Бизнес Юлия Глячкова, налоговый консультант ООО «Финанс Консалтинг»: «Битва за НДС выходит на новый виток»

Юлия Глячкова, налоговый консультант ООО «Финанс Консалтинг»: «Битва за НДС выходит на новый виток»

С 1 января 2014 года меняется порядок предоставления декларации по НДС в налоговые органы. Бухгалтеры и аудиторы полагают, что эти, на первый взгляд, незначительные изменения будут иметь колоссальные последствия. Какие именно, мы расспросили налогового консультанта ООО «Финанс Консалтинг» Юлию Глячкову.

– Юлия Ивановна, российская налоговая система в целом не может похвастаться стабильностью: постоянно происходят какие-то изменения, на которые надо реагировать сообразно требованиям времени. Какие нововведения ждут нас в ближайшем будущем, и что вы как специалист в области финансов можете посоветовать организациям в связи с этими переменами?

– Приближается новый этап битвы за НДС. Пришло время пересмотреть сложившиеся отношения и привычки ведения бизнеса, реально оценить риски, возникающие у организаций после так называемой оптимизации налогов при помощи сомнительных фирм. Российский Налоговый кодекс постоянно изменяется и переписывается, и к этому все уже привыкли. Но принятые 28 июня 2013 года федеральным законом №134-ФЗ в Налоговый кодекс, казалось бы, небольшие изменения, связанные с предоставлением декларации по НДС, будут иметь большие последствия.

В частности, с 1 января 2014 года представлять отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам должны будут не только крупнейшие налогоплательщики, численность работников у которых превышает 100 человек, но и не относящиеся к этим категориям плательщики НДС. Это означает только одно: наше государство серьезно взялось за увеличение собираемости НДС.

– Государство в лице налоговых органов в течение нескольких лет борется за увеличение собираемости НДС, и несмотря на то, что процент сбора данного налога растет, органам власти кажется, что не все в полном объеме платят НДС?

– НДС является федеральным налогом. Данному налогу посвящена целая глава Налогового кодекса. При его расчете необходимо учесть множество нюансов в порядке определения налоговой базы в различных ситуациях, например, реализация товара по различным налоговым ставкам, ввоз товара на территорию России, порядок применения налоговых вычетов и так далее. Поэтому бухгалтеры справедливо считают расчет налоговой базы по НДС одной из самых сложных бухгалтерских операций.

– Действительно ли настолько сложен принцип расчета НДС?

– Он предельно прост: исходящий НДС – тот, который мы выставили в счетах-фактурах покупателям, минус входящий НДС – тот, который выставили нам наши поставщики. Получается сумма налога или к уплате в бюджет, или к возмещению из бюджета. Счет-фактура – это единственный документ, на основании которого мы можем принять «входной» НДС. Счета-фактуры, выставляемые вами, регистрируются в книге продаж, а счета-фактуры, полученные от поставщика, – в книге покупок.

В середине 90-х годов была придумана, как казалось тогда, отличная схема по оптимизации уплаты НДС в бюджет, которая применяется до сих пор. Суть схемы заключается в следующем. Для того, чтобы уменьшить сумму налога к уплате в бюджет, надо увеличить «входной» НДС за счет документов (именно документов), полученных от фирм-«однодневок» или «обнальных контор». Данные фирмы создавались, да и создаются по сей день, только с одной целью: за определенное вознаграждение обналичивать деньги, предоставляя при этом документы о мнимых сделках.

Казалось бы, все отлично, документы от таких «поставщиков» есть, налоги НДС и прибыль уменьшены, да еще и деньги с расчетного счета организации для своих потребностей вывели под предлогом оплаты такому поставщику за товары (услуги). Но не надо забывать, что покупая у поставщика товар (работу, услугу), вы ставите это в расход, а НДС для вас будет «входным», а для поставщика это будет являться доходом, образующим налоговую базу для расчета НДС, и, соответственно, все это должно отражаться в налоговых декларациях и поставщика и покупателя товаров (услуг).

– И какова же дальнейшая судьба таких «однодневок»?

– Есть одно большое но. Такие «однодневки» в лучшем случае показывают налоговым органам в декларациях не всю реализацию, а в худшем – сдают пустые декларации или вообще никакие декларации не сдают. После того, когда вышеописанной схемой для «оптимизации» НДС и налога на прибыль стали пользоваться практически все налогоплательщики, и собираемость налогов резко упала, налоговики стали с этим жестко бороться.

– В чем состоит эта работа?

– Одним из приоритетных направлений выездных налоговых проверок организаций стала борьба с «обнальными конторами». Технология очень простая. Ежеквартально налоговые органы запрашивают в банках выписки по расчетным счетам организаций, затем сравнивают суммы, проходящие по расчетному счету организации с суммами, указанными в декларациях. Выявляют расхождения и неточности и начинают проводить камеральную проверку деклараций.

В ходе данной проверки налоговики запрашивают у организации копии первичных документов, подтверждающих расходы, на основании которых начинаются встречные проверки у поставщиков. Иными словами, налоговики просят поставщиков подтвердить их доходы в части принятых вами расходов. Есть еще путь, который называется оперативно-розыскными мероприятиями, и в нем участвуют уже и сотрудники МВД.

– Что происходит с теми, кого удается уличить в недобросовестном ведении дел?

– Когда «обнальная контора» выявлена, до этого момента практически вся доказательная база собрана, допросы лиц, причастных к ней, проведены, и все запротоколировано. Остается делом техники запросить выписку по расчетному счету, и все организации, которые перечисляли на него денежные средства, попадают под выездную налоговую проверку. Когда налоговики приходят в организацию с проверкой, их интересуют только определенные контрагенты. Но все равно данный алгоритм является достаточно трудоемким, да и такими способами всех «обнальщиков» не выявить.

– Так что же произойдет 1 января?

– С 1 января 2014 начнется новый этап битвы за НДС. Как уже говорилось выше, с начала 2014 года декларации по НДС все налогоплательщики будут обязаны сдавать в электроном виде по телекоммуникационным каналам. А если налогоплательщиков обязать вместе с декларациями сдавать в налоговую инспекцию в электронном виде еще и книги покупок и продаж, где одним из обязательных реквизитов является ИНН контрагента, то с помощью современных программных продуктов, применяемых налоговыми органами, выявить несоответствие между вашими покупками и продажами ваших поставщиков остается делом техники, а точнее – делом информационных систем, с помощью которых весь этот массив информации будет обрабатываться. И, как следствие, запросы налогового органа по расходам организации будут более конкретными, а вам станет все сложнее доказывать, что эти расходы были реальными.

– Что вы можете посоветовать?

– Обращайтесь к профессионалам, которые помогут вам уменьшить налоги максимально законным путем, и помните: безопасность вашего бизнеса в ваших руках.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем