Бизнес Тюменские бизнес-империи репортаж «Огромный и очень дорогой самогонный аппарат». Как Тюменский НПЗ делает из нефти топливо, на котором вы ездите

«Огромный и очень дорогой самогонный аппарат». Как Тюменский НПЗ делает из нефти топливо, на котором вы ездите

Рассказываем, изменилась ли работа завода после санкций

Тюменский НПЗ — единственный в своем роде завод, построенный на частные деньги

Тюменский нефтеперерабатывающий завод, известный ранее как Антипинский НПЗ, — единственное подобное предприятие в УФО. Это крупнейший завод в России, который делает из нефти бензин, дизель и другие продукты, построенный на частные инвестиции. Так вышло, что все остальные НПЗ в стране появились на базе уже работающих производств. А вот в Тюмени завод пришлось возводить с нуля. Запустился он уже через два года после начала строительства в 2004-м. Но чтобы достичь нынешних масштабов, потребовалось 14 лет. Как в Тюмени в многомиллионных объемах делают топливо, на котором вы ездите, — в материале Дарьи Макеевой.

Из целей безопасности мы не можем показывать нефтеперерабатывающие установки и территорию завода в полном масштабе. Как и раскрывать некоторые детали производственного процесса.

С чего началось

Наша экскурсия по гигантскому предприятию начинается от первой электрообессоливающей установки (ЭЛОУ АТ-1). Она появилась здесь в 2006 году, когда ее выкупили на торгах. Эта установка самая маленькая по мощности и может перерабатывать 790 тысяч тонн нефти в год. На фоне двух других гигантов даже выглядит немного простовато. Но именно с нее и началась история огромного завода.

До 2006 года нефть, что добывали в большой Тюменской области, отправляли в Омск, где находится один из крупнейших НПЗ в стране. И лишь оттуда топливо попадало обратно в регион и на север. Сейчас в Тюмени ежегодно перерабатывают около семи миллионов тонн нефти. Из нее производят различные сорта дизельного топлива и автомобильные бензины, преимущественно АИ-92 и АИ-95.

Как максимально просто словами объяснить, как из вязкой нефти делают топливо? Идеально подходит услышанная мною фраза от одного из сотрудников: «НПЗ по сути, как огромный и очень дорогой самогонный аппарат». Но давайте разберемся чуть подробнее.

К НПЗ подведены железнодорожные пути, которые используют в основном для отгрузок

По трубопроводу и железной дороге

Сейчас вся нефть на НПЗ поставляется по нефтепроводу «Транснефти». Несмотря на то, что к заводу подведена железная дорога, пользуются ей для поставки не так часто. Пути Транссиба и без того перегружены, много грузов идет на Восток. А НПЗ работает в непрерывном режиме и не может терпеть задержек. Это касается и отгрузки уже готового топлива, которое отправляют как через нефтепродуктопровод, так и вагонами по железной дороге.

На первичную переработку нефть попадает из сырьевых резервуаров. На заводе 56 таких объемом от одной до 15 тысяч кубометров. Они нужны как для хранения сырой нефти и уже готовой продукции.

Первичные процессы переработки обеспечивают три установки. В них нефть подогревается и проходит через несколько этапов: обессоливание и обезвоживание, ректификацию. Последнее означает разделение сырья под воздействием огромных температур и давления на разные фракции (теоретически до 2000).

Но на НПЗ получают преимущественно бензиновые, дизельные, керосиновые фракции, а также сжиженный углеводородный газ. На установках первичной переработки вырабатывается мазут — из тюменской нефти выход этого продукта превышает 40 процентов от всего объема сырья. Его количество зависит от характеристик нефти: если она тяжелая, вязкая — мазута будет больше.

Комбинированная установка производства высокооктановых бензинов

+1

Что производит НПЗ?

Третья установка первичной переработки — самая мощная на заводе. Только она одна может в год переработать объем до пять миллионов тонн. Она же способна производить и первые товарные нефтепродукты: пропан-бутан автомобильный, то есть газомоторное топливо.

Всего в списке того, что продает НПЗ: бензины стандарта качества ЕВРО-5 (АИ-92 и АИ-95), бензин газовый стабильный, сжиженный углеводородный газ, гранулированную серу, вакуумный газойль и нефтяной кокс.

