С некоторых пор в магазинах появились на витринах и возле касс наклейки с надписями «Мы не продаем алкоголь и табак лицам до 18 лет – это закон». Однако в таком случае откуда во время выпускных вечером или в дни массовых праздников столько молодежи с пивом и сигаретами? Выявлением в городе торговых точек, пренебрегающих законом, занялись активисты местного отделения организации «Молодая гвардия» и провели в течение августа акцию под названием «Потребительский патруль».
В ходе мероприятия состоялось анкетирование о продаже алкоголя и сигарет лицам, не достигшим 18 лет, и местах их сбыта. Всего опрошено 460 несовершеннолетних и 457 совершеннолетних жителей Тюмени, Ишима, Тобольска, Ялуторовска и Заводоуковска. По итогам полученных данных молодогвардейцы делали контрольные закупки в магазинах и ларьках, где, по словам респондентов, дети и подростки регулярно приобретают сигареты и алкогольные напитки. Свой эксперимент, организованный по принципу «тайный покупатель» активисты снимали на видео, в качестве доказательства нарушения продавцами закона.
Сегодня журналисты Тюменского бизнес-портала 72.ru провели аналогичный опыт. Мы попросили 15-летнюю учащуюся одной из тюменских школ надеть на себя радиомикрофон и попытаться купить сигареты в одном из ларьков. Оператор с камерой был неподалеку, но на достаточном расстоянии, чтобы продавец его не увидел. В итоге девушке без колебаний продали пачку, не спросив о возрасте и уж тем более, не потребовав документов.
Школьники заверяют: купить сигареты и пиво – не проблема. И даже утверждают, что есть магазины, расположенные рядом с учебными заведениями, где на прилавках не выставлены эти товары. Но можно обратиться к продавцу, сказать, табачное изделие какой марки нужно, и торговцы из-под полы достанут пачку.
По данным мониторинга, проведенного организацией «Молодая гвардия», на вопрос: «Употребляете ли вы алкоголь?» – положительно ответили 35% подростков. Среди них 87% – ребята от 14 до 18 лет, остальные 13% – дети от восьми до 13 лет. На вопрос: «Как часто вы употребляете алкогольные напитки?» – 21% подростков признались, что пьют два-три раза в неделю, 49% – не реже одного раза в неделю, 30 процентов – два-три раза в месяц. В 45% случаев речь идет об употреблении пива. Чаще всего, по признанию ребят, они покупают алкоголь и сигареты в магазинах и ларьках, только восемь процентов опрошенных покупают все это в супермаркетах. И только у 10% школьников, как они признаются, продавцы регулярно просят показать документы. На вопрос: «Что проще купить: сигареты или алкоголь?» – почти 70% ребят сказали, что сигареты приобрести легче.
Кроме молодежи молодогвардейцы опросили и продавцов. 100% опрошенных сказали, что не продают несовершеннолетним ни алкоголь, ни сигареты. Впрочем, на деле торговцы оказались не так принципиальны, как на словах. Из 18 магазинов и ларьков, выбранных для эксперимента, в 15 школьникам продали пиво и сигареты. В их числе, по данным молодогвардейцев, – гипермаркет «Карусель», супермаркет «Монетка», ларек у дома №24 по улице Пермякова, три магазина сети «Тамара», ларек на остановке «Светлана», «Стекляшка» на Мысу, магазины «Электрон» и «Олимп» на улице Воровского, три магазина «Эскада», «Мегамарт» на улице 50 лет ВЛКСМ, магазин «Эхмея».
Впрочем, в ходе акции «Потребительский патруль» обнаружились и добросовестные продавцы. Так, продать несовершеннолетним табак и алкоголь отказались в ларьке на остановке «Сквер Немцова», в магазине «Тамара» по адресу ул. Мельникайте, 101, и в магазине «Карина», находящемся на улице Грибоедова.
Полученные говорящие цифры активисты «Молодой гвардии» намерены сегодня донести до руководства Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства при ГУВД, Роспотребнадзора по Тюменской области, управления по товарному рынку и услугам администрации города, департамента по спорту и молодежной политике, а также департамента образования и науки Тюменской области. Начальство этих ведомств, по мнению молодогвардейцев, должно не только узнать о данных мониторинга, но и предложить, как исправить ситуацию в среде подрастающего поколения региона.