Концертная жизнь Тюмени бьет ключом. Гастролями звезд всех величин и представителей всех жанров никого не удивишь. О перипетиях, связанных с организацией концертов, о вкусах тюменских зрителей – наша беседа с директором концертного агентства «Маргарита-Арт» Маргаритой Игониной.
– Вы работали на телевидении, программа по заявкам «Спецзаказ» была успешной. Почему вы решили открыть концертное агентство?
– Телевидение – штука невечная, скоропортящаяся. Поэтому чаще всего люди, которые работают «в телевизоре», готовят себе тылы. То есть то, чем ты будешь заниматься, грубо говоря, до пенсии. Рестораны, магазины…
Меняется жизнь, меняется телевидение, меняются требования. Как человек здравомыслящий, я понимала, что все это рано или поздно закончится. И решила заниматься организацией гастролей известных артистов в Тюменской области.
– А этому учат, с чего-то же надо было начинать?
– Вы знаете, у нас очень сложная работа. За рубежом шоу-бизнес более профессионален, а мы идем с отставанием лет на 20-30. По правовым вопросам, по технологии организации зрелищ. У нас есть специалисты, но их очень мало. Это московские акулы, которые начинали этот бизнес много лет назад. Книжек типа «Экономика в шоу-бизнесе» в стране существует всего две-три, купить их – огромная проблема.
Все проекты приходилось верстать самой, до всего доходить самостоятельно. А у нас народ вообще смекалистый. Так что нам это не страшно. Правда, некоторые очень самонадеянные граждане считают, что все очень просто – запустил билеты, рекламу, и к тебе приехали артисты, пришли зрители. На самом деле во главу угла я ставлю человеческий фактор. Отношения, связи, какие-то контакты – от этого никуда не уйдешь. Есть определенная сфера, есть круг людей, с которыми мы можем решать стратегические вопросы.
– Что вы имеете в виду?
– Есть киношная тусовка, есть театральная. Это разные люди. Подход, соответственно, разный. Кроме того, на местном уровне нужно решать некоторые вопросы, с концертными площадками, например. Сейчас, кстати, нам стали присылать хотя бы договора, раньше мы только устные договоренности заключали. Теперь, если мы задумываем какой-то проект, мы знаем, что требуется от нас, а что – от артиста.
– Как вы начинали агентство?
– Мне кажется, эта история достаточно известна. Концертное агентство, в котором я начинала работу, было соучредителем «Маргариты-Арт». У нас разошлись интересы.
– Тяжело работать с московскими продюсерами, выйти на них?
– Нет, голубиная почта работает – они чаще всего звонят, находят нас.
– А вы сами готовы выйти с инициативой пригласить какого-то артиста?
– Конечно, у нас бизнес на этом и построен. Я делаю прогноз исходя из своих ощущений и знания рынка. Нужен ли артист? Пойдут ли на него зрители? Хотя артист всегда нужен, ведь без искусства жизнь вообще скучна. Но я всегда примеряю на себя: мне артист интересен, я бы пошла на него, значит, я буду с ним работать.
Предложений очень много, но есть артисты, которые в топе. Происходит их жесткая ротация. Возьмем, к примеру, группу молодежного формата – в нее очень хорошо вложились спонсоры, она звучит из всех холодильников и телевизоров, а народ на нее не идет. То есть это искусственно созданный продукт, который зрителям неинтересен. У меня были такие случаи, например группа «Братья Грим». И дело не только в особенностях Тюмени, это показательно для всей страны.
– Как вы ведете себя в случае, когда понимаете, что билеты не продаются, и зал собрать не удастся?
– Если взялся за дело, то доводи его до конца. Есть специалисты, которые называются «борз» – бюро организации зрителей. Они в любом случае должны провести концерт, неважно, в убыток сработают или будут в плюсе. Отмен быть не должно, это тоже часть репутации. Срывы бывают в связи с каким-нибудь форс-мажором, но они очень редки.
Понимаете, у нас в стране считается, что веселить, лечить и кормить могут все. Ну, еще в футболе все разбираются... Поэтому на рынке много дилетантов, работающих на авось. Мы, кстати, возвращаемся к тому, с чего начинали разговор. Не имея оборотных средств, определенного опыта они пытаются заниматься организацией концертов. Вот поэтому случаются отмены выступлений, зрительский несбор. Этим грешат даже опытные концертные агентства. В любом бизнесе есть определенные риски, но мы стараемся свести их к минимуму.
– Сразу хочется спросить про Бориса Моисеева. Несколько недель назад его концерт в Тюмени в очередной раз отменили. Официальная версия – по техническим причинам, неофициальная – его имидж.
– О, это просто боль моя – Борис Моисеев! На самом деле, непростая тема. Я понимаю, что человек, вероятно, нетрадиционной сексуальной ориентации. На пике, когда это было модно, в 90-е годы, он, может быть, слишком этим эпатировал публику. Он и вышел за счет эпатажа. Потому что все понимают: ну, не певец, уже не танцор. Когда-то это было актуально, востребовано – всякие передачи «В постели с...».
Сейчас Борис Моисеев – состоявшийся, очень хороший шоумен, который делает достойное шоу. Безупречный вокал, очень хорошие бэк-вокалисты, великолепные костюмы, красивые танцы. То есть все, что составляет понятие «шоу». К сожалению, то, что он наговорил о себе до этого, ему мешает. С другой стороны, это только в нашей Тюмени бывают такие проблемы с отменой выступлений. В других городах он гастролирует, инцидентов нет.
– А вы будете еще пытаться его привезти?
– Да, может быть что-то изменится. Вы понимаете, на самом деле на Бориса Моисеева идут. Я знаю его зрителей. Это женщины, которым не хватает любви и красоты в жизни. Идут мамочки. Они – его целевая аудитория. И лишать этих людей чего-то долгожданного и того, что они хотят видеть, на мой взгляд, неправильно. Зритель все-таки платит деньги, аргументирует свой выбор рублем. В самом концерте нет намека на пропаганду нетрадиционных отношений. Если будет такая возможность, а я надеюсь, что она будет, шоу Моисеева в Тюмени состоится.
После истории с отменой концерта на меня выходили представители областной администрации, мы пытались разобраться в ситуации. У власти есть глобальные проблемы, а такие недоразумения возникают на уровне телефонного права, какой-то личной неприязни к артисту. Поэтому был сделан вывод, что надо работать с директорами площадок, чтобы они не боялись приглашать тех или иных артистов. Мы же все-таки не живем во времена жесткой цензуры. Кроме того, Борис Моисеев появляется на «Первом канале», президент подписывает указ о награждении его званием Заслуженного артиста. Наверное, он не самый плохой.
– В Тюмени хорошо продаются билеты на концерт звезд 80-х?
– Сейчас заявлен проект «Немеркнущие звезды». Я знаю, что в караоке-клубах поют очень много песен из творчества Юрия Шатунова и группы «Мираж». Сейчас же вообще страну захлестнула волна ретро-проектов – «Мираж с Гулькиной» и так далее. Это модно сейчас.
– Почему?
– Потому что нового ничего нет. Понимаете, артисты старой закалки, они же обладали достаточно большой харизмой. Им нужно было выходить на сердца людей без колоссальной поддержки масс-медиа. Это же было сарафанное радио, а оно – самое сильное. Кассеточка где-то, магнитофончик… Да и уровень профессиональный был другим.
Я вообще люблю работать с ретро-артистами. У них другая школа, другое воспитание. Они трудяги, на самом деле. В свое время очень много работали, могли давать по 30 концертов в месяц. Сейчас «фабрикантам», конечно, не хватает воспитания, культуры, внимания к профессии.
– Евгений Гришковец, будучи в Тюмени, встречался со студентами. Это была его инициатива или ваша?
– Университета. Евгений Гришковец был очень доволен беседой с тюменской молодежью.
– Не так давно был скандал с фальшивыми билетами на концерт Димы Билана и спектакль с участием Ирины Алферовой. Как тюменцам избежать подобных конфузов?