Основной продукт ТНПЗ — дизельное топливо стандарта ЕВРО-5. Его в год завод может дать больше трех миллионов тонн. Также Тюменский НПЗ выпускает четыре вида дизельного топлива: летнее, межсезонное, зимнее и арктическое. Это топливо можно использовать в любой точке мира, даже при температуре -52 градуса.

Сейчас завод достиг высоких показателей эффективности — глубина переработки нефти равна 97%. Это фактически безотходное производство (чем выше показатели глубины переработки, тем больше выработка ценных нефтепродуктов), мировой уровень. Из более чем 80 НПЗ в стране такими показателями не многие могут похвастаться. Средняя глубина переработки в России за 2023 год достигла 84%.

Сергей — один из нескольких десятков человек, который управляет технологическим процессом

— Любой НПЗ в стране стремится, чтобы доля светлых нефтепродуктов (автомобильные бензины и дизельное топливо) в производственном балансе предприятия увеличивалась. Завод не может быть эффективным и прибыльным, используя процессы только первичной переработки, — объясняет один из сотрудников завода.

Установка глубокой переработки мазута (УГПМ), построенная тут, стала одной из первых в стране. Ее мощность — 4,6 миллиона тонн в год. Сам по себе этот продукт мало востребован на сырьевом рынке, его предложение ежегодно снижается. Всё объясняется тем, что государство стимулирует производителей наращивать выпуск моторных топлив (в среднем стоимость тонны мазута ниже дизеля в 20 раз). А УГПМ как раз позволяет из мазута дополнительно получать ряд ценных нефтепродуктов, включая дизельное топливо. К слову, в прошлом году завод произвел около 3% от всего российского дизеля.

За 12 часов отбирают около сотни проб

Кто управляет заводом?

— По ряду причин Тюменский НПЗ можно назвать уникальным заводом. Предприятие развивалось энергично, производственный комплекс такого масштаба был построен с нуля за рекордные 10 лет. Аналогичные технологии используются на ведущих производствах в стране, в том числе на Омском и Московском НПЗ, комплексе ТАНЕКО и других предприятиях. Поэтому опыт у людей, которые здесь работают, колоссальный, — говорит главный инженер ТНПЗ Илья Бокин.

Когда в Тюмени запустили установки вторичной переработки, главной проблемой было найти профильных специалистов, которые могут справиться с таким оборудованием. В Тюмень переезжали люди со всей России — из западных регионов, с севера Тюменской области, с Дальнего Востока. Многие приехали из Тобольска. Сейчас же на смену им приходят выпускники местного вуза — это треть всех работников.

Так выглядит сердце НПЗ. Именно отсюда управляют заводом

Сергей Больных работает на НПЗ с 2015 года. Сейчас он — старший оператор. Сергей — один из тех, кто отвечает за производственный процесс установки высокооктановых бензинов. Огромный завод в моменте по сути управляется несколькими десятками людей — все они находятся в объединенной операторной. Именно они видят малейшие изменения в показаниях приборов.

— Если компонентный состав сырья меняется, видно изменения по режиму работы оборудования. Появляются температурные перепады. Опытные люди это сразу видят. Всё постоянно под контролем, — каждый показатель отслеживается на пультах управления, — говорит Сергей.

Большая часть сотрудников лаборатории — прекрасные нефтехимики

Сотня проб за 12 часов

Помимо тех, кто управляет установками, есть и операторы, которые работают в «поле». Вместе с ними на смене находятся различные службы, которые обеспечивают непрерывный производственный процесс. Всего на заводе работает почти 2000 человек. Среди них и сотрудники Центральной заводской лаборатории. Персонал установок отбирает пробы и привозит их в лабораторию. В теплое время года для передвижения по огромной территории завода они ездят на велосипедах.

Лаборанты химического анализа проводят различные исследования, используя самое современное оборудование. Каждая смена длительностью 12 часов анализирует около сотни проб на тысячи различных показателей.

