Игорь Савиных из Тюмени теперь покоряет не только Урал, но и дальние края. До этого мужчина рассказал редакции о своей поездке на реку Чусовая. Она протекает по Челябинской, Свердловской областям и в Пермском крае. Недавно тюменец побывал в Горном Алтае, куда он добрался на своей машине. Что там есть интересного — в его авторской колонке. Дальше от первого лица.
Путешествуя по Горному Алтаю, поражаешься великолепию окружающей природы. Здесь всё настолько гармонично и в то же время атмосферно и сурово, что понимаешь: Алтай — это действительно место силы. Небольшое путешествие по этим дивным местам приводит разум, душу и тело в состояние единения и умиротворяющего комфорта. Не верьте тому, кто говорит, что видел на Алтае всё. Я в третий раз путешествовал здесь, и в этот раз он открылся мне с новой, неизведанной стороны.
И кто хоть раз проедется по Алтаю в познавательных целях, посмотрит разнообразие природы, величественные вершины заснеженных гор в Курайской степи, побывает на Ороктойском мосту, где находится самое глубокое место Катуни (а кедры, а чистейший горный воздух, а шум горных рек!), тот обязательно будет желать вернуться сюда снова и снова.
Алтай — это не только географический центр меж четырех океанов, это место, в котором сходятся ландшафты степи, тайга и горная тундра, альпийские луга и ледники. Горный Алтай — это также колыбель народов и цивилизаций. Ну а теперь, собственно, о самой незабываемой поездке на Горный Алтай.
День первый
Путешествие началось с посещения острова Патмос. Мы пошли в храм Иоанна Богослова, который расположен посередине реки Катуни. Попасть в него можно только через подвесной мост. Патмос считается святым местом, про которое ходят легенды, одна из которых гласит, что Иоанну пришло видение свыше, в котором были два храма посреди воды. Один из них располагался посреди Средиземного моря, а второй — в другом конце земли. Неподалеку от села Чемал был построен храм из деревянных брусьев. Сейчас здесь находится действующий женский скит. На скале высечен облик Богородицы.
Следующей точкой стал Ороктойский мост. «Ороктой» в переводе на русский — «впадина». Подвесное сооружение, построенное над самым глубоким местом Катуни (70 метров), а также самым узким местом (20 метров), также известно под названием Тельдекпенские пороги. По местным преданиям, камни являются строительным материалом, их принес алтайский богатырь Сартыкпай, чтобы построить мост. Бурлящий поток воды в узком коридоре темных скал, окруженный такими вершинами, как хребет Куминские белки, гора Тысташ, гора Талдинский Белок и другие, навевает ощущение энергетической силы данного места.
Остановившись купить пирожков на перекус у небольшого придорожного рынка, увидели в палатке народный алтайский инструмент, и в завязавшемся разговоре выяснилось, что супруг девушки владеет техникой горлового пения. С нетерпением дождавшись алтайца Никиту (именно так зовут начинающего кайчи), после недолгих уговоров насладились одним из самых древних видов искусств алтайского народа.
Ночь провели на берегу величественной Катуни, приготовили традиционный бешбармак. Утром начали основной маршрут по Чуйскому тракту, или, как раньше его называли, джунгарской тропе. Чуйский тракт — древнейший путь из Сибири в Азию. Начинается он от Новосибирска, заканчивается на границе с Монголией, протягиваясь на расстояние в 968 километров. Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска, где стоит памятник нулевому километру и находится музей Чуйского тракта, до границы с Монголией, протяженность — около 630 километров.
В те давние времена фактически никакой дороги до Монголии-то и не было, лишь узкая тропа соединяла Россию и Азию. На пути большую опасность представляли бомы (выступы скал над ущельями). В давние времена при проезде бомов возница шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников. Иначе было не разъехаться. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти самых красивых автодорог мира.
День второй
Следующая наша остановка — это Каракольская долина в Онгудайском районе, уникальное место силы. Мы увидели природный парк «Уч-Энмек», получивший свое название благодаря священной горе Уч-Энмек, в переводе — «три вершины». Долина в три километра вдоль реки Каракол, защищенная высокими горами, — сакральное для алтайцев место.
Преодоление перевалов... Где-то из детства, из книжек отложились названия, и память тревожно вынесла отрывки знаний, которые сводились к тому, что это сложно и опасно. На самом деле преодоление прошло без проблем, с нагрузкой, конечно, на моего верного товарища Renault Duster, которого я в шутку величаю Кабанчиком за его нрав. Он справился с перевалами достойно. Но эмоции и адреналин присутствовали в полном объеме.
