Все новости
Все новости

О страшных ДТП. Что делать?

Поделиться

Последнее время местные СМИ с пугающей регулярностью сотрясают новости о различного рода происшествиях на дороге. Споры не утихают, люди плохо понимают друг друга, ГИБДД, как обычно, взывает к внимательности, а ситуация лишь ухудшается, причем с катастрофической скоростью: об авариях с несколькими пострадавшими мы слышим теперь практически ежедневно. Поэтому невольно каждый спрашивает себя о том, что делать в такой ситуации и куда мы вообще движемся.

Вся правда в том, что ключевое слово здесь – «делать». Нужно именно делать, а не собирать конференции, форумы и тому подобное. Решение данной проблемы лежит в плоскости долгосрочного планирования, а не принятия единичных мер. Здесь не нужно изобретать велосипед: все варианты и методы уже давным-давно придуманы и испытаны, главное – действовать. Слово «срочно» здесь тоже мало применимо, так как положительный эффект можно будет почувствовать лишь через определенное время – после долгой и кропотливой работы, куда должны быть вовлечены всевозможные инстанции, власти и общество. Как многие говорят: «Ситуацию нужно срочно менять». Не получится! С разбегу этого не сделать, а уж в рамках предвыборных кампаний – тем более. Действовать нужно комплексно, а не бороться со следствиями, как сейчас. Для этого необходимо выделить три уровня работы: административный, инфраструктурный и социальный.

Не стоит бюрократизировать слово «административный»: цель – не в перекладывании бумажек или подписывании актов. На административном уровне необходима координация и синхронная работа всех вовлеченных в городское планирование инстанций. Именно в планирование, так как безопасность на дорогах – это ни в коем случае не рутина, и она не лежит только лишь в компетенции ГИБДД, администрации или кого-либо еще. Конечно, Госавтоинспекция фактически удалена от реального воздействия на дорожную обстановку, кроме разве что собирания штрафов да выдачи рекомендаций. Работа на административном уровне должна начинаться от четкого понимания пути развития города, расстановки приоритетов и привлечения финансирования, заканчивая постепенным спуском к более глубоким факторам, влияющим на пешеходный, транспортный или социально-экономический потенциал города. Кроме того, ГИБДД просто необходимо расширение обязанностей и ответственности, а также получение возможности непосредственного участия в стратегическом планировании, причем на уровне региона.

Уровень социальный немногим легче предыдущего и предполагает работу, направленную на гуманизацию любых городских отношений. Здесь сразу же затрагивается провальный опыт большинства российских городов по формированию действительно эффективных городских сообществ, которые способны влиять не только на власть, но и создавать «живо» общественный потенциал, вовлекать жителей в городские будни, осмыслять город как единый организм, а не как кучу отдельных квартир в микрорайоне. Действительно, любой должен ощущать себя частью города, ощущать ответственность за каждый квадратный метр, разделять окружение на «хорошо» и «плохо».

Зачем это нужно? В конечном итоге такое общество создает социальный запрос, способный менять город и его улицы. Именно муниципальные власти должны поддерживать общественные инициативы и развитие городского активизма в целом. Жители же, в свою очередь, смогут начать доверять управленцам через открытые каналы, а значит – принимать участие в решении проблем. Сейчас власть в целом глуха к обществу, оставаясь сидеть за бетонными стенами рабочих кабинетов. На фоне вышесказанного мнение о том, что в автошколах плохо готовят водителей, не совсем принципиально: только общество, управляемое властью по инерции, воспитывает такое отношение жителей/водителей/пешеходов/инвалидов друг к другу и к городу в целом. Хотя, конечно, уровень подготовки водителей зачастую хромает, но это уже переводит нас в область следующего этапа – к инфраструктурному уровню.

Вот здесь-то и начинается все то, что предлагает общественность, депутаты, полковники ГИБДД и прочие граждане: лишь на фоне сложнейшей работы на всех уровнях власти можно говорить о конкретных мерах на дороге. Самый первый шаг – ограничение скоростного режима, а в нашем случае – скорейшая ликвидация правила «плюс 20 километров в час». Высокая скорость движения коррелирует с количеством ДТП, и это подтвердят вам в любом отделении Госавтоинспекции. Снижение скорости проезда центральных улиц городов, кроме того, положительно скажется и на транспортной обстановке, так как приведет к упорядочению потока. Ошибочно думать, что чем выше разрешенная скорость проезда по улице, тем меньше там будет пробок – нет ни одного случая ни в одном городе, когда бы таким методом удалось улучшить ситуацию. Не будем забывать и о качестве дорожного полотна, и о методах успокоения трафика, вроде искусственных неровностей, сужений, островков безопасности и прочего. Все это необходимо.

Закупка вожделенных комплексов видеофиксации нарушений важна. Ужесточение штрафов за нарушения еще важнее. Сейчас в последнем наблюдается некоторый прогресс – чего стоит только уголовная ответственность за пьянство за рулем, но в глобальном смысле этого явно недостаточно. И это мы еще не говорили об организации пешеходной инфраструктуры должного уровня, о развитии общественного транспорта и альтернативных методов передвижения – все это кажется не самым очевидным, но именно городская среда, удобная городская среда формирует повседневную жизнь каждого горожанина. Ограничения для пешеходов не слишком эффективны. Каждый из них не должен чувствовать себя отчужденно ни от улицы, ни от проезжей части. А самим улицам давно перестать быть лишь путепроводами из точки А в точку Б, разрывая пешеходные сообщения и опустошая город. В удобном городе каждый, независимо от способа передвижения, имеет равные права на территорию. Пешеходы не должны бояться дорог, так же как и водители не должны относиться к тем, кто не на машине, как к побочному продукту. Конечно, развитие пешеходной грамотности должно проводиться еще в школах, дабы люди не вылетали неожиданно из-за куста или припаркованного автомобиля, а хоть иногда смотрели по сторонам. Но это уже уводит нас на вышестоящие уровни.

Кстати, борьба с неправильной парковкой, отсутствующей дорожной разметкой, невидимыми знаками, необрезанными деревьями – всем тем, что мешает обзору и повышает риск ДТ – тоже должна проводиться регулярно. Но это уже частный подход – единичные решения, а они бесполезны без выверенной стратегии на высших уровнях. Хотя в некоторой степени способствуют повышению безопасности.

Как видим, противодействие постоянно возрастающему количеству страшных ДТП не может ограничиваться установкой камер видеофиксации или приклеиванием светоотражающих знаков к одежде. Это целая стратегия развития городской среды и социальной политики. Решить вопрос мгновенно не получится, а штрафовать можно бесконечно. Общество должно создавать город, а не наоборот. Только муниципалитет с продуманной и гуманной городской политикой способен добиться значительных успехов, снизить социальную напряженность и дать каждому жителю равные права на собственный город. Сейчас мы наблюдаем отчуждение каждого от каждого, поэтому всем плевать на всех. Все это мелкие примеры большой беды, примеры того, каким город быть не должен. А все эти ваши «открытые дискуссии» кандидатов в депутаты, особенно если эти кандидаты ничего не смыслят в городском планировании, все эти мероприятия бесполезны и лишь расходуют терпение рядового гражданина. А ситуация притом не изменится.

Поделиться

Роман Овчинников.

Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.

Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.

Блог.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter