«Сына сожгли, как я буду согласен?»: реакция отца жестоко убитого тюменского бизнесмена на приговор.
В Тюменском областном суде поставили точку в деле об убийстве предпринимателя Вадима Шушанова — в 2008 году его не стало, тело до сих пор не найдено. Его знакомых Андрея Давыдова, Дмитрия Иванова и Алену Яковлеву обвинили в причастности к убийству тюменского бизнесмена (он участвовал в ряде проектов: кафе «Апельсин», аренда недвижимости). Судья с учетом вердикта присяжных заседателей вынесла приговор. Всех троих оправдали, оставив за подсудимыми право на реабилитацию. Отца убитого Вадима Шушанова привело в шок такое решение. Как прошел суд по громкому делу и почему Николая Шушанова выводили в коридор силовики — в репортаже Марии Токмаковой.
Кратко о деле и подсудимых
Два компаньона — Алексей Щепелин и Вадим Шушанов — дружили и имели один бизнес на двоих. Затем они на 18 миллионов приобрели нежилые помещения по улице Пермякова в Тюмени. И договорились, как говорится в материалах дела, позже продать здания за 60 миллионов и поделить деньги. Шушанову бы в таком случае досталось чуть больше 12 миллионов. В итоге Вадим Шушанов оформил эти помещения на себя и решил их сдавать в аренду. О чем и сообщил своему другу и партнеру по бизнесу Щепелину. Затем, летом 2008 года, при странных обстоятельствах пропал Вадим Шушанов. Автомобиль BMW M3, на котором мужчина якобы уехал из Тюмени, нашли в Екатеринбурге. Но мужчину после этого никто не видел. По основной версии, которую ранее озвучивали в суде, Вадима застрелили, увезли в лес и там сожгли. Останков найти не удалось до сих пор.
В том же году исчез и Алексей Щепелин. 12 лет о нем не было ничего известно. Безвестно отсутствующим суд признал Щепелина в декабре 2009 года. Спустя шесть лет по заявлению родственников Щепелина объявили умершим. Но в 2020 году появилась информация, что задержали подозреваемых в убийстве Шушанова, где фигурировало имя — Алексей Щепелин. Как выяснилось, он всё это время жил то в Екатеринбурге, то в Тюменской области. Внешность не менял, но похудел, отрастил бороду. По данным источника 72.RU, у Щепелина был паспорт на чужое имя.
Двенадцать лет спустя после пропажи бизнесмена в тюменском суде начали рассматривать громкое дело об его убийстве. Изначально в убийстве молодого грека обвинили его друга и партнера по бизнесу Алексея Щепелина, сына крупного тюменского застройщика. Он сознался в том, что был причастен к пропаже и убийству, но также сообщил правоохранительным органам, что в этом деле он участвовал не один, а с родственниками. После этого на скамью подсудимых попали его родные: Андрей Давыдов, Дмитрий Иванов и Алена Яковлева.
Другу и партнеру убитого дали 11 лет строго режима
— В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд учитывает полное признание вины Щепелина, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличение других соучастников преступлений, добровольную частичную компенсацию морального вреда (отец Шушанова просил выплатить ему 10 миллионов за смерть сына, Щепелин возместил ему только 600 тысяч), причиненного в результате преступлений, наличие на иждивении двоих малолетних детей, состояние здоровья подсудимого, а также возраст и состояние здоровья его матери, — говорилось в ранее вынесенном решении суда.
Суд признал Щепелина виновным и отправил в колонию на 11 лет.
Андрея Давыдова и Дмитрия Иванова обвиняли по статьям УК РФ 163 «Вымогательство» и УК РФ 105 «Убийство». Они проходили по делу как соучастники преступления. Третья обвиняемая и соучастница, по версии следствия — Алена Яковлева. Ей вменяли следующие статьи: УК РФ 159.2 «Мошенничество при получении выплат», «Вымогательство» и соучастие в преступлении. Андрея Давыдова присяжные признали (единодушно) виновным в укрывательстве убийства, совершенного Щепелиным (ст. 316 УК РФ), но оправдали в самом убийстве (ст. 105 УК РФ) и самоуправных действиях в отношении Шушанова, совершенных с угрозой применения насилия. Дмитрия Иванова присяжные оправдали полностью в пособничестве в убийстве (ч. 5 ст. 33 УК РФ) и в пособничестве самоуправным действиям, совершенным с угрозой применения насилия. Алена Яковлева оправдана присяжными в пособничестве в убийстве и в пособничестве самоуправным действиям. Но присяжные (единодушно) признали ее виновной в мошенничестве при получении выплат (ч. 3 ст. 159 УК РФ). За то, что она представила в управление Пенсионного фонда свидетельство о смерти Щепелина.