Симинский (высота перевала — 1717 метров, подъем (с северной стороны) — 9 километров, спуск (на южную сторону) — 11 километров) и перевал Чике-Таман расположены на 655-м километре Чуйского тракта. Это один из красивейших и опасных перевалов Горного Алтая: его высота — 1295 метров, а крутизна — более 40º. Красоту и масштаб, открывающиеся с перевалов, не передаст ни один фотоаппарат, реально понимаешь изречение «дух захватывает».
Сделав у подножия Чике-Тамана последнюю петлю, дорога бежит вниз по долине реки Большой Ильгумень, где начинается настоящий, дикий Алтай, совсем другие ландшафты и виды, отличные от Чемала и Манжерока, которые, к сожалению, превратились в «попсовые» места отдыха со всеми вытекающими атрибутами.
Следующая наша остановка на ночлег рядом с поселком Купчегень — «Усадьба у богатыря»: простенькие, но в то же время теплые уютные домики на берегу шумной речки Ильгумень. Переговорив с хозяином, выяснили, что в поселке есть кайчи, и, хотя время уже было позднее, мы нашли его, и он любезно согласился прочитать нам сказания про Алтай с помощью разных инструментов и горлового пения, а в перерывах между сказаниями делился историей алтайского народа. После того как отвезли домой кайчи, долго не могли уснуть: были под впечатлением.
День третий
Утром завтрак, очередная неудачная попытка добыть хариуса (местная рыба) и осмотр достопримечательностей в округе — порог Ильгуменский. Очень красивое и масштабное место. Порог имеет четвертую категорию сложности, считается одним из самых сложных на Катуни. Осмотр урочища Кур-Кечу, фото на память у памятника стремени (именно здесь нашли железные стремена для упряжки коней, верных спутников степных воинов и кочевников).
Посмотрев со скалы на впадение реки Чуи в Катунь, выдвинулись к древнему святилищу Калбак-Таш («плоский висячий камень») на правом берегу реки Чуи, на 723-м километре Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро. Тысячу лет это место было святилищем для множества народов, сменявших друг друга на алтайских просторах. Поверхность скал, растянувшихся вдоль Чуйского тракта на 10 километров, сплошь покрыта петроглифами. Возраст самых древних — 4–5 тысяч лет до н. э. Это своего рода энциклопедия жизни в картинках.
Кстати, в селе Иня расположен висячий мост, построенный по уникальной технологии заключенными, которым была обещана свобода после завершения строительства. Мост еще неофициально называли «дембельским». По некоторым рассказам, заключенными были женщины. По завершении их действительно отпустили на свободу, но по воле злого рока транспорт попал в аварию и 27 человек погибли.
Также в селе Иня стоят каменные бабы, которые старше египетских пирамид и, по алтайским легендам, одушевлены и могут ходить. На Алтае верят в каменную силу, верят в то, что камни и горы — это живые существа.
Национальное достояние Алтая — это горловое пение (кай). Для жителей Алтая кай — это пение души, которое объединяет человека с миром. Это искусство исполнения героических сказаний алтайского народа. Для настоящего кая нужно обладать особым даром. Поэтому кайчи — это избранные люди. Поют они только в лисьей шапке (борук). Некоторые кайчи могут петь без остановки много часов.
Очень колоритный гид с настоящей алтайской харизмой по петроглифам на Калбак-Таш провел экскурсию и повысил нам уровень знаний и настроение. Не козыряя историческими терминами и понятиями, а на простом деревенском языке вел свой рассказ: «Здесь чего нарисовано, непонятно, многие считают, что это брачный период животных, а мы пойдем дальше» и «А тут вам немного вот сейчас расскажу». На одном из камней были изображены бегущий марал, нападающий на него волк и человек, пускающий стрелу из лука в волка. Как вы думаете, почему человек пустил стрелу в волка, а не в марала? Ведь вроде марал — это добыча, а он человек, охотник, ему семью кормить нужно. Практически все ответили, что марал одомашнен, а волк посягает на «частную собственность». Очевидно и логично. Ан нет… На Алтае не всё так просто, и не всё поддается нашей современной логике. И вот что оказывается: марал, спасаясь от нападения волка, бежит за спасением к человеку. И последний, несмотря на то что он охотник, ясное дело, считает своим долгом защитить бедное животное, а не воспользоваться благоприятной ситуацией, когда добыча идет сама в руки. Вот так вот! Говорят, эта традиция жива и сейчас.
Остановились у Чуйского оленного камня — это каменная стела размером около полутора метров. На нем хорошо различимо изображение лица воина с кинжалом, лук в футляре, фигура коня. Он входит в древний и один из самых известных археологических комплексов на Алтае — святилище Адыр-Кан. Запечатлелись у памятника Кольке Снегирёву за селом Белый Бом, который установлен герою известной песни и посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте.
Далее подъем к водопаду Ширлак, или Девичьи слёзы, умывание, фото на память. Очень хотелось попробовать баурсаков и копченого хариуса, которых продавали у подножия, но отсутствие наличных не позволило насладиться этими кулинарным изысками.
Забрались на смотровую площадку Актру, чтобы увидеть шикарнейший вид на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь. Если повезет, при хорошей погоде, или, как говорят на Алтае, если «разрешат духи», со смотровой можно увидеть ледники Актру — одной из основных вершин Северо–Чуйского хребта. Его высота — 4044,4 метра.
Колорит Елангаша зашкаливает. Добраться сможет не каждый. Дорога туда — направление, причем по камням. На пути встречаются полуразрушенные мосты и заборы из искореженных машин. Навигатор не вывозит от слова «совсем». Интернет-ресурсы витиеваты в определении. Связь редким пунктиром. Советы встреченных на пути местных Сусаниных двойственны: от скептического взгляда на нашу машину и вердикта «не проедете» до «рукой подать, вооон у тех гор где-то», или вообще встречный вопрос «а это где и что такое?». Сомнений не оставалось, Елангаш — очень таинственное и сакральное место.
Поехали наугад. Направление петляло по степи. Кругом множество сохранившихся в целостности (нетронутых!) древних курганов. Такое скопление я не встречал нигде. Но они тоже молчат, куда надо ехать. Кругом голая степь. До Елангаша так и не доехали. Добрались лишь до пустующей стоянки кочевников-скотоводов. Жутко и интересно. Зашли, осмотрелись. Керосинка, старая сумка чабана, кизяк на растопку, печка, чайник, кровать да прошлогодний календарь на стене. Вернувшись в цивилизацию, выяснили, что мы ехали всё-таки в правильном направлении. Но на Алтае случайностей не бывает. Места силы могут просто не пустить к себе неподготовленных. Значит, так было надо. Есть повод еще раз вернуться в эти места.
Добрались до села Кош-Агач в поисках национальной кухни, которую, кстати, так и не нашли, но наткнулись на мясную лавку. Решили взять баранины и приготовить шурпу в казане, но баранины тоже не оказалось, зато было мясо сарлыка (дикий як). Никто из нас ранее его не пробовал, но всё же решили рискнуть и приготовить национальное алтайское блюдо тупташ в афганском казане, который уже тоже стал верным спутником в поездках по стране.
Блюдо на костре получилось изумительным, и коренная жительница Алтая — теленгитка Александра, хозяйка усадьбы «Сартакпая», которую мы пригласили за стол, сказала, что всё сделано правильно и очень вкусно, хотя это мой первый опыт в приготовлении таких блюд. К слову, очень рекомендую данную усадьбу: во-первых, космические виды заснеженных вершин в округе, во-вторых, сервис — очень чисто и уютно, а самое главное — недорого. Есть кухня с плитой и всей необходимой посудой, баня. Расположена перед въездом в село Кош-Агач.
День четвертый
Утром поездка к алтайскому Стоунхенджу, так называют Тархатинский мегалитический комплекс — древний археологический памятник в Республике Алтай. Его называют сакральным и даже «местом силы». По версии ученых, для древних людей комплекс служил обсерваторией. Четыре наиболее крупных камня — мегалита — расположены так, что являются своего рода «воротами» для Солнца во время заката и восхода. И если встать точно в центре, то перестают работать компасы, что говорит о наличии магнитных полей. Провел эксперимент с телефоном, но, видимо, встал не туда, всё работало.
В округе очень много потешных зверьков — алтайских пищух, которые пищат и подпускают очень близко к себе. Говорят, что они являются переносчиками чумы, но, скорее всего, это придумано, чтобы не беспокоили их.
