Период больших инвестиций в Тюменскую область закончился. И вряд ли придут новые. А европейский налог на углерод может сказаться на региональном бюджете. Поэтому тюменским властям необходимо перестраивать инвестиционную политику. С таким заявлением выступила российский эконом-географ и профессор МГУ Наталья Зубаревич 28 мая в режиме видеоконференции в рамках Дня предпринимателя.
«Денег стало меньше, тратить их надо разумно»
— Праздник и период больших инвестиций закончились. Как перестраивать инвестполитику в таких условиях? [От крупных инвесторов к АПК, девелопменту, городской среде развитию рыночных услуг]. Я пока слышу рапорты, что сделаем то, сделаем это. Я выросла в Советском Союзе. Я помню съезды КПСС очень хорошо. Может быть, фокус поменяете? Может, вместо рапортов об успехах сядете и подумаете? Денег стало меньше, тратить их надо разумно, больших проектов после «Сибура» уже не будет. Значит, курочка должна клевать по зернышку, — сказала Зубаревич.
Она также задалась вопросом, как тюменские власти будут привлекать инвесторов в регион.
— У вас планов громадье. Я не знаю, что вам насоветовал McKinsey & Company. Они ребята профессиональные и прописывают, как положено. Вопрос, насколько это реализуется. И вот здесь не McKinsey & Company вам поможет. А вы сами садитесь, включаете голову, убираете розовый фон, и надо думать и по максимуму обсуждать, — посоветовала эксперт.
McKinsey & Company — международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. Осенью 2019 года представители этой компании начали разработку программы инвестиционного развития для Тюменской области. В августе следующего года Александр Моор заявил, что сотрудничество завершилось, работа с инвесторами ведется и она эффективна.
Объем инвестиций упал за 7 лет на 20%
Во время своего выступления она приводила различные статистические данные. Так, по ее информации, в Тюменской области за период 2013–2019 года произошел спад инвестиций на 11%, а за последний год — еще на 9%.
— Это хорошо бы помнить, прежде чем рассказывать о мощнейших инвестиционных площадках в муниципалитетах Тюменской области. Сделать вы их можете, но кто туда придет — большой вопрос, — отметила Зубаревич.
По ее словам, инвестиции не сокращались в Москве, ХМАО и ЯНАО. Затем она показала слайд с инфографикой концентрации инвестиций. Там было видно, что на Тюменскую область приходится порядка 12%. При этом Зубаревич уточнила, что на юг региона из этого числа приходится порядка только 2%.
— Два кризиса [в 2014 и 2020 году] привели к тому, что еще инвестиции сконцентрировались в территориях с суперконкурентными преимуществами: крупнейшей агломерации страны [Москва] и нефтегазоперерабатывающем регионе [ХМАО, ЯНАО]. Всем остальным приходится конкурировать — я четко разделяю юг Тюменской области и округа — за пирог инвестиций. И идти на жесткие конкурентные попытки. Но у Тюменской области не получилось, — заявила специалист.
Богатенький Буратино выкрутится сам
Зубаревич отметила, что COVID-19 ударил по тем развитым регионам, у которых значимую долю в доходах играет налог на прибыль. Она предрекла, что «жирной налоговой подушки» из-за изменяющегося мира и тенденций в нем не будет.
Эксперт подчеркнула, что в прошлом году федеральные власти меньше всего оказали финансовую помощь именно Тюменской области.
— Все мы понимаем скрытый месседж — вы потеряли 56 миллиардов рублей собственных доходов, что регион зарабатывает без трансфертов. А докинули вам 7. Область считается богатеньким Буратино, и придется выкручиваться самой. Вы молодцы, много что сделали для бизнеса. Но, видимо, завяли помидоры, заканчивается любовь. Когда у федералов нет денег, они экономят на тех регионах, на которых они считают возможным сэкономить, — добавила Наталья Зубаревич.
По итогам прошлого года дефицит бюджета Тюменской области составил 41 миллиард рублей. Ближайшие 3 года он тоже будет, что называется, в минусе. Тюменские власти недавно искали банк, который в случае необходимости даст им кредит для покрытия дефицита. Изначально на торги никто не заявился, но затем, объявив новый тендер, победила «дочка» долларового миллиардера из Сургута.
В скором времени заработает налог на углерод, который импортируют в страны Евросоюза. Данное новшество коснется в том числе российских компаний. Сейчас эта ситуация обсуждается и в нашей стране. Точно неизвестно, сколько отечественным предприятиям придется заплатить. Но речь идет о нескольких десятках миллиардах евро.