедливости ради скажу, что в такие истории в нашей семье попадаю не я одна. Как-то мы с мужем заблудились на челябинской объездной и уехали за 150 километров в сторону Екатеринбурга, хотя собирались в гости к друзьям в Уфу. Во время другого отпуска, когда еще не было навигаторов и полезных приложений с картами, мы приехали в Ставрополь вместо Волгограда. И говорите, что хотите, но я до сих пор виню во всем дурацкий атлас!
Евгения, 26 лет. Заблудилась возле своего же дома
— Несколько лет назад я жила вместе с братом в доме на улице Николая Ростовцева, 8. В преддверии его дня рождения я придумала подарить ему сертификат на обучение в автошколе. Забила запрос в поисковике, нашла какую-то автошколу неподалеку от нашего дома (буквально в пяти минутах ходьбы) и пошла покупать сертификат. Автошколу я нашла быстро, но, выйдя из нее, потерялась. Иду, иду. Иду, иду. Поворот какой-то. Вроде бы мой. Но нет. Дома все одинаковые, ничего понять не могу. Опять иду и понимаю, что вообще не узнаю местность! Пришлось скорее доставать телефон и искать интернет. До дома дошла только благодаря навигатору.
Такие ситуации для меня — обычное дело. Муж привык, и мне иногда кажется, что ему даже интересно, справлюсь я без его подсказок или нет.
Ольга, 33 года. Гордится, что есть что-то общее с Томом Крузом
— Мне не помогают никакие онлайн-карты, приложения и навигаторы. Мой муж — единственный верный и понятный мне путеводитель. Поэтому если я куда-то собираюсь, то обязательно прошу ответить на мой звонок. Он должен взять трубку, несмотря ни на что, пусть хоть в космос летит, но скажет, правильно ли я иду. Муж по телефону координирует меня, говорит, что я должна увидеть и куда повернуть. Я не стесняюсь, что не могу справиться с маршрутом. Даже умудряюсь шутить: говорю, что у меня топографический кретинизм, как у Тома Круза. Это не значит, что я не стараюсь. Просто я смотрю в карты и ничегошеньки не понимаю: полосочки какие-то вижу и всё. Где я и где нужная полоска? Ай, лучше по старинке, с мужем.
Алена, 25 лет. Часто притворяется неместной
— Я совершенно не ориентируюсь в картах, поэтому всякие приложения вроде «2ГИС» использую только, чтобы понять, на каком транспорте и до каких остановок мне нужно ехать. Всегда путаюсь в коридорах — захожу в какой-нибудь кабинет, а когда выхожу из него, то не понимаю, в какую сторону мне нужно идти, чтобы попасть на лестницу или в лифт. По той же причине не хожу одна в лес: знаю, что без спасателей мне из него не выбраться.
Иногда мне стыдно перед людьми, которые спрашивают у меня дорогу. Сначала я просто притворялась неместной, потом пыталась показать по карте, куда им идти, но как тут объяснишь, если сама не в курсе? Во время учебы в вузе обзавелась подругой, у которой тоже топографический кретинизм. Так вот, крепче наша дружба становилась оттого, что мы вместе ездили домой. На ее машине, кстати. Смешно в этой истории то, что ни одной дороги, кроме той, что ведет ее домой, она не знала. Поэтому никакого отклонения от курса!
А вам знакомы ситуации, в которые попадали наши герои?
Топографический кретинизм — выдумка или реальность?
Врач-нейрохирург Галей Тазетдинов, который уже много лет изучает особенности работы головного мозга, объяснил нам, что такое топографический кретинизм и почему некоторые люди плохо ориентируются в пространстве.
За ориентацию на местности, по его словам, в головном мозге отвечает гиппокамп — это часть височной доли, которая как раз участвует в формировании эмоций, пространственной памяти. Знаете, как мы запоминаем дорогу с научной точки зрения? Когда человек несколько раз проходит по одним и тем же местам, то у него формируется так называемая решетка ориентации (тут клетки, которые отвечают за память, движение, зрение, слух). Наш внутренний навигатор, как выяснилось, зависит в большей степени от развития всех этих составляющих, бывает также, что в мозге есть пораженные очаги, из-за которых человек не может быстро среагировать.
А вот с мнением, что женщины больше подвержены топографическому кретинизму, тюменский врач не согласен.
— Конечно, споры ученых на эту тему длились очень долго. Да, у мужчин больше функционирует правое полушарие, а у женщин — оба. Но, на мой взгляд, не совсем правильно считать, что топографическим кретинизмом страдают больше женщины. Просто у мужчин и женщин разные образы мышления. Например, считается, что женщины более внимательные (они ориентируются на то, что видят), а мужчины ориентируются на построении карты (север, юг, запад, восток). Проблема с ориентацией в пространстве, по моему мнению, зависит от развития определенной части мозга, — пояснил Галей Тазетдинов.
Тем не менее топографический кретинизм — это не приговор. Медик считает, что от проблемы можно избавиться, если причина дезориентации — не патология. Например, помогут регулярные тренировки. Левшам рекомендуют развивать правую руку, а правшам, наоборот, левую. Эффективным методом также могут стать заучивание стихов и песен, математические задачи, развитие памяти запахов, звуков и изображения. Как скоро получится избавиться от топографического кретинизма, если следовать советам врача, точно сказать нельзя — это дело индивидуальное.
Но вот приложения с картами, умными навигаторами, которые с помощью стрелок легко приведут домой, наоборот, могут навредить, если пользоваться ими постоянно и даже не попытаться самостоятельно пройти квест, придуманный нашим мозгом.
У вас есть какая-то фобия? Или особенность поведения? Расскажите нам, как вы живете и справляетесь с этой особенностью: +7 982 781-74-07 (можно в СМС, Viber, Telegram, WhatsApp).