Обвиняемый в убийстве 8-летней Насти Муравьевой впервые озвучил свою позицию. Сегодня, 20 января, в Ленинском районном суде он пообщался с журналистами и заявил, что он не виновен в преступлении, а признание дал под пытками током. Эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба. Многие задались вопросом: не обманывает ли следствие подозреваемый? Мы публиковали видео его обращения и решили показать его поведенческому аналитику. Эксперт по лжи и языку жестов Илья Анищенко разобрал каждое движение Виталия Бережного по полочкам и рассказал нашему журналисту Елене Леушиной, стоит ли верить словам мужчины — читайте в нашем материале.
Илья Анищенко (г. Екатеринбург) — эксперт по лжи, жестам и визуальной диагностике. Работает профайлером с 2013 года, консультирует силовиков, принимает участие в судах присяжных. Регулярно публикуется в СМИ и преподает.
«Видно очень сильный страх и стресс»
Эксперт проанализировал поведение Виталия Бережного во время общения с журналистами в суде: его жесты, мимику, дыхание и слова. На кадрах, снятых нашим журналистом, Илья Анищенко заметил очень сильный страх и стресс.
— Особенно это заметно на тех отрывках, где он отрицает свою причастность. Если человек не виновен и не причастен к преступлению, то его основными эмоциями будут гнев и удивление. У мужчины такие эмоции совсем не прослеживаются. К тому же, все его заявления косвенные, нет прямых и четких формулировок: «Я ее не убивал, я ее не насиловал». Невиновный человек обычно понятно и коротко говорит: «Я не убивал, не насиловал, не знал, не видел». Он ни разу не сказал, что не убил девочку, не произнес этих слов, — объясняет эксперт.
Аналитик отметил, что волнение виновного и невиновного человека будет разным. Непричастный будет злиться, повышать голос, срываться на эмоции. Его страх будет стоять не на первом месте. По эмоциональным реакциям Виталия Бережного можно сделать предположение, что он нечестен в разговоре с прессой.
«Тело отрицает свои слова»
— Когда задают вопрос, знал ли он убитую девочку, мужчина делает тяжелый вдох, у него начинает учащаться моргание. Перед тем, как ответить, он отводит глаза и делает такой глубокий вдох, что плечи поднимаются. Это демонстрация очень сильного страха. Он знал ее, но начинает усиленно это отрицать. Сначала он несколько раз повторяет, что не знал девочку, потом говорит, что видел ее на баннерах, потом уходит от нее к другим детям. Человек, который не знал этого ребенка, дал бы простой ответ: «Нет, я ее не знал». Мужчина же начинает забалтывать журналистов другими фактами. После фразы про ее лицо на листовке у него одергивается голова. Это физическая реакция: тело отрицает свои слова. Он говорит: «Я ее не встречал», а у него повышается тембр голоса, слышится посипывание. В конце фразы он сглатывает, у него напряжение вокруг губ, — разбирает отрывок видео Илья Анищенко.
Также эксперт заметил, что когда мужчину спрашивают о задержании, ему нечего ответить. На вопрос про совпадение ДНК он отвечает: «Совпасть может всё что угодно». А потом начинает избегать этого вопроса, забалтывая журналистов фразами про компьютеры и устройство, с помощью которых подделывают улики.
— Очень показательным является момент, когда идет речь про следственный эксперимент и коробку, в которой было тело девочки. Многие убийцы говорят: «Я не мог этого сделать». Его поведение мне напомнило Дмитрия Лошагина — фотографа из Екатеринбурга, который убил свою жену. Тот говорил подобной фразой: «Я не мог убить свою жену». А тут мужчина говорит: «Я не мог нести эту коробку». Заметьте, он не говорит: «Я не нес», «Я не делал». Произнося фразу «Я просто физически на тот момент не мог бы ее унести», подозреваемый делает жесткую паузу, а потом облизывает губы и вздыхает. В этот момент он сильно показывает язык — это явный признак лжи. Он пытается нас обмануть и что-то придумывает про эту коробку. У него тяжелое, тревожное дыхание, — комментирует эксперт.
Илья Анищенко подчеркивает, что в отличие от разговора о девочке заявления о физическом насилии звучат искреннее. Рассказывая о пытках, Бережной спокоен и честен, но скрытен. Возможно, он даже недоговаривает о травмах, которые ему нанесли сотрудники полиции. Его тело более расслаблено.
— Лжецу всегда тяжело, когда дело доходит до деталей. Видно, что у мужчины есть продуманная линия, что говорить суду. Но журналисты задают ему вопросы, к которым он не подготовился заранее. Его спрашивают: «А вы знали девочку?», а он это не продумал. В голове начинается каша из размышлений: «Надо ли ее знать, чтобы мне поверили, или не надо? А где я мог ее видеть?». Это сразу видно по лицу и телу. Лжеца легко разоблачить такими вопросами: они выбивают его из колеи, — заключает Илья Анищенко.
А вам слова мужчины показались искренними?
О том, как проходило сегодняшнее заседание, читайте в онлайн-трансляции.
Дело Насти Муравьевой
Настя Муравьева пропала 30 июня 2021 года в районе Лесобазы. Ее поиски длились полтора месяца. Тело девочки обнаружили 19 августа в 2,5 километра от дома на берегу озера Оброчного. 25 августа стало известно о задержании подозреваемого в убийстве — им оказался Виталий Бережной. Он жил в соседнем от семьи Муравьевых доме. В этот же день там прошли обыски.
Сейчас Виталий Бережной находится в женском исправительном изоляторе, куда его перевели из СИЗО. В октябре он остался без адвоката Татьяны Крыловой, которая представляла его во время суда о принятии меры пресечения.
Его гражданская жена заявляла о пытках со стороны силовиков. Она заявила и о его невиновности. Правоохранительные органы не стали возбуждать уголовное дело по факту пыток. Адвокат Бережного решила оспорить это решение.
Всё, что известно об уголовном деле о пропаже и убийстве 8-летней Насти Муравьевой, читайте в этой теме.