Поездка на Алтайский Марс, который после уральского уж очень не впечатлил, а учитывая дорогу, по которой до него добираться, то и вообще никаких положительных эмоций. На подъезде на Алтайский Марс стоит скромный такой указатель на направление, рядом с ним лежат бампера и номера машин, которым, видимо, не совсем повезло. Для начала надо преодолеть не совсем простой брод, затем поплутать в колючих кустах — «цвела акация, как провокация», при этом не задавить в них ни одного алтайского зайца. И еще несколько километров по бездорожью. Мы справились с этим квестом!
Уже у самого Марса под номером 1 (есть еще Марс-2 и Луна) вас встречает автомобиль-«буханка» и говорит: «Тут платить деньги, это частная территория», чтобы пройти на Марс. Если берете в аренду кусок национального достояния и взимаете плату за проезд, то и мост тогда постройте через брод для удобства туристов, несущих вам прибыль, и указатели поставьте почаще, чтобы дорога была яснее.
Хариуса я всё же половил — на реке Чуе недалеко от места ночлега, прогулявшись со спиннингом спозаранку. Малосол очень зашел с шампанским брют. Также удалось поймать хариуса на реке Б. Ильгумень, у слияния рек М. Ильгумень и Б. Ильгумень. Чтобы освободить снасть, переходил вброд горную речку — драйвовое ощущение от скорости течения, сносившего с ног, и ледяной горной воды.
Кто бывал на Алтае, тот уже знает, что хариус — это местная достопримечательная вкусность и ее надо тут поесть.
Кто только собирается на Алтай, то обязательно попробуйте эту рыбку тут. На придорожных рынках, кои начинаются с п. Сростки и имеют место быть на всех перевалах, тоже есть хариус. Замороженный, потрошеный, горячего, холодного копчения и так далее. В таких местах брать можно, но осторожно и лучше в первой половине дня. Цены разнятся: чем дальше за перевалы, тем вкуснее, свежее и дешевле хариус. Лучше берите у местного населения. Они тоже ловят, солят, коптят и продают гораздо дешевле. Еще можно попробовать свежеприготовленного хариуса в одном из ресторанов или кафе. Тоже гуд. Но лучше его поймать и приготовить самим. Мест для этого на Алтае предостаточно.
Итоги и расходы
Протяженность поездки с заездами к достопримечательностям составила порядка 5000 километров. Готовили самостоятельно из продуктов, купленных заранее, в магазине по ходу поездки приобретали только баурсаки и пирожки на перекусы. Путешествие длилось 6 дней, не считая дороги до Горного Алтая. Бюджет не подсчитывали, но в основном это затраты на бензин, проживание (в среднем составило 600 рублей с человека за сутки) и сувениры друзьям и близким.
В поездке, как обычно, пользовался связью компании одного из операторов, в отличие от других сотовых компаний очень даже неплохой охват. А в целом Алтай — это одна большая и удивительная страна с очень интересной историей, с нереально красивой природой и очень колоритным и дружелюбным населением.
Что еще мы писали про отдых
Тюменка Ольга Бузулукская между работой вахтами успела слетать в Крым — одно из самых популярных направлений сегодня, но выбрала она не традиционный вариант с бронированием гостиницы и прогулкой по туристическим маршрутам, а недельный поход. О своем опыте она рассказала в колонке.
Руслан Шамухаметов, тюменский психиатр, к примеру, побывал на отдыхе в Анапе и оценил все прелести российского туризма. Сколько денег семья из двух человек потратила на недавнее путешествие, что интересного видела в Анапе и чему тюменцы были крайне удивлены, читайте в авторской колонке Руслана Шамухаметова.
Массу обсуждений вызвала колонка тюменки Юлии Гринберг, которая планировала отдых в Турции, но уехала в Крым. Интересно, что там в некоторых местах платный туалет даже для посетителей, и в целом тюменка назвала Крым «дорогим совком».
Вы задумывались когда-нибудь про отдых в Дагестане? Почитайте колонку тюменки про отпуск здесь (самый бюджетный в жизни). Что надо знать перед поездкой в Сочи и правда ли, что там сливают канализацию в море, рассказала Лидия Носова.
Для тех, кто еще не определился с местом отдыха, но очень хочет сменить обстановку, мы сделали подборку российских курортов. Расширяйте собственную географию и изучайте новые места для путешествий.
Вы часто путешествуете?