В Тюменской области вот уже семь лет крупные культурные учреждения подчинены одной структуре — ТКТО. Как в 2014 году, так и сейчас, подобное решение местных властей поддерживают не все. Доходит до того, что ТКТО отказывают в гастролях. Таким образом поступил Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В колонке специально 72.RU он объяснил, почему так сделал, назвал действия тюменских властей бестактной настойчивостью. Кроме этого, в своих рассуждениях он задается вопросом о целесообразности такого объединения. Далее — эмоциональный монолог от первого лица.
Осенью ко мне обращалась Надежда Казначеева, нынешний директор этого пресловутого театрально-концертного объединения, бюрократической, ничего не производящей надстройки. Предлагала, чтобы мы приняли их делегацию с гастролями. Я ей в личном разговоре ответил, что не считаю возможным подписывать соглашение о сотрудничестве между Вахтанговским театром, мировым брендом в области культуры, и каким-то непонятным мне бюрократическим концертным объединением.
Кирилл Крок родился в Москве. Ему 54 года. Является директором театра имени Вахтангова с 2010 года. При нем учреждение стало высокоприбыльным. В 2018 году президент присвоил Кроку звание заслуженного работника культуры РФ. А в 2021-м — заслуженного деятеля искусств РФ.
Я ей сказал: «Надежда, вы закройте объединение, станьте директором театра, тогда с удовольствием с большим драматическим театром я подпишу соглашение».
«А спустя некоторое время я получил письмо от заместителя губернатора Эдуарда Бакиева повторно на ту же тему. Я считаю это бестактной настойчивостью»
Скажите, пожалуйста, что такое театрально-концертное объединение? Я знаю бренд Тюменского драматического театра, который сделан десятилетиями, веком. Я знаю Тобольский театр, в котором трудились люди, производили культурный продукт. У них были все свои финансовые и юридические службы, в разы по количеству меньше, чем сейчас в этом объединении. Скажите мне, пожалуйста, кроме никому не нужных бумаг и бюрократической надстройки, что производит театрально-концертное объединение? Чьи интересы оно представляет? Что, мне скажут, что без ТКО — Тюменский театр и филармония перестанут существовать, выпускать спектакли? Разве они плохо работали до 2014 года, когда чиновники затеяли этот гибрид?
Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, дворец культуры «Нефтяник» имени В. И. Муравленко. Генеральный директор объединения — Надежда Казначеева.
Я это знаю очень хорошо. Наталья Шевчик, нынешний ваш заместитель председателя областной думы, будучи вице-губернатором, решила для своей подружки — Юлии Шакурской — создать теплое место. Уговорила губернатора, сделали липовые экономические расчеты — как это хорошо и выгодно, какая происходит экономия средств на этом всём, и подсунули. Вышел распорядительный документ. Назначили туда подружку, против которой потом возбудили уголовное дело.
Объединили филармонию, Большой драматический театр, Театр кукол, Дворец культуры «Нефтяник» — абсолютно разные учреждения по своей деятельности в области культуры. Они никак не пересекаются. Это вранье ваших чиновников, что у них одна и та же деятельность. Это всё лапша на уши. Превратили вековой бренд тюменского драматического театра, которому 165 лет, в структурное подразделение досугово-культурного учреждения театрально-концертного объединения. Это что такое? Кто только из известных людей по этому поводу не высказался. Начиная от Евгения Миронова и заканчивая Александром Калягиным. И вы мне хотите сказать, что я должен быть ласковым вот к этой фигне?
Что надо сделать? Немедленно ликвидировать театрально-концертное объединение как ненужную бюрократическую надстройку, как ошибку и заблуждение власти недобросовестными чиновниками, вернуть самостоятельность филармонии, драматическому театру, театру кукол, ДК «Нефтяник», оставить их в покое.
Взгляните, сколько было ставок административно-управленческого персонала в 2014 году, когда создали объединение. Посмотрите сейчас. Рост в два раза. Вот что там плодится. Никому не нужные чиновники.
Вы можете себе представить, что не директор филармонии или театра решают, сколько выпустить новых программ и спектаклей, а бухгалтер, экономист с директором объединения? Театр играет спектакли, но не имеет права тратить свои заработанные деньги от продажи билетов. Потому что это размазывается на всё концертно-театральное объединение. Это что такое? Где вы такое видели? То есть ты работаешь, но не имеешь права распоряжаться доходами от трудовой и творческой деятельности. О каком качестве можно говорить? Есть театр, который производит культурный продукт; есть актер, который выходит на сцену. Но над ними есть непонятная чиновничья гора в виде надстройки концертно-театрального объединения.
Вы считаете культурной жизнью концертно-театральное объединение? А как тогда 165 лет существовал ваш театр без этого? Всё у них было очень неплохо. Я не знаю, какое будущее у театра. Но я вижу, что ваш тюменский театр последнее время не блещет куда-либо от того, что он стал частью культурного объединения. Было самостоятельное учреждение. Что в этом плохого? Существовали, выпускали, работали, ездили на гастроли. А зачем сейчас эта бюрократическая надстройка, кому она нужна? О какой экономии средств они, эти чиновники, вам расскажут: в 2014 году в «головном офисе» ТКО было чиновников 80 единиц, сейчас за 135 человек! Вот вам «экономия» на окладах, надбавках, административных расходах.
Я не хочу своим личным и театра имени Вахтангова авторитетом поддерживать мутные бюрократические надстройки и с ними подписывать какие-либо договора, не считаю это для себя достойным. Я готов подписать соглашение с Тюменским драматическим театром, которому 165 лет, пригласить их на гастроли в Москву. Но не вот с этим бюрократическим объединением.
Согласны с автором?
Надежду Казначееву назначили генеральным директором ТКТО в 2019 году. До этого она шесть лет возглавляла департамент культуры в Югре. При ней в ХМАО был закрыт филиал Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2017 году окружной департамент культуры рекомендовал кинотеатрам не показывать фильм «Матильда».
Весной этого года журналистов редакции 72.RU не позвали на пресс-завтрак с Казначеевой. Аргументировали такое решение тем, что мы регулярно не пишем про культуру.
Осенью должность директора Театра кукол после 23 лет службы покинул Василий Пустыльников. Тогда сообщалось, что у него был конфликт с Казначеевой.