В итоговом оглашении приговора в отношении трех обвиняемых по делу об убийстве бизнесмена Вадима Шушанова, на основании вердикта присяжных заседателей, суд признал Андрея Давыдова виновным в укрывательстве убийства (ст. 316 УК РФ), но оправдал в самом убийстве (ст. 105 УК РФ) и самоуправных действиях, совершенных с угрозой применения насилия (ч. 2 ст. 330 УК РФ). Наказание (с учетом смягчающих обстоятельств, срока содержания под стражей и домашнего ареста) — судебный штраф 150 000 рублей. Суд освободил его от назначенного наказания в связи с истечением срока данности привлечения к уголовной ответственности.
— Дмитрия Иванова суд, на основании вердикта присяжных заседателей, оправдал полностью. Алену Яковлеву, на основании вердикта присяжных, в пособничестве в убийстве суд оправдал, и в пособничестве самоуправным действиям. Но признал ее виновной в мошенничестве при получении выплат (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Наказание — лишение свободы условно сроком 3 года, с испытательным сроком на три года. Суд также удовлетворил иск пенсионного фонда 306 640 рублей (остальную часть причиненного ущерба Яковлева возместила в добровольном порядке), — сообщили в зале суда.
Яковлева в период с апреля 2017 по август 2020 года получила на двоих детей пенсии по случаю потери кормильца. Всего она получила 856 689 рублей. Решение суда еще не вступило в законную силу.
Адвокаты, присутствующие в зале суда, воздержались от комментариев. Дочь убитого Вадима Шушанова, которая тоже была на приговоре, воздержалась от разговора с журналистом. Потерпевший — отец Вадима Шушанова — Николай воспринял решение суда очень эмоционально.
— Уголовное дело... Как вы считаете, вы же судья. Зачем... Выслушайте меня.
— Выслушайте, пожалуйста, меня.
— Да, слушаю.
— Судебное решение вынесено и оно принято. Если вы с чем-то не согласны, то я вам и другим участникам процесса разъяснила, как…
— Как так, моего сына таскали, убили и сожгли, как я буду согласен?
— В соответствии с законом, вы имеете право обжаловать решение суда…
— Нет закона!
— Вы слышите? У вас есть право обжаловать решение суда, пожалуйста...
— Какой толк?
— Потерпевший, покиньте зал судебного заседания. Судебный пристав, выведите потерпевшего из зала суда. Вы нарушаете порядок.
— Что я нарушил, если я правду говорю?
— Еще какие-то вопросы есть у присутствующих?
После этого двое судебных приставов вывели из зала суда Николая Шушанова. Он остался крайне недовольным вынесенным решением. После суда наш журналист поговорила с Николаем Шушановым.
— Я считаю, что это несправедливо. Я буду обжаловать решение суда. Я буду обращаться в прокуратуру. Моего сына больше нет! — сказал мужчина.
Адвокат Андрея Давыдова, Вячеслав Комаров, кратко высказался о решении суда. Но документов он еще не видел. Они будут готовиться несколько дней.
— С глубоким уважением присяжные заседатели проявили терпение, участвуя в столь длительном процессе, и вынесли объективное решение, основанное на законе, — подытожил Вячеслав Комаров.
Большой материал об убийстве Вадима Шушанова
Ранее мы выпускали на нашем сайте большой материал об этом судебном процессе и преступлении, совершенном еще в 2008 году. В этом материале рассказывается, как произошло преступление, по какой причине убили Вадима Шушанова и кто к этому причастен, а также про бизнес, который стал яблоком раздора для дружбы двоих мужчин.
Другие громкие приговоры
До этого мы рассказывали, что тюменский суд, на основании вердикта присяжных, вынес приговор банде, существовавшей на протяжении нескольких лет. Члены преступной группировки нападали в Тюмени на бизнесменов и инкассаторов. В итоге подельников, с учетом «вклада в дело» каждого из них, приговорили к 8–14 годам строгого режима и выплате денежных штрафов.