Когда дочке моей приятельницы исполнилось полтора годика, им сообщили, что дают путевку в детский сад, и уже через три месяца можно приступать к посещению. Мама воспитывает девочку одна и сперва обрадовалась, что появился шанс пристроить ребенка и выйти на работу. Но как только эйфория прошла, ее накрыл ужас – малышка не приучена к горшку.
С того самого дня она носилась за девочкой по квартире с заветной емкостью, чтобы та сходила, куда следует. Ребенок уже был знаком с горшком и порой даже осчастливливал маму. Но как только на него начали давить, пошел в полный отказ и при виде пластмассовой «кастрюльки» впадал в истерику, прячась под кровать. Мама страшно переживала по этому поводу, но все же последовала совету мудрого педиатра: отпустить ситуацию и сделать небольшой перерыв в практике. В итоге, как только малышка оказалась в группе своих ровесников и увидела, как те делают «пись-пись» и «а-а» в горшочки, то стала повторять за ними, и не только в детском саду, но и дома. Не без промахов, конечно (как и все сверстники), но организация процесса пошла на лад.
Моему сыну год и четыре, и буквально еще месяц назад он тоже не воспринимал горшок всерьез. Малыш складывал в него карандаши, машинки, открывал и закрывал крышку, но по прямому назначению аксессуар использовался крайне редко. Если бы и нам грозил садик в ближайшее время, я бы наверняка озадачилась прохождением ускоренного курса приучения к горшку. Но пока ситуация позволяет находиться с ребенком дома, поэтому форсировать события ни к чему. Да и возможно ли это?
Я не раз слышала от мамочек, что их чадо с удовольствием ходит на горшок с годика, а то и с более раннего возраста. Но стоит копнуть глубже, выясняется, что ребенок делает свои дела только после длительного и, видимо, надоедливого наседания взрослых, да и вообще раз на раз не приходится. А удовольствие он получает от развлечений, которые идут параллельно, а не от восседания на горшке. Если котенка постоянно тыкать в лужу, которую он наделал на ковер или в ботинок, рано или поздно зверек привыкнет к лотку. Простите за сравнение, но то же самое происходит и с ребенком. Мама, нацеленная на нужный ей результат, с пеленок начинает проводить некие манипуляции, озвучивая их легко воспринимаемыми фразами. Постепенно у человечка формируется условный рефлекс: услышал «пись-пись» – пора на горшок. Но все это чрезвычайно далеко от осознанного контроля собственных желаний.
Как утверждает наш участковый педиатр, средний «горшочный» возраст – 18 месяцев. Ближе к этому периоду детки начинают дозревать до понимания и ощущения своих потребностей, а также пытаются сообщить о них взрослым не просто плачем, а какими-то действиями, звуками, жестами. И этому есть практическое подтверждение. «Дочка пока сама не просится на горшок, но иногда получается ее подловить, – рассказывает мама маленькой Тани (год и пять месяцев) Наталья. – По-большому всегда ходим куда следует, но этот момент я научилась распознавать сама. В последнее время я стала спрашивать Таню, хочет ли она в туалет. Если нет, то малышка отрицательно мотает головой, когда есть желание – бежит к горшку».
Услышав подобную теорию от нашего педиатра, признаюсь, удивилась. При патронаже наша медсестра буквально с 7-8 месяцев начала интересоваться, дружим ли мы с горшком. А оказалось, что до полутора лет можно особо не заморачиваться. Между тем, когда медработник впервые задала этот вопрос, я засомневалась: вдруг мы опаздываем, ведь тогда ни особого желания учиться, ни самого горшка в доме не было. Решила купить и испытать прибор, но ребенок категорически отказался сидеть на неведомой штуке, зато она отлично подошла для хранения кубиков. Давить я не стала и убрала горшок подальше, где он и пылился без дела долгие месяцы. Время от времени его доставали бабушки, оставаясь наедине с малышом. И по моему возвращению домой наседали: «Как же так?! Ребенку целый год, а он не признает горшок! Когда ты была маленькая...» В такие моменты я сама чувствовала себя беспомощным младенцем, которого силой заставляют справить нужду.
Да, когда я была маленькая, такого чуда как памперсы и в помине не существовало! Чтобы хоть как-то увеличить интервалы между стирками и сократить количество грязного белья, родители действительно начинали высаживать деток и приучать к горшку значительно раньше, чуть ли не с первых месяцев жизни. Сейчас при большой любви к стирке и глажке тоже можно отказаться от благ цивилизации и заматывать детенышей в марлевые тряпочки. Но лично меня не прельщала перспектива целыми днями возиться с грязными пеленками и штанами, хотя это, конечно, сэкономило бы нам некоторые деньги. Так что голопопили мы только после водных процедур на пеленаторе пока сохнем.
Одна моя знакомая начала высаживать дочку на горшок с шести месяцев – как только та научилась самостоятельно сидеть. «Девочек ведь легче научить», – объясняла бывшая одноклассница. В итоге ребенок более-менее освоил горшок в год и четыре. У мамы хватило терпения на целых десять месяцев регулярных неудач! «Я не приучаю дочку к горшку из тех соображений, что в таком возрасте она еще не может самостоятельно снять одежду, чтобы сесть на него, – поясняет противоположную позицию мама маленькой Кати (год и четыре месяца) Ирина. – Она не будет терпеть, если захочет в туалет. Поэтому не вижу смысла ходить за ней с горшком весь день и шикать "пись-пись"». Мама годовалого Максима Ксения также не считает целесообразными преждевременные уроки и не усложняет себе жизнь. «На мой взгляд, нам еще рано, и все усилия пойдут коту под хвост, – говорит она. – Настанет время, и ребенок сам начнет ходить в положенное место. А те, кто пытаются приучать детишек с 6-8 месяцев, прежде всего, учат себя носиться по дому с горшком целыми днями, повторяя одни и те же звуки, но никак не ребенка».
Кстати, практикуя раннее высаживание с первенцем, многие родители отказываются от повторного опыта с младшими детками. И, как ни странно, все проходит гораздо проще и безболезненнее. Вот что рассказывает мама двоих мальчишек Наталья. «Первого сына Лешу мучила: подводила к горшку, объясняла, садила примерно в те моменты, когда, на мой взгляд, он вот-вот должен захотеть. Но сын сильно сопротивлялся, – вспоминает знакомая. – Тогда в шесть месяцев я оставила это дело и убрала горшок с глаз долой, чтобы не нервировал. Через пару месяцев достала, и все прошло на удачу. Но наш Леша – торопыга: когда друзья по возрасту еще и ползать не пытались, сынок уже ходил вдоль стены. А с Сашей все само собой получилось: смотрит на брата и повторяет. Одно могу сказать точно: сидение на горшке не должно ассоциироваться с играми, чтением и прочими развлечениями. Если ребенок не понимает, что от него хотят, лучше не настаивать».
Ольга, мама двух девочек, вовсе отказалась от долгих и мучительных уроков. Она дождалась более-менее сознательного возраста дочки и только тогда купила горшок. К тому времени малышке было уже два года и три месяца. Спустя восемь недель можно было забыть о памперсах, в том числе ночью и на улице. Глядя на сестренку, младшая дочка проявляла интерес к горшку с полутора лет, а через полгода подгузники уже были не нужны.
Вывод один: каждому ребенку отведен свой «горшочный» срок. Но чем раньше мама озаботиться этим вопросом, тем больше сил и времени ей придется потратить на воспитание взрослой привычки. На мой взгляд, правильнее почувствовать момент, когда к этой эпопее готов именно ребенок, а не взрослые в семье.
Примерно в год и три месяца мой сын стал проявлять первые признаки этой самой готовности, о которых можно прочесть в любой литературе для родителей. Во-первых, ребенок понял назначение горшка. При его виде малыш приседал на корточки и начинал кряхтеть. Правда, происходило это не в те моменты, когда подпирало, а по принципу «что вижу, то пою». Во-вторых, малыш понимает и различает просьбы сходить в туалет по-маленькому и по-большому. «Пись-пись» получается регулярно, если ребенок действительно хочет, если же нет – отталкивает горшок и убегает. Он знает, что делать дела на пол – нехорошо, и подражает маме, грозя пальчиком со словами «ай-яй-яй». Но оплошности до сих пор происходят частенько, и такое «самонаказание» сынок проводит уже над растекшейся по линолеуму лужей.
В-третьих, ребенок довольно долго остается сухим без подгузников. Интервалы могут достигать 1,5-2 часов, в том числе и во время дневного сна, после которого я все чаще снимаю сухой памперс. Естественно, чтобы вычислить этот режим, на пару дней стоит отказаться от подгузников (на время бодрствования). Как только я заметила, что позывы происходят гораздо реже, чем раньше, постепенно начала сокращать время пребывания в памперсах и сейчас близка к тому, чтобы оставить их только на сон и прогулки. Ведь это еще один шаг, толкающий ребенка к освоению горшка. Видя и чувствуя сам процесс, он не только познает свою физиологию, но и начинает понимать, что от него требуют, когда усаживают на горшок.
На первых порах ребенка следует высаживать в наиболее вероятные для опорожнения моменты, считает специалист комнаты здорового ребенка. «Начинайте вводить горшок после сна, через 20 минут после еды, – советует фельдшер Ирина Иванова. – Аксессуар обязательно должен быть теплым и устойчивым, чтобы не вызвать отрицательных эмоций у ребенка. Можно сопрягать обучение с игрой-примером. Посадите рядом какую-нибудь игрушку на емкость, имитирующую горшок, и объясняйте, что же сейчас она делает. Даже если малыш 1-2 раза удачно сходит на горшок, считайте, победа ваша! Очень важно создать вокруг всего этого процесса ореол положительных эмоций. Если у ребенка все получилось, хвалите его, кричите ура, гладьте по головке. Делайте из этого обыденного события праздник, шоу. И, конечно, запаситесь терпением».
Также в процессе обучения врачи советуют сохранять обстановку, в которой малыш привык справлять нужду. Например, многие детки могут делать «а-а» только в присутствии мамы и никого другого. Или ищут для этого укромные уголки в квартире. «Еще я бы посоветовала ставить горшок в одно и то же место, – продолжает медик. – Ребенок должен знать, куда бежать, если ему вдруг приспичит».
Не только где, но и как ребенок предпочитает ходить в туалет, тоже имеет значение. Речь пойдет о мальчишках, многие из которых сразу начинают писать стоя, а не сидя. Этот закон природы, кажется, срабатывает и с моим сыном. Он всегда встает, прежде чем пописать: если играет – вскакивает, купается в ванне – тоже приподнимается над водой. Видимо, ребенку интересно наблюдать за самим процессом. И не стоит тогда насильно усаживать кроху на горшок, если он хочет делать это, «как большой дядя». Иногда малыши оказываются настолько взрослыми, что привыкают писать стоя сразу в унитаз.
Мой сынишка не сообщает о своем желании сходить в туалет, как, например, о том, что пора бы перекусить, и говорить об освоении «горшочной науки» нам рано. Ему вполне комфортно играть и бегать в мокрых плавках, а значит еще нет достаточной мотивации привыкать к горшку. Да и снимать штанишки он не умеет. Так что мы делаем лишь первые шаги, а самые главные успехи и достижения – впереди. Без наседания, наказаний и погоней за другими детьми.
Фото: Фото из открытых источников