— Есть лаборатории: товарная, контрольная и эко-аналитическая. Контрольная лаборатория проводит ходовой контроль продуктов на технологических установках предприятия. Товарная лаборатория занимается паспортизацией продуктов и анализирует поступающую на завод нефть. Эко-аналитическая — контролирует показатели воды, которые используются в производстве и возвращаются в Туру, — объясняет Оксана Прокудина, ведущий инженер ЦЗЛ.

К слову, про воду, которую используют на заводе. НПЗ — один из самых крупных потребителей в регионе. Только в сутки для производства нужно больше пяти тысяч тонн воды. Она нужна для охлаждения оборудования, которое работает при температурах в 400–900 градусов. Брать такие огромные объемы воды бесконечно — невозможно. Поэтому после использования она проходит пять стадий очистки и возвращается в реку.

В сутки НПЗ использует около 5000 тонн воды для охлаждения установок. Перед тем как вернуться в реку Тура, она проходит пять уровней очистки

Жизнь после санкций

Конечно, работа всего НПЗ завязана на передовом оборудовании. О высоких технологиях и стандартах здесь говорят немало. В одной только лаборатории большое количество импортного оборудования, которое нужно своевременно обслуживать и ремонтировать. Что уж говорить об огромных установках, в которых за минуту происходят тысячи различных процессов. 90% оборудования закупалось за рубежом — в начале 2000-х такие технологии были только в Северной Америке, Западной Европе и развитых странах Азии. Поэтому после введения санкций главная проблема, с которой столкнулся завод, — запчасти.

— Наш завод проектировался по самым современным стандартам, использовались лучшие доступные на тот момент технологии. Закупали еще и самое надежное оборудование. После санкций все предприятия отрасли столкнулись с проблемами поставок запасных частей для такого оборудования, — объясняет главный инженер ТНПЗ Илья Бокин. — За последние два года в части импортозамещения была проделана большая работа: появилось отечественное, а также новые поставщики из дружественных стран. По особо критичным позициям — мы создали необходимый запас.

Усложнилась ли работа? Бесспорно. Но останавливаться она не будет.

— Все установки на заводе работают без перерывов, без перебоев. Огни не потухают на заводе, — говорит старший оператор Сергей, глядя на мелькающее вдали пламя газового «факела».

Огни на заводе не потухают

Контекст

Много лет предприятие было известно под другим названием — Антипинский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ). Объект начали строить в нулевые. Ключевыми фигурами были Дмитрий Мазуров (владелец) и Геннадий Лисовиченко (генеральный директор). Впоследствии Мазуров получил реальный срок. В декабре прошлого года суд назначил ему десять лет лишения свободы. Бизнесмена признали виновным в мошенничестве, растрате и нападении на модель Юлию Мильштейн.

Лисовиченко скрылся за границей. Бывшего топ-менеджера завода заочно арестовали в России. В марте 2022 года суд итальянского города Бари отправил Лисовиченко под домашний арест, а в конце мая отказался выдавать его России.

В мае 2019 года компания подала заявление в тюменский арбитраж на банкротство. В конце того же года АНПЗ признали банкротом. Некоторое время завод принадлежал «Сокар Энергоресурсу» — совместному предприятию Сбербанка и SOCAR. Затем азербайджанская нефтяная компания вышла из проекта.

Завод продали в мае 2021 года компании «Русинвест» за 110,9 миллиарда рублей. По сей день НПЗ принадлежит ей. За это время АНПЗ стал Тюменским нефтеперерабатывающим заводом, а «Русинвест» — «РИ-ИНВЕСТ». В 2023 году выручка ООО «Ри-Инвест» составила 260,5 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 21,6 миллиарда рублей. Конечным бенефициаром на конец 2023 года являлся Анатолий Яблонский.

Что мы еще писали о тюменских предприятиях?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
41
ТОП 5
Мнение
Дорогущий Южный обход не избавит тюменцев от пробок: колонка журналиста 72.RU — о бездумной застройке окраин
Анастасия Жердина
Журналист
Мнение
«Прекратите транслировать больные убеждения». Тюменка — про женщин, которые не могут жить без скандалов
Анонимное мнение
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Две королевы в тюрьме «мужского мира». В Тюмени покажут драму по пьесе Шиллера — стоит ли ее смотреть
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления