Город Здоровье А нужен ли он, этот детский сад?

А нужен ли он, этот детский сад?

Отдавать ребенка в детский сад или нет – в нашей семье такой вопрос даже не стоял. На все доводы и убеждения родственников и знакомых о необходимости садика у нас с мужем был и остается твердый ответ «нет» и достаточно своих доводов, с которыми сложно спо

Отдавать ребенка в детский сад или нет – в нашей семье такой вопрос даже не стоял. На все доводы и убеждения родственников и знакомых о необходимости садика у нас с мужем был и остается твердый ответ «нет» и достаточно своих доводов, с которыми сложно спорить. Родственники продолжают периодически напоминать о том, что может быть, все же отдать малыша в ДОУ, посторонние зачастую удивляются – «как так, садик просто необходим!». Но когда меня в очередной раз спрашивают, когда мы планируем садик для ребенка, и я отвечаю: «Не планируем», – снова задумываюсь над этим вопросом и снова внутренне убеждаюсь в своей правоте.

Надо … как надо!

Сами дети уже давно доказали ненужность и враждебность детсадовской системы постоянными болезнями и просто бурным протестом, сильным нежеланием туда идти. Малыши часто болеют, хотя до детского сада иммунитет их был довольно крепкий, а дети постарше протестуют словами, слезами, действиями. Дети болеют не потому, что адаптируются к новой микрофлоре, не потому, что подхватывают сопли и кашель от других, а потому что не хотят там находиться. Малыши хотят быть дома, рядом с мамой и папой, а в детском саду им одиноко; потому они и заболевают. Основа их ОРВИ психологическая, а не физическая, об этом давно говорят психологи.

Примеров из жизни очень и очень много. Михаил, молодой человек, делится своими воспоминаниями из детства: «В садике мне всегда было одиноко, я не чувствовал себя защищенным. Я там просто ждал, весь день ждал, когда мать меня заберет. А вот дома, после садика, начиналась жизнь. Мы что-то делали всей семьей, и было очень интересно». «Мой сын долго не мог к садику привыкнуть: приведу его, а он вцепится мне в куртку, ревет, никакие уговоры не действуют», – делится Виктор, отец уже взрослого Александра. Это было давно, двадцать или тридцать лет назад, но сегодня ситуация ничуть не поменялась.

Рассказывает мама трехлетнего Егора: «Я привожу своего сына в детский сад на машине, а когда надо выходить, он в автокресло вцепляется, кое-как отрываю его, отвожу в группу, он ревет. А потом еду на работу, а у самой внутри все переворачивается, на работе места себе не нахожу». «Коля ходил в садик с двух лет, но очень часто болел, – рассказывает бабушка пятилетнего мальчика. – Пришлось садик бросить, а мне с работы уволиться, чтобы быть с ребенком. Как перестали ходить, так болеть перестал». «Мама, а мы сегодня в садик не пойдем?», – с надеждой спрашивает маму четырехлетняя Катюша. «Пойдем», – отвечает мама. «Но мы же вчера туда ходили, давай сегодня не пойдем!», – упрашивает ее дочь. Однозначно, детям в этой системе неуютно, некомфортно, раз они так не хотят в ней находиться.

Конечно, очень многое в детских садах не устраивает и самих родителей. В первую очередь, не устраивает отношение воспитателей к детям и к своей работе. На детей кричат, их запугивают, наказывают, все это вполне реальные случаи. Родители вроде бы понимают, что детям сложно, что для них это как работа, но воспринимают детский сад как необходимость для адаптации к дальнейшей жизни. Складывается такое понимание, что ребенок пришел в этот мир не для счастья, а для того, чтобы отбыть наказание сначала в садике, потом в школе, и так всю жизнь…

«Мы летом собираемся в садик. И ты не раздумывай, если не сейчас, то года в четыре – в пять отдай обязательно, иначе ему потому в школе будет очень сложно адаптироваться», – настоятельно рекомендует мне Оксана, мама двухлетнего Ильи. «Конечно, мы ходим в садик, – рассказывает мама двухлетней Полины. – Ребенку ведь нужен коллектив, а в развивайках сколько они общаются? 40 минут, не больше. Они и друзей в садике находят. А то, что без родителей весь день, так я считаю, это неплохо. Ну, прикрикнут на них иногда, но всякое бывает; и дома на детей иногда кричим. Я не знаю, как так вы против садика».

Мама, ты меня бросила?!

А теперь попробуем взглянуть на эту систему с детской стороны. Мама приводит своего малыша в совершенно новую для него обстановку, где много незнакомых людей, детей и взрослых. Ему это может быть интересно, но мама оставляет его одного и уходит. Малыш – в слезы. Что происходит в этот момент в детской душе? Он ведь не знает, что все так делают, что это место предназначено для маленьких детей, что вечером мама вернется и заберет его домой. Ребенок живет здесь и сейчас, и если мама ушла – значит, она его бросила, оставила одного среди чужих, и больше он ее никогда не увидит! Потом ребенок успокаивается, включается в игру с другими детьми, но надолго ли? Все дети разные: одни спокойно относятся к временному отсутствию родителей, к другим взрослым, а другие сильно привязаны к матери и начинают хныкать, как только мама пропадает из поля зрения. Экстравертивным малышам может быть проще в детском саду, а вот маленькие интроверты могут днями сидеть на стульчике, грустить, плакать.

Приведу основные доводы, которыми снабжают окружающие в защиту значимости детского сада, и свои аргументы против.

1. Ребенку нужен коллектив, ему нужно общаться с другими детьми.

Полностью согласна. Но разве детский сад – единственное место, где ребенок может общаться с другими детьми? Сегодня в каждом районе любого города, того же Челябинска, предостаточно детских центров, в которых малыши находятся в коллективе, причем в коллективе более естественном и здоровом, по пять – семь человек (а не двадцать и не тридцать, как в детском саду), где дети видят друг друга. Для детей постарше это самые разные секции, творческие и спортивные. С детьми занимается педагог или тренер, который скорее любит свое дело, который видит каждого из детей, может учесть интересы каждого. И отрываются малыши от родителей не на целый рабочий день, а на два-три часа. С взрослыми детям тоже нужно общаться, поэтому лучше дать им возможность бывать среди своих друзей, у себя на работе. Думаю, именно такое общение в коллективе даст ребенку несравненно больше коммуникативных навыков и поможет обрести друзей.

2. В детском саду с детьми занимаются, их там развивают.

Вполне возможно. С ними рисуют, лепят, танцуют, проводят занятия по физкультуре, выгуливают коллективно. Но, во-первых, если мама не поленится, она может найти столько всего интересного для своего ребенка! Лепить с ним, рисовать, пересыпать крупы, играть с кастрюлями, вместе готовить ужин и много-много всего. С ребенком очень интересно! Во-вторых, детские развивайки, где интересно, где ребенок учится чему-то новому, где он будет лепить, клеить, танцевать, пусть даже это займет не более часа, где человечек получает положительный заряд! Ребенка развивают не только занятия сами по себе, но и новая ситуация, общение с другими детьми и взрослыми, новые впечатления, которые они получают на занятиях и по дороге туда и обратно. Мама получает новый опыт взаимодействия со своим малышом, и дома может повторить то, что увидела на занятии. К тому же детский центр можно выбрать, а вот с детским садом это сложнее. Развивает ребенка абсолютно все – поездка к бабушке на выходные и встречи с новыми людьми, прогулка на велосипеде с родителями, по лесу да и просто во дворе, развивают новые ситуации, в которых ему приходится находить решение. Ребенок развивается тогда, когда ему комфортно и интересно.

3. Ребенка в детском саду и накормят (дома столько всего не приготовишь), и погуляют с ним.

А сколько еды нужно ребенку? Ведь дети обычно едят, как голуби, и чувствуют себя при этом вполне хорошо. Пусть дома будет побольше разнообразных готовых продуктов (фрукты, орехи, молочное), ребенок выберет сам. И опять же, при каком питании ребенок получит больше пользы? Когда он без особого желания съест первое, второе и выпьет компот и при этом будет скучать без родителей, или две ложки каши, сваренной на воде, но рядом с мамой? Надо ли говорить, что источник энергии и здоровья – не только пища, но в первую очередь – счастливое состояние человека.

4. Родители работают, некому быть с ребенком, нужно его пристроить. Детский сад очень выручает.

Родители родили ребенка, они ответственны за его жизнь, за его настоящее и будущее. А совсем не воспитатели детского сада. Самый хороший вариант, на мой взгляд, самый здоровый вариант, – когда ребенок участвует в жизни родителей. То есть когда мама или папа берут ребенка с собой на работу. Малыш находится рядом, видит, чем заняты мама или папа в течение дня, видит, что и как делают другие люди; он учится очень многому. Конечно, не везде и не всегда можно взять с собой ребенка. Где-то ему будет неуютно, нагрузка для него будет слишком большая. Но ведь родителям можно договориться и выстроить свою деятельность так, чтобы по очереди быть с самым близким маленьким человечком. Я за то, чтобы как можно меньше оставлять ребенка с чужими людьми, как можно больше брать его с собой. Думаю, любой человечек предпочтет устать, проголодаться, но быть с близкими людьми, чем быть в сытости и физическом комфорте, но с чужими людьми, которым он совершенно не нужен. Ребенок хорошо растет и развивается рядом со счастливыми родителями, которые заняты интересным делом. Это в прошлом веке люди работали на заводах с утра до вечера, условия были жесткими. Но сегодня каждый свободен выбирать дело по душе, и не у станка весь день стоять, а с людьми работать, например. Такой вариант вполне допускает присутствие малышей рядом с взрослыми.

5. Детский сад – место, где ребенок адаптируется к школе.

Честно говоря, мне так жаль детей, которые вынуждены в школе сидеть за партами, когда все их существо просит движения. Они хотят учиться, это естественное стремление детей – к познанию, ко всему новому. Но когда двадцать-тридцать детей собирают в один класс, садят за парты и что-то всем одновременно объясняют, совершенно не считаясь с интересами и настроениями ребят, думаю, это не лучший способ обучения. И вот к этой школьной системе, где ребенку тяжело, нужно готовиться заранее. Детский сад подходит идеально, потому что система одна, просто возраст детей и уровень занятий усложняется. Вместо счастливого детства ребенок получает скучное детство. Тягу к знаниям у него хорошо отбивают. Надо искать альтернативы, выбирать для ребенка школу, где его учат думать, а не пичкают готовыми, зачастую ненужными знаниями. (Но это уже отдельный разговор). Да и в обычной школе, я думаю, ребенку не будет сложно адаптироваться, если до семи лет он не дома сидел, а жил активно – кружки, секции, поездки с родителями.

Не лучший вариант оставлять ребенка каждый день с няней. Возможно, этот вариант лучше детского сада, но суть та же: ребенок не с родными, а с чужим человеком. У меня была возможность наблюдать детей, которые растут с нянями: они могут быть грустными, капризными, они не хотят учиться, играть (или делают это без особого желания) и очень тоскуют по родителям. Потеря игрушечной кошки для такого ребенка трагедия, потому что эту кошку ему подарила мама; с игрушкой ему спокойнее, может быть, так он чувствует хоть какую-то связь с самым близким человеком.

Счастье рядом с тобой

Заранее предполагаю, что тема вызовет немало споров и разногласий. Думаю, сторонников и противников будет поровну. Конечно, каждый волен поступать так, как считает правильным именно для него. Если родитель считает, что его ребенку садик нужен, возможно, так оно и есть. Но думаю, со временем система эта все же уйдет, ее вытеснят более естественные формы общения и развития детей. Хочется, чтобы родители больше прислушивались к словам своих малышей. Чтобы не считали, что ребенок мало понимает в этой жизни и поэтому его нужно заставить делать по-своему. Ребенок живет здесь и сейчас, он еще не умеет обижаться и принимает слова и действия взрослых за абсолют. Он не может поспорить с системой, только отстаивать свою свободу, возможность быть там, где им хорошо, доступными им способами – болезнью, слезами. Но ведь детство, возраст до семи лет – самый важный в жизни человека. И от того, как человек проживет эти пять-семь лет, напрямую зависит его будущее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
289
ТОП 5
Мнение
Диснейленд, каменная река и озеро на высоте 724 метра: что посмотреть тюменцу на Урале
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: тюменка уехала на зимовку к морю — колонка
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления