Продолжаем знакомить вас со знаменитостями, которые родились или жили в Тюменской области. Недавно мы рассказывали вам историю легендарной команды КВН «Союз», а теперь подготовили большое интервью с одним из ее участников. Мы пообщались с невероятно харизматичным Артемом Муратовым. Зрители запомнили его по зажигательным танцам и добрым шуткам.
Рассказываем, как Артем из студента из Нового Уренгоя стал звездой телевидения, можно ли научиться быть комиком, какие шутки он считает неприемлемыми, почему обожает женский стендап и зачем начал сниматься в кино.
«В начале пути над тобой смеются»
— Артем, как вы относитесь к тому, что в Тюмени вас называют тюменцем? Всё-таки родились вы в Башкирии, выросли на Ямале, а живете сейчас в Москве.
— Абсолютно нормально (улыбается). Ну, наверное, правильнее говорить «тюменскообластной» я. Здесь был прописан, купил себе жилье. Я мечтал здесь жить и жил какое-то время. Но из-за своей деятельности пришлось переехать. У нас в стране всё централизуется в Москве, чем бы ты ни занимался. Если ты какой-то планки достигаешь, то выбора и нет как такового.
— Расскажите про все свои переезды и как оказались в Тюмени. Всё-таки история «Союза» здесь началась.
— Я родом из Салавата, Башкортостан. Папа — нефтяник по профессии. В Новый Уренгой попал как все: позвали работать. Он переехал, а потом и нас подтянул. Я прожил там до 21 года. Там на тот момент был филиал ТюмГУ, я поступил на специальность «финансы и кредит». В Тюмень приехал только в 2005 году, уже на четвертом курсе.
— Когда КВН появился в вашей жизни? Еще в Уренгое?
— Конкретно КВН — в Тюмени. Айдар Гараев, который, кстати, был моим соседом по двору в Новом Уренгое, начинал еще в школе. А я ему помогал иногда, выступал на подпевках. У меня была своя работа в местном Доме культуры. Я пел и танцевал, вел мероприятия. Даже День города! У меня всё как бы на мази (смеется). С 11-го класса уже работал на полставки. Потом и на полную вышел, когда был студентом. А когда перевелся в Тюмень, то стало понятно, что надо как-то реализовываться творчески. Когда приезжаешь в другой город, не знаешь, куда податься. Тебя никто не знает, ты никого не знаешь. КВН стал спасением, и мы серьезно ударились в него. Всё закрутилось, завертелось. Потом раз — и мы попали в телевизионную лигу, в Премьер-лигу. Мы поняли, что этим заниматься будем целиком и полностью. Отдадим себя.
— Как такой творческий человек, который со школы вел мероприятия, пел и танцевал, оказался на «финансах и кредите»?
— А выбрал такую специальность, потому что особого выбора не было. У молодых людей часто такое происходит: не понимаешь, кем ты хочешь стать, для чего ты создан. Мне творчество всегда нравилось, но я почему-то всегда считал, что это несерьезно. В обществе принято, что надо получать более серьезные профессии.
— С насмешками сталкивались? Мол, шутить — это не работа.
— В начале пути над тобой смеются. Когда ты уже серьезно относишься к этому, а окружающие ухмыляются. Многих комиков на первых порах родители высмеивают и говорят что-то вроде: «Что ты там бегаешь, прыгаешь, кривляешься?» Помню, моя мама, когда я ехал в Ханты-Мансийск в Северную лигу КВН, сказала фразу, которую мы до сих пор иногда вспоминаем и смеемся: «Ну и что ты опять едешь на этот КВН? Что, думаешь, вот прям вас по телевизору будут показывать?»
— Как она сейчас относится к этой ситуации?
— Мы просто смеемся, улыбаемся. Она же как мама переживала за сына. Тем более считается, что мужчина должен иметь что-то за плечами. Ну образование у меня финансовое было. Другое дело, что оно мне абсолютно не понадобилось.
«Сейчас тяжелее себя реализовывать в интернете»
— А как молодому человеку можно себя замотивировать, чтобы добиться успеха в сфере юмора? Как не сдаться?
— Всегда помогают примеры. Когда мы начинали, в плане КВН боготворили «Уральские пельмени». Они тогда были еще свежей командой, которая разрывала зал. Мы любили и «Утомленных солнцем», и Галустяна, и Ревву. Так мы вдохновлялись. Главное — это не копировать. У каждого должен быть свой путь.
— Соцсети могут помочь в этом? Есть много бывших игроков КВН, кто сейчас снимает смешные ролики.
— Почему нет? Они себя творчески реализовывают. Это большая работа. Надо собраться, профинансировать, подобрать свет и декорации, написать сценарий, снять, смонтировать... Еще сложность в том, что ты должен делать стабильный контент. Выкладывать не с провалами в месяц или два, а прям стабильный. Это реально большая работа. Другое дело, если ты стал бешено популярным, как Артур Пирожков. Уже нарастил себе большую фан-базу и выкладываешь периодически что душе угодно. А человеку, который только пытается забраться на эту вершину, где уже очень много занято мест, будет очень тяжело втиснуться. Вот на примере Иды Галич. Она же «залетела», когда это только всё зарождалось. Она вовремя это сделала, и всё получилось. Сейчас тяжелее себя реализовывать в интернете, нежели раньше.
— А вы снимаете что-то подобное для соцсетей?
— Я помню, как-то начинал, что-то выкладывал, какие-то фуд-обзоры даже. Но мне просто на это не хватало времени. Хотя, понятное дело, что любому творческому человеку не так уж и сложно двигаться в этом направлении. Но я просто плюнул на это, потому что не хватало времени для работы, а еще ведь есть семья. Распыляться очень тяжело.
— Юмор меняется с годами?
— Да, он постоянно меняется. Если посмотреть записи КВН 90-х годов или вообще 80-х, это вообще по-другому смотрится и воспринимается сейчас. Стиль и подача юмора постоянно меняются.
— А какой сейчас стиль подачи?
— Я даже не могу сказать. У меня нет такого какого-то описания.
— У меня есть ощущение, что сейчас дико модны стендапы.
— Стендапы — это модно, конечно. Разговорный жанр всегда был популярен. Можно сказать, что и Петросян этим же занимался, только в другом стиле. В свое-то время это было прекрасно. Не зря же все шоу вроде «Смехопанорамы» собирали полные залы.
— Вы любите стендап?
— Да, конечно. Женский стендап прекрасный! Я хожу на съемки часто. Иногда приглашают, иногда сам напрашиваюсь. Все девчонки, которые там выступают, просто молодцы. Это прикольное направление. В самом стендапе родился такой некий поджанр — мир через призму женщин. Их много, у них взгляды на жизнь очень разные. Рейтинги хорошие, людям нравится слушать.
— Чем женский юмор от мужского отличается?
— На самом деле я бы не разделял по половому признаку юмор. Он либо есть, либо нет. Смешно — смешно. Не смешно, ну не смешно.
— А вы пробовали выступать со стендапом?
— Это, кстати, не приходило мне в голову, потому что было особо не до этого. У нас много проектов своих. Но в глубине души есть такая мечта. Но это непросто очень. На первых порах есть о чем рассказывать. Большинство комиков делятся своим жизненным опытом, высмеивают старые истории, делятся тем, что волнует. А потом в какой-то момент ты опустошаешься, но надо шутить дальше.
— Маленькая исповедь на сцене получается такая?
— Да, можно и так сказать. Они, по сути, все исповедуются перед нами, просто в шутливой форме.
«Юмор — это работа»
— Чтобы стать успешным комиком, нужен талант или труд?
— Мне кажется, одно от другого вообще не отделяется. Посмотрите на известных комиков, тот же Миша Галустян, Азамат Мусагалиев, Ваня Абрамов. Они очень много работают, поверьте. Я это точно знаю, мы много лет общаемся. Без труда невозможно ничего.
— А юмору можно научиться?
— Можно. Это происходит, например, когда начинаешь играть в КВН. Есть люди, которые не особо умеют шутить, но им нравится сама движуха. Есть ежегодный фестиваль КВН, туда приезжают более 500 команд. И если посмотреть 450 из них, ты просто ужаснешься, насколько есть несмешные. Не все умеют, не у всех есть талант. Многое приходит с годами. Я уверен, что, если посмотреть наши старые выступления, мы поржем над собой. Потому что нельзя было себя так на сцене вести, но мы действовали методом проб и ошибок. Потом начинаешь понимать, что работает, как нужно подавать шутку, где нужно не проваливаться, какая плотность выступления нужна. Мы всегда гнались за плотностью: любое движение или слово должно содержать юмор. И мы к этому пришли!
— Как шутка рождается? Есть же какие-то схемы, да?
— Ну схемы есть, да. КВН — это же абсурд. Если у тебя есть чувство юмора, ты особо не можешь примеры привести, как рождается шутка. Но если у человека с чувством юмора не очень, а он хочет научиться чисто технически создавать юмор, то он просто должен знать определенные законы. Как довести до абсурда, как правильно утрировать ту или иную шутку. Неслучайно, когда КВНщик попадает в киноиндустрию, его там переучивают полностью. Зачем ты кричишь? Зачем ты машешь руками? На сцене всё утрировано, а в кино каждая мышца лица видна. Я столкнулся с этим, когда снимался в сериалах, в скетчах каких-то.
— А если чувства юмора нет? Есть люди, которые пытаются шутить, но окружающим от этого только неловко.
— Но это может быть только ваше мнение. А такой человек найдет себе девушку, и она будет в восторге от его шуток. Юмор же очень субъективен. У нас есть и поклонники, которые заказывают каждый год выступления и знают весь репертуар наизусть, и хейтеры. Пишут в комментариях: «Что здесь смешного? Просто объясните мне, я хочу понять».
— Есть темы, на которые шутить нельзя?
— Я абсолютно нормально отношусь к цензуре. Она должна быть. Нельзя задевать чувства людей, обижать их. Особенно если это касается болезней и трагедий. Потому что это уже попахивает каким-то нездоровым юмором. Но про другое, мне кажется, про всё практически уже можно шутить. Юмор заканчивается там, когда он переходит границы другого человека. Нельзя оскорблять.
— А что насчет шуток с собирательными образами, которые эксплуатируются годами? Глупая блондинка, дерзкий армянин, сварливая жена и так далее.
— Глупо не согласиться, что есть такие люди. Но тут важно понимать, что это обобщение, а не высмеивание конкретного человека. Это тонкая, конечно, очень чувствительная линия, особенно во времена такие неспокойные.
— Как шутить, когда грустно? Надо ли?
— Да необязательно шутить, когда грустно. Если мы говорим про личность, про человека. Вот мне грустно, например, зачем шутить? Вообще комики, юмористы, стендап-комики — это не такие уж веселые люди, как на сцене кажется. Если вы зайдете и посмотрите творческий процесс любого комика в кабинете, это будет выглядеть очень грустно и скучно. Человек сидит с унылым лицом, но пишет очень веселые шутки. Юмор — это работа.
«Сыграл бухающего клоуна»
— Как спустя столько лет команда «Союз» не распалась? В чем секрет?
— Многие вопрос этот задают. На самом деле даже мы не знаем (смеется). Но можно действительно похвастаться тем, что за столько лет мы не разбежались. Да, это в какой-то естественной форме произойдет, что каждый пойдет по своему пути. С каждым годом всё тяжелее и тяжелее вот такой большой массой людей работать. Но мы не разбежимся совсем. Мы уже как семья. И нас очень сильно объединяют поездки, которые у нас есть в течение года. Мы дружим, друг друга очень хорошо знаем. Так получилось, что мы несильно бесим друг друга. Только подбешиваем. Но а как без этого? Всё равно мы ценим друг друга. Круто, когда есть на кого опереться.
— Вы участвуете в каких-то проектах вне команды?
— Да. Недавно вышел сериал «Цирк» на СТС. Я в нем сыграл бухающего клоуна. У меня на съемках был очень опытный напарник, известный по многим фильмам. Очень мне помогал, наставлял. Интересно было. Это был первый опыт такого масштаба. До этого я снимался в скетчах, в основном. «Цирк» снимали в Самаре, я там месяц провел. А когда вернулся, меня пригласили на съемки «Гусара 2», где Харламов играл главную роль. Я в одной из последних серий играл распорядителя. Мне скинули сценарий, я выучил свой текст. А незадолго до съемок мне скидывают обновленную версию и говорят: «Там чуть-чуть изменилось». Я открываю, а там появился текст на немецком. Я говорю: «А почему на немецком?» Мне отвечают: «Ну вы — распорядитель. Действие происходит в Австрии. Гусар попадает в прошлое. Вы должны все на немецком говорить». Я за две недели начинаю бешено учить этот немецкий текст.
— А вы бы хотели себя попробовать как актера в драматической роли?
— Конечно. Мне кажется, любой актер мечтает на начальном этапе просто сняться, потом — в драматической роли, а потом — отрицательной роли. Злодея очень тяжело на самом деле играть. Я еще не дорос.
— С командой часто выступаете?
— Да, часто даем концерты. Бываем и за границей. Очень приятно работать с русскоязычной аудиторией, живущей в других странах. Люди скучают по дому, по менталитету. Нас очень тепло встречают. Ты приезжаешь и чувствуешь себя звездой КВН еще тех времен самых золотых. Мы бывали в ОЭА, Германии, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане.
— А семья с вами ездит?
— Редко. Бывает, что я еду в командировку куда-то, а потом они подтягиваются ко мне. И мы все вместе просто остаемся отдыхать. Получается отпуск.
— У вас двое детей. Они проявляют интерес к творчеству? Пойдут по вашим стопам?
— У меня дочери четыре года, сыну десять лет. Они у меня ходят на гитару и актерское мастерство, им нравится. Сложно пока сказать, кем они станут.
— У вас взгляд на воспитание более консервативный или прогрессивный? Вы, наверное, бы не сказали сыну идти учиться на финансы, чтобы быть серьезным парнем.
— Да нет. У меня такой, наверное, больше прогрессивный взгляд, но консерватизм тоже просматривается. Минус в воспитании моем лично — это то, что я редко нахожусь с детьми. Чаще, чем некоторые отцы, но хотелось бы больше.
— А жена у вас чем занимается?
— Жена у меня была экономистом, потом — бухгалтером. В отличие от меня пошла по профессии. Она — моя одногруппница. Сейчас она уделяет время детям: привези того, увези этого. Я иногда ей не завидую, потому что это тяжелее, чем у меня работа, мне кажется. Быть родителем, тем более мамой, — это очень большой труд.
Бонусный блок вопросов о Тюмени
— Как часто вы бываете в Тюмени?
— Очень часто прилетаю в Тюмень. У нас здесь какие-то закрытые мероприятия, иногда большие концерты. Но чаще бываю в Челябинске и Екатеринбурге. Там у нашей команды почему-то поклонников больше.
— Какие у вас были впечатления о городе, когда вы только сюда переехали?
— Мне кажется, как у любого провинциального студента, который только-только перевелся в большой город. Сразу первая мысль: «Почему я раньше сюда не перевелся с первого курса? Зачем учился в филиале?» Мы любили Новый Уренгой всем сердцем, но возможностей там было меньше.
— Тюмень — маленький город или большой?
— Тюмень тоже можно назвать своего рода провинцией, если сравнивать с Москвой. Потому что там огромный мегаполис, такое государство в государстве. Но так можно говорить о любом российском городе, кроме Москвы. Даже немного о Питере. Но вот именно касаемо Тюмени, ты прилетаешь как будто в реально большой самодостаточный город, где всё есть и достаточно приличные расстояния.
— Город изменился с тех пор, как вы уехали?
— Тюмень преображается. Центр не так сильно, больше косметически. А вот окраины... Как-то проезжали мимо: везде появляются новые дома, целые районы.
— У вас остались здесь любимые места?
— Конечно! Любимые места — это горсад, понятное дело, это мост Влюбленных. Кстати, напротив был корпус (ТГИК. — Прим. ред.), где я учился уже заочно, второе высшее получал. Там прям место такое очень красивое. Ну и вообще вся набережная. Еще ЖК «Европейский», потому что я там свою квартиру первую купил. Но я с ней простился, потому что надо было что-то покупать в Москве. Но позже я купил еще две, сейчас они сдаются. Корни не теряю здесь. Родственники супруги еще здесь живут. К теще приезжаю.
— А что в Тюмени сейчас с КВН? Вы знаете что-то про молодежные команды студенческие?
— Я бы был в курсе этого, если бы жил в Тюмени. Когда ты переезжаешь в другой город, невозможно следить за этим. Но я знаю местную лигу «Запсиб». Мои друзья и коллеги редактируют ее. Всегда позитивно и с теплотой о ней говорят, видят перспективы у ребят. Некоторые уже из «Записиба» попали в Высшую лигу.
— Как люди к вам относятся, когда работаете на мероприятиях здесь? Вспоминают «Союз»?
— Тюменцы с теплом относятся, с уважением. Ведь мы когда-то под флагом Тюменской области выступали на Первом канале. И губернатор нас поддерживал! Под Новый год мы работали на мероприятии, на которое нас Владимир Владимирович Якушев позвал. Мы не ощущали себя людьми, которые работали на этом мероприятии, мы ощущали себя гостями. Нас встретили чуть ли не с хлебом и солью. Конечно, это приятно.
Другие интервью
Мы пообщались с известным телеведущим Андреем Малаховым. В Тюмень он приехал на Народную премию 72.RU. Обсудили его прогулку по городу и судьбу героев его программ.
А еще мы поговорили с актрисой Татьяной Абрамовой. Знаменитая тюменка с огненными волосами откровенно рассказала о детстве, юности и сбывшейся мечте.
Известный спортивный комментатор Дмитрий Губерниев тоже дал нашему журналисту небольшое интервью. Он объяснил, почему Тюменской области не нужны профессиональный футбол и хоккей.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.