– Я не устаю повторять. Люди, вы покупаете билеты, прислушайтесь к рекламе. Агентства, которые официально занимаются своим бизнесом, всегда в анонсах говорят: «Агентство "Маргарита-Арт" представляет…» Мы пишем телефоны на билетах. Так делаем мы, агентство «Белый рояль» и Тюменская филармония. Когда есть обратная связь, проблем быть не должно.
– В чем главная проблема гастролеров в областном центре?
– У нас недостаточно гостиниц. В Тюмени очень скудный гостиничный фонд для достойного размещения людей. А также у нас мало площадок. Любой проект по затратности может выдерживать только тысячные залы, не 300-500 мест. То есть все огромные расходы надо раскидать на тысячу мест. Впрочем, это уже не проблемы артистов, это проблемы концертных организаций.
– У нас в городе сильная конкуренция между гастролерами?
– Я считаю, очень сильная. Наш город территориально находится близко к миллионникам. То есть мы выдерживаем такой же объем концертов, как эти города. Артист едет по маршруту Новосибирск - Омск - Тюмень - Екатеринбург и дальше. Там города крупные, большие, развитые, промышленные, торговые, менталитет у людей другой. Но, тем не менее, мы выдерживаем эту нагрузку.
– Скоро лето, можно проводить концерты на открытых площадках. Будете ли вы этим заниматься?
– Нет. Во-первых, у нас проблемы с открытыми площадками. Во-вторых, времена такие ушли, когда были артисты, которые могли собрать тысячи зрителей. Ну кого можно сейчас пригласить на стадион, и чтобы был аншлаг? Единицы таких артистов. Кроме того, с июня по август они любят работать на Черноморском побережье или в Крыму.
У нас летом проходят мероприятия заказного характера. Крупные предприятия устраивают промоакции, администрации города и области проводят День города, еще какие-то праздники. Что касается билетной практики летом, то ее нет. Да и не нужна она.
– Много ли в Тюмени проходит закрытых корпоративных мероприятий, на которые приглашаются звезды?
– Раньше это было как-то не принято. В Москве же давно в порядке вещей – пригласить артиста на корпоративное мероприятие: день рождения фирмы, открытие офиса. Сейчас до нас тоже это доходит. Люди понимают, что, вложив определенную сумму денег, пригласив vip-гостей на свою вечеринку, они повысят статус своего предприятия. За счет уровня вечеринки, любой, которая не ограничивается выпивкой и пением под баян, они продвигают свой бизнес.
Осознание пришло, и мы очень много сейчас работаем на корпорантов, на людей, которые хотят видеть звезд на своих торжествах. Меня это очень радует. Все-таки профессию массовика-затейника не зря придумали. Я всегда за хорошо сделанный, креативно придуманный праздник. Да, это дорого. Но если мы наберем двадцать артистов из Тюмени или пригласим одного из Москвы, столичный гость все равно будет лучше. Потому что уровень выше.
– Артисты охотно едут выступать на такие вечеринки?
– Конечно. На таких мероприятиях, как правило, в два раза выше гонорар, чем на кассовых концертах.
– Кого в основном приглашают?
– Вкусы разные. Многим нравятся барды. Очень любят в Тюмени группу «Самоцветы», кто-то может позволить пригласить себе Boney M из Лондона. Недавно был такой заказ.
– Вы беретесь за все частные вечеринки?
– Нет. Свадьбы мы, например, не проводим и не собираемся. Это не наш уровень. Мы проводим корпоративные вечера. Дни рождения – да. Бывают дни рождения очень достойных людей, и мы с удовольствием помогаем с организацией вечеров.
– Каких артистов вы готовы бесконечно принимать с гастролями?
