Три года назад Тюмень шокировало преступление в общежитии в отношении двух студенток. Одну из них рецидивист забил молотком на глазах у подруги. Над выжившей жестоко надругался. А после этого дал девушке возможность сбежать, хотя до этого почти никому не оставлял шанса на жизнь. Мужчина нападал на женщин всегда с молотком. Это орудие всех его преступлений.
О том, как рецидивист оправдывал убийства женщин, как расследовалось это дело и как раскрывают очень старые, так называемые темные дела, — в этом материале. Мы записали его в преддверии 25 июля, Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации. О своей работе нам рассказал следователь-криминалист Сергей Смагин. Он работает в следственном управлении СК по Тюменской области больше пяти лет, за эти годы раскрыл свыше 50 уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Как работает следователь-криминалист
— В школе, а затем и в институте я не преследовал цели стать следователем, скорее, наоборот, представлял себя адвокатом. Всё получилось как-то само собой. В аспирантуре у меня возникла необходимость ознакомиться с практикой расследования уголовных дел по категории преступлений, которую я выбрал в качестве предмета своей кандидатской диссертации. А еще в тот период времени я был ассистентом кафедры уголовного права и процесса Тюменского государственного университета, преподавал уголовный процесс и криминалистику. Проводил со студентами занятия в кружке под названием «Школа молодого следователя». Другими словами, у меня уже тогда были взаимоотношения со Следственным комитетом РФ. На службу в следственное управление СК РФ по Тюменской области я пришел в 2016 году в качестве общественного помощника. Буквально через полгода стал следователем. С апреля 2022 назначен на должность следователя-криминалиста.
Вот так бывает, что из теории я пришел в практику. Это, конечно, несколько разные вещи. Но я увлекся и остался здесь. До момента назначения на должность не сомневался ни минуты. Были амбиции, и я был готов к тому, что будет непросто. Но я рационалист. Считаю, всё, что мы делаем, должно к чему-то привести. Нельзя сначала начать, а потом бросить. Каждое наше действие должно иметь в оконцовке какой-либо результат. Поэтому мы несем службу независимо от того, что происходит в нашей личной жизни, и в независимости от наших потребностей и желаний. Главное — не сдаваться и работать над собой изо дня в день. Ничего невозможного нет.
— Чем занимается следователь-криминалист?
— Сейчас уголовные дела я не расследую, а оказываю криминалистическое сопровождение. В том числе изучаю дела, находящиеся в производстве. Даю рекомендации следователям. У обычного следователя объем работы большой, уголовных дел может быть очень много. В самые сложные времена — свыше десяти на одного следователя. В целом отдел криминалистики занимается сопровождением расследования уголовного дела.
Мы можем оказывать помощь в применении криминалистической техники. Осуществляем сопровождение в получении и установлении вещественных доказательств и их качественной фиксации. Также выезжаем на места преступлений, в том числе и убийства. При нахождении на месте происшествия следователь-криминалист предпринимает меры, чтобы обнаружить, зафиксировать и изъять следы, орудия преступлений. Это важно — не допустить образования новых следов на объектах. Приоритетность — их сохранность в первоначальном состоянии. Чтобы в дальнейшем получить качественный результат проведенной экспертизы.
Следователь-криминалист выезжает на место преступления вместе со следователем. Осматривает место происшествия, помогает установить и изъять следы преступления, а также его орудия с использованием криминалистической техники. На месте преступления специалисты пользуются источником криминалистического света, который выявляет кровь и иные биологические следы. Используют для этого и специальные тест-полоски. С их помощью можно определить происхождение биологических веществ.
Даже по одному волосу можно определить ДНК человека
— Биологические следы, в том числе отпечатки пальцев, могут испортиться или исчезнуть насовсем?
— Если мы с вами говорим, в частности, о следах крови, то нужно понимать, что это в первую очередь биологические следы. А все биологические следы имеют свойство портиться при неправильном хранении. Поэтому одна из основных целей для следователя — это правильная упаковка данных объектов. Если мы имеем возможность в краткосрочной перспективе направить объекты в экспертное учреждение, то мы, соответственно, это делаем незамедлительно.
Но зачастую, работая на месте происшествия, мы изымаем большой массив предметов и объектов, которые содержат биологические следы и которые мы в последующем отправляем в экспертное учреждение. Следует добавить, что перед этим необходим тщательный осмотр всего, что было изъято. Для сохранения доказательственного значения биологических следов и недопущения начала процесса гниения нами применяются методы просушки объектов, у нас имеются специальные сушильные камеры.
— А можно лишь по одному-единственному волосу заполучить образец ДНК?
— Разумеется, можно. Мы пользуемся современными методами исследования.
ДНК — это сложный код, хранящий данные о наследственной информации. Сложная макромолекула, которая способна поколениями хранить и передавать генетические данные, определяя наследственность и изменчивость всех существ. В ней закодирована полная программа развития любого из нас.
— Почему-то у меня сейчас вырисовывается в голове картина из сериала «След». А вы как к таким сериалам относитесь?
— Я отношусь положительно к таким сериалам, почему бы и нет. В качестве развлечения смотреть их можно. Схожа ли реальность того, что показывают, и то, что действительно происходит на службе следователя? Нет, это небо и земля. На экранах по большей части художественный вымысел, многое из области фантастики. Сам процесс сбора и получения доказательств намного сложнее, чем это демонстрируют нам с экранов телевизоров. В повседневной деятельности следователю приходится взаимодействовать с большим количеством разных служб, в том числе и с экспертными учреждениями, которые расположены в разных регионах страны, а не сконцентрированы в одном месте, как это обычно показывают в фильмах. На следователе лежит огромная ответственность, поскольку любое дело — сбор огромной информации по крупицам, распутывание цепочки случившегося преступления, анализирование и сравнение. При взаимодействии всех наших коллег, разных специалистов и их совместной помощи мы получаем результаты и раскрываем преступления даже прошлых лет, которые лежали в архиве.
Девочка-подросток сбежала от матери. О ней не было ничего известно 30 лет
— Давайте перейдем к уголовным делам. Расскажите про старое дело, которое вам удалось раскрыть?
— Мне попало в руки интересное дело по факту безвестного исчезновения на то время еще девочки-подростка. Эта девочка пропала на территории Ишимского района в 1993 году. На протяжении 30 лет о ее судьбе ничего не было известно. Учитывая временный период возбуждения уголовного дела, а это 90-е годы, раскрыть преступление оперативно не представилось возможным. В те годы не было таких, как сейчас, научных изобретений, инноваций, способов проверки. Доступ к информации был ограниченным, скудным, это усложняло процесс раскрытия преступлений. Конечно, после пропажи ребенка делалось всё на тот период возможное, чтобы установить местонахождение школьницы. У нас лишь была информация, что ранее девочка неоднократно уходила из дома. Хотя ребенок из благополучной и положительной семьи.
Вышла из поезда, и больше ее никто не видел
Последний раз, когда девочка ушла, мама нашла ее в Уфе, в детской комнате милиции. Женщина со своей приятельницей поехала забирать дочку из другого города. Они втроем возвращались из Уфы в Ишимский район на поезде. В районе станции Ишим девочка самовольно вышла из поезда. Визуально девочка выглядела старше своих лет, поэтому проводник ничего не заподозрила. Ребенку на тот момент было в районе 15–16 лет. И с того времени от нее не было никаких вестей. В девяностые не было единых геномных баз со всей страной, чтобы получить сведения и ускорить процесс розыска.
Личность потерпевшей на то время до конца не была изучена. У нас возникло много вопросов, когда мы начали заново изучать дело. Установили одноклассников девочки, сейчас это уже взрослые люди, опросили их. Мы спрашивали их о личности пропавшей. Также им задавались вопросы на предмет того, знают ли они, что в отношении девочки могли совершить преступление. Вряд ли они могли знать ответ на этот вопрос, потому что девочка вышла где-то на путях и пропала, но эта версия также прорабатывалась.
«В нашей службе нельзя исключать никакие версии»
Нередки случаи, когда люди осведомлены о событиях совершенного преступления, но они ничего нам не скажут до тех пор, пока им не зададут конкретный вопрос.
Оказалась с водителем грузовика на трассе в другой области
В те годы после исчезновения девочки изъяли ее расческу и другие личные вещи. Этого было мало в тот период. Сейчас мы можем получить ДНК-профиль человека и узнать, кому он принадлежит, для этого есть все ресурсы и методы. По этому делу мы стали заново искать данные о вещественных доказательствах, чтобы провести дополнительную экспертизу. Нам нужно было снова получить ДНК-профиль девочки и проверить его по федеральной базе геномной информации. Но вещественные доказательства по делу не сохранились.
Как у нас это обычно бывает, у близких родственников мы берем образцы и затем выделяем ДНК-профиль. И затем эти образцы проверяем по федеральной базе. В этом случае всё получилось — мы взяли образец у матери девочки и отправили его для проверки в каждую из областей. Профиль дал положительный результат в Саратовской области. Там в 1994 году была возбуждена серия уголовных дел по факту убийств и изнасилований. Серия преступлений совершалась организованной группировкой на трассе. Фигуранты уголовного дела останавливали водителей фур на трассе и забирали деньги или перевозимые товары. В случае отказа их убивали.
«Глухой выстрел»
Тело, найденное в 1994 году недалеко от дороги в Саратовской области, принадлежало девушке из Ишимского района. Это подтвердил анализ ДНК-профиля. Фото погибшей тоже дали совпадения. Во-первых, внешность девочки совпадала полностью, во-вторых, ее по фотографиям узнала мама.
Выяснилось, что в 1994 году девушку зверски убили. И был очевидец, который стал свидетелем преступления, — дальнобойщик. Он находился на трассе и услышал крики. Мужчина выглянул в окно и увидел на дороге группу людей в кожаных куртках с оружием. Он тихонечко вылез из машины, спрятавшись за нее. По его словам, те самые люди увели водителя из другого грузовика в сторону, где в итоге расправились с ним. А затем увели и нашу девушку. После того как они все вместе скрылись за деревьями, дальнобойщик услышал глухой выстрел.
«Признаться, мы все верим в лучшее. Но в нашем деле надо рационально оценивать ситуацию и понимать, что исходы бывают такими, как и в этой истории»
Старые дела изучают заново даже спустя десятки лет
Таким образом, у наших коллег расследовалась серия уголовных дел, а наша девушка числилась у них как неопознанный труп. Ее генотип был в федеральной базе, благодаря чему нам и удалось ее установить. Данное дело после безрезультатного розыска приостанавливали и спустя время возобновили. Заверю, что уголовные дела прошлых лет регулярно изучаются отделом криминалистики. Они сравниваются с вновь совершенными преступлениями. Оцениваются также способы совершения преступлений, проводится большая работа по всем делам, которые находятся в архивах, в том числе в недавнем производстве.
Заманил студенток на ужин, убил и изнасиловал
Когда я был следователем, в 2019 году в Тюмени произошло страшное преступление. Уголовное дело было возбуждено по факту убийства, изнасилования и совершения иных действий сексуального характера. Жертвами преступления стали две студентки. А само преступление произошло в общежитии по улице Мельникайте, на 9-м этаже. Будущий фигурант уголовного дела и одна из пострадавших жили на одной лестничной площадке. Мужчина недавно вернулся из мест лишения свободы, жилье ему приобрели родственники. Он полжизни провел в местах лишения свободы. Возможно, близкие купили ему жилье, потому что думали, что он возьмется за ум. Его соседка жила в общежитии во время учебы, ее семья с севера Тюменской области.
Весной того года две девушки собрались у одной из них, выпивали. Студентки вышли покурить на лестничную клетку, где уже курил их сосед. Завязался разговор. Девушек не смутила разница в возрасте с новым собеседником. Сначала всё было спокойно, с его стороны не было никакой агрессии. В девятом часу мужчина предложил девушкам поужинать. Он позвал студенток к себе в комнату, чтобы сварить пельмени. Он хотел девушек разделить и остаться наедине только с одной из них. Именно с той, которую впоследствии и оставил в живых. Но вторая была сильно пьяна и разговаривала несколько на повышенных тонах. Он не хотел привлекать внимание остальных жильцов, старался не допускать лишнего шума, по этой причине также пригласил ее к себе. Находясь уже в квартире, он закрыл двери на ключ. После этого подошел к своей рабочей куртке и достал оттуда молоток.
Одну убил, второй дал шанс выжить
С молотком в руках мужчина предложил девушкам совершить с ним действие сексуального характера. Те восприняли это в шутку и посмеялись. После этого он еще раз высказал это требование. Одна из девушек, которая была более выпившая, встала и демонстративно направилась в сторону дверей. Он же, действуя совершенно хладнокровно, нанес ей молотком два удара по голове. Она упала. Всё это происходило на глазах у второй. У нее был шок, воля к сопротивлению подавлена. Он объяснил ей, что в случае отказа с ней будет то же самое. После он совершил с девушкой иные действия сексуального характера и затем изнасиловал ее. Вторая девушка в этот момент начала приходить в себя и стала подниматься. Он нанес ей еще не менее пяти ударов, не желая оставлять свидетелей.
«Девушку, лежащую на полу, он укрыл простыней. А вторую удерживал у себя»
Он сказал ей: «Ты будешь жить, если не будешь оказывать сопротивления». Спустя время он отпустил ее. Выбежав из общежития, девушка не сразу обратилась за помощью, продолжая испытывать страх. Это позволило насильнику и убийце свободно и беспрепятственно уйти из квартиры, оставив тело другой девушки, накрыв его простыней. Он съездил на кладбище к своей матери, после этого фигурант отправился на вокзал, где нами и был задержан.
Как ранее мы писали, в тот пятничный вечер не стало юной Юлии (так звали убитую девушку). Ей был 21 год. На то, чтобы отыскать подозреваемого, ушли сутки.
— Почему он дал шанс выжить одной из девушек?
— Сложно сказать. Но она ему, судя по всему, была более симпатична. Он, как я понял, присмотрел ее, но она была с подругой. Действовал он всегда расчетливо и хладнокровно. В этом случае тоже.
— Что это за человек? Он внешне был страшен? Видно ли по нему, что это хладнокровный убийца?
— С 16 лет он совершал тяжкие преступления, везде применял молоток. Подобные преступления он совершал и в отношении своей сожительницы, и своей жены. Один из сроков у него был за нанесение тяжкого вреда здоровью женщины, с которой он проживал. Он подвергал всех женщин насилию, бил их молотком. У него не меньше пяти жертв. Сожительница и студентка из общежития в Тюмени выжили.
Визуально он не выглядит как маньяк из фильма с морщинами на лице. Светловолосый, голубые глаза. Обычный мужчина. У него внятная речь, знает много интересных тем, начитанный. Это соответственно, поскольку полжизни он провел в местах лишения свободы.
Женщин, которых он убивал или пытался убить, считал нечистоплотными
— На одной из встреч, когда уже заканчивалось расследование этого уголовного дела, я заметил, что у него была своя больная философия, присущая лицам с маниакальными наклонностями. Он осуждал женский пол за изъяны, за любые пагубные привычки, полагал, что их жизнь ничего не стоит и они недостойны жить.
Я спросил его, почему он сначала предлагает женщинам вступить с ним в половой акт, и если они соглашаются, то убивает их либо пытается убить. Он мне ответил, что девушек, которые соглашались с ним на совместное времяпрепровождение и интим, он считал нечистоплотными и недобросовестными.
«Про девушек, которые стали жертвами преступления, он сказал, что понял: "Если не я, то их убьет жизнь"»
«Философа» в итоге приговорили к 16 годам лишения свободы. Обжаловать решение суда он не стал, я думаю, что понимал, что ему могут ужесточить наказание вплоть до пожизненного.
— Суд назначил подсудимому 16 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Кроме того, взыскал с него в пользу матери погибшей миллион рублей в счет возмещения морального вреда, — ранее рассказывали в областной прокуратуре.
О серийных маньяках в Тюмени. Один 11 лет нападал на детей и девушек
До этого мы писали про суд над серийным насильником, который на протяжении одиннадцати лет, с 1992-го по 2003-й, нападал на девочек-подростков и молодых женщин. Он поджидал своих жертв в лесных массивах и пригороде. Всё это время маньяка не могли поймать — не было ни одной существенной зацепки. Каждый раз после преступления тюменцу удавалось скрыться. Год за годом в милицию обращались мамы изнасилованных школьниц, писали заявления пострадавшие девушки. Но мужчина всё же попался. В 2005 году его осудили за пять доказанных надругательств и отправили в колонию. В 2007-м преступник умер в исправительном учреждении. Уголовное дело еще о 13 изнасилованиях было расследовано только в 2020 году. Как удалось поймать серийного тюменского маньяка и доказать его причастность к изнасилованиям, среди которых были и групповые, — в нашем интервью со следователем Дмитрием Савельевым.
Также мы пообщались с Александром Шенкевичем, следователем-криминалистом. Он вышел на след серийного насильника из Тюмени. Читайте, как это было, о каких преступлениях речь и каков портрет сексуального маньяка.
Интервью с судмедэкспертом
Самая запретная тема для разговоров — смерть. О жизни, ее наполненности и смысле, мечтах мы пишем регулярно, а о том, что происходит с человеком и его телом после, — совсем немного. Между тем живые люди каждый день приходят на работу, чтобы выяснить, от чего умирают другие. Это судмедэксперты. Про них говорят, что они много пьют, хладнокровны и циничны. Но это не так. Что происходит в стенах морга и от чего чаще всего умирают люди — в интервью Александра Калашникова, начальника «Областного бюро судебно-медицинской экспертизы».
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайте на нас, нажав сюда.