Бизнес Моральный вред «голыми» фото не докажешь

Моральный вред «голыми» фото не докажешь

Поступок 38-летнего тюменца, после ссоры со знакомой выложившего ее фото в обнаженном виде в соцсети, вызвал возмущение общественности. В его отношении возбуждено уголовное дело, и нарушитель предстанет перед судом. Но кто вернет нервные клетки, потерянные пострадавшей женщиной? Немного подсластить пилюлю может компенсация за нанесение морального вреда.

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заявлял, что ответственность за распространение ложных и порочащих сведений должна быть ощутимой, а компенсация – разумной и справедливой. Мы много слышали об исках за моральный вред в западных странах. А как дела с этим обстоят у нас?

«В правоприменительной практике российских судов достаточно примеров положительных решений о компенсации морального вреда, – рассказывает юрист Екатерина Эйджс. – Однако определенные сложности вызывает вопрос установления размера таких компенсаций. Он зависит от степени вины нарушителя, характера и объема причиненных потерпевшему нравственных или физических страданий с учетом требований разумности и справедливости (ст. ст. 151, 1101 ГК РФ). Проблема в том, что вышеперечисленные критерии носят оценочный характер, поэтому подход судебных органов к определению размера неодинаков даже в рамках одной категории дел. Но есть определенные правоприменительные тенденции. Например, в делах по защите прав потребителей размер компенсации редко превышает 10 тысяч рублей. В делах, связанных с возмещением вреда, причиненного правонарушением (преступлением), размер компенсации будет значительно выше».

Вернемся к вышеназванному конфликту тюменца с бывшей подругой. В этом и подобных ему делах возможный иск о возмещении морального вреда будет идти в дополнение к уголовному делу. И затребовать можно сколь угодно большую компенсацию. Но загвоздка в том, что свои нравственные страдания нужно подтвердить. Ссылок на порочащие фотографии или записи разговора, в котором вас обзывают бранными словами, недостаточно. Нужно подтвердить именно степень понесенного ущерба.

Как это сделать? А это уже, как говорится, ваши проблемы. Можно вспомнить конфликт футбольного вратаря Вячеслава Малафеева и телекомментатора Дмитрия Губерниева. Суд удовлетворил в качестве компенсации лишь 15 тысяч из заявленного миллиона рублей. В западных странах с этим проще – сказывается большой опыт, говорит Екатерина Эйджс. В Германии, например, существуют специальные таблицы деликтов и возможные размеры компенсаций.

Итак, добиться победы в суде по иску о моральном вреде – и особенно получения ста процентов компенсации – будет непросто. В российской судебной системе есть список критериев для определения размера компенсации, но нет утвержденного или рекомендованного ее размера. Здесь многое зависит от субъективной ценки судьи. И если вы все-таки решили подать иск, нужно тщательно позаботиться о доказательстве как вины обидчика, так и степени понесенного ущерба. А остальное зависит от суда.

Возможно, потому, что к моральному вреду до сих пор относятся весьма поверхностно (даже с точки зрения правовых нормативов), такое же отношение существует и к моральной неприкосновенности другого человека. Одно тесно связано с другим, и сделать шаг вперед можно, только добившись прорыва в обеих областях.

Фото: Фото с сайта Urist39.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем