Тюменец Илья Батман открыл кафе с необычной концепцией. На кухне шеф-повар заведения «Полетели!» создает блюда из разных стран, стремясь познакомить клиентов с необычными вкусами. Но люди пробуют новое неохотно. О меню, изменяющемся каждый день, заграничном опыте и клиентах, которые просят борща, владелец кафе рассказал 72.RU.
Пробовать всё, оставаясь в Тюмени
Мы заходим в помещение под яркой вывеской «Полетели. Попробуем всё». Стены выкрашены в зеленый и красные цвета, их разбавляют этнические орнаменты. Повсюду светильники, над кассой на экране мелькает меню, в котором не меньше 25 блюд стритфуда со всего света: тайский наси-горенг, греческий гирос, мексиканское буррито и многое-многое другое. Все позиции в меню обойдутся клиентам до 300 рублей. Автором идеи стал руководитель кафе Илья Батман.
— Концепция была на поверхности. Во всём мире она давно популярна. Здесь не делается ставка на форму. В стритфуде важны содержание, цена, возможность быстро насытиться и получить удовольствие. На улице не придают значение тому, как выглядит еда, есть ли официанты, какой-то особенной подаче, — рассказывает автор идеи.
Стритфуд — это уличная еда, приготовленная на передвижной кухне. Несмотря на эту особенность, в Тюмени такие блюда готовят на стационарной плите.
— В законодательстве даже есть такая формулировка — нестационарные места торговли. Еду продают на улице с палаток. Важно, что нормы, предъявляемые к уличной еде за границей, совсем другие. Там с этим очень легко обходятся. А наши люди, сами знаете, с лотков не любят есть, очень настороженно относятся к уличной еде. Но тем не менее культура стритфуда есть, — объяснил Илья Батман.
По словам руководителя кафе с необычной концепцией, стритфуд уже набирает популярность в Москве. Одна из причин — внимание клиентов к блюдам экономкласса.
— Посетители перестали платить много за еду, они считают деньги, везде спрашивают бизнес-ланч, где можно пообедать дешево, акции, скидки, — рассказал о своих наблюдениях ресторатор.
Меню менялось каждый день
Кафе открылось ещё в августе и привлекло клиентов идеей: необычным меню, которое менялось ежедневно. Как будто посетители прилетали в разные точки света, чтобы попробовать местный стритфуд.
— Я очень долго носился с этой идеей и, дождавшись, когда мысли усядутся, сделал меню, которое меняется ежедневно. Например, сегодня мы в Европе, завтра на Ближнем Востоке, послезавтра в Индии и так далее. Сформировалась идея, под идею нашелся инвестор, это его помещение, — рассказал о проекте тюменец.
Именно то, что инвестор вложил собственные деньги в создание кафе, и позволило заведению заложить достаточно времени на окупаемость — два года.
— Меню менялось ежедневно, и мы продержались так всего месяц. Каждый день в нём было три-четыре позиции, чтобы человек попробовал всё и узнал, что ему захочется заказать на следующий день. Гости, знакомые из общепита считали, что «фигня это всё», хотя мне и без того говорили, что это очень сложно.
Илья признается, что меню стало одним из подводных камней концепции.
— Люди, которые выбирают мексиканское меню, не придут пробовать азиатские блюда. Так я теряю людей и деньги. И так каждый день. Изначально я об этом как-то не подумал, — вспоминает тюменец.
Вскоре в кафе сделали постоянное меню, состоящее из самых популярных позиций разных дней. Сейчас их число не превышает 30. Решительно не приняли посетители только одну кухню — индийскую. И это несмотря на то, что рецепты выбрали самые распространенные.
Создатели планируют окупить кафе примерно за два года, после чего владелец и инвестор займутся открытием новых точек питания, превратив кафе в сетевое.
— Мы планируем работать на фестивалях, уличных мероприятиях. К примеру, фестиваль «Жара», он ежегодный. В следующий раз я хочу на него заявиться, — рассказал тюменец.
«Люди просят котлеты с пюрешкой»
Посетители кафе не раз приходили сюда в поисках места, где можно пообедать. Офисные работники заглядывали в «Полетели!» на бизнес-ланч и просили приготовить им классические домашние блюда.
— Люди, которые приходят обедать, — это офисные работники от 30 до 40 лет. Именно они просят котлеты, макароны, пюрешку и борщ. Я связываю это с тем, что люди как биологический вид очень консервативны в выборе продуктов. И если ты рос в среде, где ел пюрешку с котлетами, ты везде будешь есть эту еду.
Тюменец Илья Батман не раз видел подтверждения этому заключению, работая в итальянском ресторане за границей.
— Я застал то время, когда за границу повалили туристы из России. В ресторан начали набирать русскоговорящий персонал. Потому что, когда россияне начали приходить в заведение, они не могли изъясняться по-английски, не ориентировались в меню. Они брали меню и спрашивали: «А у вас есть что-то типа борща, салатик, котлеты?»
Сейчас, когда россияне распробовали поездки за границу, они становятся всё более лояльны к новой еде и необычным вкусам. Но всё равно местную еду больше предпочитают местные.
— Стритфуд — это выглядит всегда не очень прикольно. И чтобы его популяризировать, мы сделали кафе в одном месте на стационарной кухне в интересном помещении. Можно прийти поесть, поработать и интересно провести время. Сейчас планируем обустроить детский уголок для посетителей с детьми, — говорит тюменец.
Что ещё интересного попробовать в Тюмени?
С азиатским супом, который едят без сметаны и хлеба, знакомит тюменцев раменная SoupRamen. Было сложно сделать так, чтобы люди доверились поварам, но в итоге им удалось.
Ещё один необычный стритфуд, который удалось попробовать корреспондентам 72.RU. Блюда, которые можно было поесть только во Вьетнаме, появились в нашем городе. Мы узнали, есть ли в местном меню блюда из тараканов.
Если вам до сих пор не хватает оригинальных гастрономических открытий, загляните в путеводитель по необычным заведениям нашего города.
Думаете, на этом всё? Вовсе нет! Любопытства ради мы накупили разной еды из популярных фастфудов, чтобы провести небольшой эксперимент: сравнить внешний вид блюда из рекламы с его реальным аналогом. Жмите на ссылку, чтобы узнать, что у нас получилось.