— Родина — это то, что мы готовы беречь, — говорит ученик во время патриотического занятия. С ним соглашается миловидная учительница, добавляя: «При любых обстоятельствах». Преподавательницу истории из тюменской школы, которая в этот день проводит внеклассный час «Разговоры о важном», зовут Светлана Козлова.
В школах по всей стране с этого года ведут патриотические уроки. Цикл таких занятий называется «Разговоры о важном». Внеклассные часы проходят каждый понедельник, сразу после торжественного поднятия флага. Что же рассказывают детям на внеклассных часах и какие именно разговоры о важном ведет учитель с учениками — в нашем репортаже из школы в Тюмени.
Учебный понедельник с ноткой патриотизма
Обычный осенний учебный день. У школы № 41 в Тюмени нас встречают заспанные лица детей разного возраста. Некоторые бегают и шумят, другие, кажется, еще совсем не проснулись.
На патриотические занятия опаздывать нельзя, построение ребят и сам урок — ровно в 08:00. Они начинаются в одно и то же время, но параллельно: линейка на улице, занятия в школе. Представителям классов, которые одержали победу в еженедельном школьном конкурсе, выпадает честь держать триколор. Ребят, которых выдвинули для этого из нескольких классов, поднимают флаг под гимн России. Их одноклассники стоят в шеренге, наблюдая за этим. Остальные же классы находятся в школе и слушают торжественную песню.
Каждую неделю все классы соревнуются для участия на линейке. Например, некоторые школьники оказались успешнее других: они были дисциплинированнее и хорошо учились. В этот раз, когда мы были на съемках, победу в еженедельном конкурсе одержали три класса.
У этой школы, куда мы пришли на занятие, есть фишка — форма одежды. Она похожа на школьную одежду образца СССР — у девочек платье и белый фартук. И, как утверждают сами работники школы и ученики, так дети тут ходят всегда.
Во время проведения линейки некоторые родители остались у школы, чтобы понаблюдать за происходящим. На улице было три класса-победителя. Остальные же находились уже в здании учебного заведения.
В какой-то момент слышен громкий, но поставленный голос на улице, где сейчас начинаются линейка и поднятие флага.
— Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги, гербы и гимны, которые являются отличительным знаком и символом государства. Они означают единство страны и ее независимость от других государств. Одним из важнейших государственных символов России является государственный флаг, — говорит с командной интонацией Людмила Медведева, советник директора школы № 41 по воспитанию.
Людмила Медведева — руководитель церемонии по поднятию флага в школе. Она будет проводить такие линейки до конца учебного года.
— Флаг — это великий символ нашей великой страны. Наш триколор. Наша гордость. И право его поднять — великая честь. Давайте нынче дружно поднимем над землей флаг государства дружного, великого собой. Мы славим тебя, родная Россия. Хотим, чтобы страна была наша сильной. Пускай гордо знамя в небо взлетит и песнь о России над миром звучит, — продолжает Людмила Медведева.
А затем начинает звучать гимн страны, дети подпевают.
— Мудрая наша страна, и по ветру флаг развевается сильно во веки веков и на все времена. Торжественная линейка, посвященная поднятию флага Российской Федерации, объявляется закрытой. Вольно, — подытоживает Людмила Медведева.
Как проходят патриотические занятия
«Разговоры о важном» — внеклассные часы без выставления отметок — проводятся по всей России в разных форматах и в зависимости от возраста учеников. В целом же на уроках устраивают дискуссии, викторины и даже иногда обсуждают темы с экспертом. На уроках детям рассказывают о достояниях России, об ее уникальности, о советских и российских ученых и так далее. Добавим, что педагогов подготовили к этим занятиям уже в августе.
В правительстве описывают уроки как комплекс воспитательных мероприятий. По факту школьникам говорят на таких занятиях о Родине и уникальности России. Как наша страна развивалась последние годы.
— Это не уроки, а часть внеурочной деятельности, которая является обязательной частью основной образовательной программы. Несогласие родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса решается на уровне, в первую очередь, классного руководителя, а затем — администрации школы. Отказов от посещений внеурочных занятий в департамент не поступало, — сообщили 72.RU в информационном центре правительства Тюменской области.
Мы попали на один из таких уроков. На занятии были старшеклассники — ребята из 9–11-х классов. Светлана Козлова — классный руководитель 7-го «В» класса. Она ведет патриотические занятия.
«Разговоры о важном», говорит учительница, — это занятия по истории нашего государства и актуальные вопросы всего происходящего. Учитель гордится детьми и говорит, они многое знают и понимают. Ей нравится обсуждать страну со школьниками.
Первые минуты внеклассного часа «Разговоры о важном» начинаются с патриотичного ролика о нашей стране. Видео озвучивается советской песней «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера.
Ее дети слушали с замиранием. И в тишине. После учительница зачитала стих о Родине. И начала тот самый разговор о важном.
— Скажите мне, как вы считаете, что такое Родина для вас? — спросила Светлана Козлова.
Вот что на это ответили дети:
— Родина — это где мы родились и считаем своим домом.
— То, что мы готовы защищать.
— Прежде всего, наверное, наша страна.
— Это где мы родились и где живет наша страна.
— Родина — это то, что вокруг нас.
— Родина — это то, что мы готовы беречь.
Одни дети отвечали на вопросы учительницы громко и тянули руку. Вторые были тише и говорили себе под нос. Третьи молчали и просто слушали. Но все старшеклассники были вовлечены в процесс. В их глазах читался интерес к тому, что рассказывали, и к игре про особенности России.
На занятии не было никаких перерывов. Учительница умело вела диалог с детьми, не давая им возможности отвлечься и потерять нить разговора.
— А как вы думаете, с чего Родина может начинаться? Мы с вами ролик посмотрели, и я стих рассказала, — продолжает диалог с ребятами учитель.
Они выдают свои мнения:
— С детства.
— Дом.
— Друзья.
— Семья.
— Родной город.
— Наша страна огромная. Сейчас в мире повсеместно идут процессы глобализации, когда все страны пытаются объединиться. Но, несмотря на это, каждая страна пытается сохранить свою уникальность. Как вы считаете, чем уникальна наша страна? Что в ней особенного? — еще задает ребятам вопрос Светлана Козлова.
Урок со стороны выглядит оживленным и динамичным. Некоторые отвечают учительнице по несколько раз.
— Размер.
— Я считаю, что в первую очередь это культура.
— Наша страна многонациональная!
Какие-то мнения детей Светлана Козлова поддерживает и дополняет их.
— Абсолютно верно. Даже в Конституции у нас записано: мы — многонациональный народ, — говорит учительница.
После этого учитель и дети сыграли в небольшую викторину. Школьники отвечали на вопросы о выдающихся личностях России и о том, что было изобретено в нашей стране. В конце урока Светлана Козлова подытожила занятие. Она сказала, что такое «истинный патриот».
— Я хочу сказать вам спасибо, что столько всего знаете про нашу страну. Я думаю, что настоящий патриот складывается из того, что он знает историю своей страны. Не просто любит, потому что можно всё сказать, но и может привнести свой вклад в развитие нашего государства. Это истинный патриот. Я в вас не сомневаюсь.
Светлана Козлова считает такие уроки важными и нужными.
— Потому что мы воспитываем наше будущее. И от нас сейчас зависит, какое будет будущее. Если мы сейчас воспитаем истинных патриотов, людей, которые знают, что такое единство и толерантность, я думаю, что не стоит беспокоиться за наше будущее, — объясняет нашему журналисту Светлана Козлова.
Что еще интересного у нас выходило по учебе
В этом году в тюменских школах появился новый предмет — вероятность и статистика. Его проходят ученики 7, 8 и 9-х классов. Как же обучаются дети этому предмету и чему их обещают научить — в нашем прошлом материале.
До этого мы писали, что во всех школах Тюмени проходили уроки истории и обществознания о событиях на Украине. Рекомендации в областной департамент образования по их проведению пришли от Минпросвещения РФ. Ранее по поводу проведения уроков на тему событий на Украине высказался школьный учитель истории. Педагог уверен, что в школе нельзя обходить стороной эту тему.
А вы поддерживаете идею внеклассных часов «Разговоры о важном» в школах Тюмени?
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.