– Валерий Леонтьев, Владимир Кузмин, Валерий Меладзе, Московский театр оперетты, молодежь, которая из мюзиклов, «Самоцветы». Они комфортные люди, очень хорошие, они не отучились общаться по-человечески, быть благодарными организаторам. Есть артисты, у которых в голове засела мысль – вы тут на нас зарабатываете, поэтому мы для вас стараться не будем, в полноги отработаем концерт. Вот таких я не люблю. Артистов, которые благодарны за то, что их хорошо встретили, собрали полный зал, заработали им гонорар, всегда радостно встречать. Валерия Леонтьева обожаю! На мой взгляд, один из лучших артистов всех времен и народов.
– А кто больше всех разочаровал?
– Юрий Михайлович Антонов. Мне с ним больше работать не хочется. Человек вроде собирает залы, милый, песни у него такие добрые, хорошие. Но это такой дьявол во плоти для всех организаторов. О нем просто ходят легенды. Он очень сложный в общении человек. Поэтому один раз поработав, я поняла, что я не мазохистка, у меня есть чувство собственного достоинства, и с этим человеком я больше никогда работать не буду.
– Трудно ли работать с тюменскими СМИ? Бывают ли какие-то конфликты?
– С нашими журналистами очень комфортно работать в плане продвижения продукта. Но стараемся не мучить артистов различного рода интервью. Мы понимаем, насколько уставшим к нам приезжает человек. Тюмень обычно не первый город в графике, да и не последний.
Если есть задача пропиарить спонсоров, мы собираем пресс-конференцию. А так мы просто жалеем артистов. Ведь в каждом городе задают одни и те же вопросы. Я могу по пальцам пересчитать журналистов, которым я могу доверить своих звезд. Банальные вопросы о творческих планах и «как вам наш город» эти акулы пера не задают. К тому же мы работаем с топовыми артистами, которым уже интервью не нужны, все про них сказано, написано.
– Какую сумму готовы платить горожане, чтобы сходить на концерт?
– Дорогие билеты за 3-5 тысяч уходят тяжело. Сейчас самая активная цена хорошего проекта – тысяча рублей. Классика и оперетта стоят подешевле.
– На такие выступления тюменцы идут охотно?
– Смотря какая оперетта. У нас очень разборчивый зритель. Иногда даже сама удивляюсь, насколько тюменцы могут быть неожиданными. К примеру, Петр Дранга… Вот кто бы подумал, что этот человек соберет полный зал? А на концерте был такой аншлаг, яблоку негде упасть. Или у Камеди Клаб – аншлаг. В Ульяновске те же выступления – отмена, в Нижнем Новгороде – несборы.
– Вам приходится сталкиваться с просьбами оставить билеты, контрамарки. Часто ли вы отказываете?
– На самом деле, чтобы не было никаких проблем, мы договариваемся на берегу. Есть некий фонд – мы выделяем в зале один ряд, он, как правило, отдается концертной площадке. Выше и дальше этого фонда я прыгнуть не могу. Поэтому заранее, за месяц до появления афиш, я договариваюсь со СМИ, со знакомыми, которые знают, что у меня будет тот или иной проект. Конечно, обращений всегда много. Когда был с гастролями Камеди Клаб, я себе нажила, наверное, немало врагов. Приходилось часто отказывать людям.
– Как бы вы оценили тюменский рынок развлекательных услуг?
– С одной стороны этот бизнес в Тюмени недоразвит, а с другой – развит очень хорошо. Индустрия, она есть, и предложений очень много. Это уж как на любом рынке – как повезет. За три рубля и работу получают соответствующую.
Мы не первый год работаем по vip-корпоративам, это – наша целевая аудитория. Кроме того, отработав на телевидении десять лет, я научилась угадывать любимые песни именинников. Я, глядя на человека, сразу понимаю, какой ведущий и артист ему нужен, что ему предложить.
– Получение прибыли – это главная задача, которую вы ставите перед собой на посту директора «Маргариты-Арт»?
– Агентство для меня, безусловно, – способ заработать деньги. Но не только. Это такое счастливое сочетание, когда ты занимаешься любимым делом, тебе нравится то, что ты делаешь, все получается, полный зал, артисты довольны, и еще за это деньги платят. Всем хорошо от этого.