Российский автобизнес в прошлом году пережил колоссальное потрясение. Это произошло после начавшейся специальной военной операции, которую 24 февраля объявил Владимир Путин. В качестве санкций и ответных мер многие автоконцерны покинули российский рынок, что повлекло за собой кризис в этой сфере бизнеса. Тюменские холдинги, занимающиеся продажами автомобилей, тоже пострадали: они понесли большие финансовые потери. Что говорят игроки, читайте в нашем обзоре.
Авторынок опустел
Значительно авторынок опустел в прошлом году. Россию покинул целый ряд крупных автохолдингов, что привело к значительному падению продаж и, следовательно, падению финансовых результатов у автодилеров.
В марте Toyota остановила работу завода в Санкт-Петербурге из-за проблем с поставкой комплектующих. Сотрудники предприятия до сентября находились в режиме простоя. Осенью японская компания закрыла производство. В марте 2023 года завод передали российскому государству.
В апреле 2022 года покинул российский рынок американский автоконцерн General Motors — автомобили Cadillac, Chevrolet.
В мае российские активы французской корпорации Renault перешли в государственную собственность. Московский завод компания продала правительству столицы за символический рубль. Теперь на нем производят «Москвич».
В октябре об уходе из России и продаже своих активов, в том числе завода в Подмосковье, объявил Mercedes-Benz.
Список можно продолжать: BMW, Audi, Lifan, Mazda и так далее.
«Автоград»
Один из самых крупных автохолдингов в Тюмени. Занимается продажами автомобилей, запчастей, сервисным обслуживанием. На их сайте указано, что «Автоград» представляет 15 автомобильных брендов на территории Тюменской области: Citroën, Ford, Jaguar, KIA, Land Rover, Jeep, Peugeot, Renault, Subary, Suzuki, Volvo, Geely, ГАЗ, УАЗ.
Принадлежит семье Салминых. Пост президента ГК «Автоград» занимает Алексей Салмин. Он же основал компанию в 90-е годы. С 2007 года Салмин является депутатом Тюменской областной думы от «Единой России». Координирует ряд партийных проектов: «Моржи Тюмени», «Оружие Победы», «Крепкая семья».
Сколько заработали компании, которые связаны с холдингом «Автоград»?
Дилерские центры расположены в конце улицы Республики. С холдингом связано несколько десятков юрлиц. Мы рассмотрим несколько из них.
ООО «Автоград Гарант» — официальный дилер легковых автомобилей Geely. Еще компания продавала автомобили Ford. Но американский концерн покинул российский рынок осенью прошлого года. Судя по официальному сайту «Автограда», в продаже новых машин Ford у них нет, есть только с пробегом.
Выручка «Автограда Гарант» в 2022 году составила 831,4 миллиона рублей, а чистая прибыль — 15 миллионов рублей. Для сравнения показатели за 2021 год: 889,3 миллиона рублей выручки и 5,1 миллиона рублей чистой прибыли.
ООО «Автоград Р» — официальный дилер Renault. Хоть французская компания ушла из России, но в Тюмени обслуживанием, гарантией, поставкой запчастей занимается «Автоград», в наличии есть автомобили с пробегом.
Также компания продает китайский кроссовер Omoda C5 (суббренд Chery) и «Москвич». Выручка юрлица в 2022 году составила 927 миллионов рублей, а чистый убыток — 314 тысяч рублей. По итогам 2021 года картина была иная: выручка 1,9 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 42,4 миллиона рублей.
ООО «Автоград Престиж» продает автомобили Land Rover, Jaguar, Mercedes-Benz. Выручка компании в 2022 году составила 525,9 миллиона рублей, чистый убыток — 5,5 миллиона рублей. В 2021 году выручка была 916 миллионов рублей, а чистая прибыль — 18 миллионов рублей.
ООО «Торговый дом Автоград» — дилерский центр Suzuki. Выручка в 2022 году 134,8 миллиона рублей, чистая прибыль — 659 тысяч рублей. В 2021 году — 316,1 миллиона рублей, чистая прибыль — 1,6 миллиона рублей.
ООО «Автоград СОЛ» торгует автомобилями УАЗ. Финансовые показатели по итогам прошлого года выросли. Выручка в 2022 году — 558,7 миллиона рублей, чистая прибыль — 10,4 миллиона рублей. В 2021 году — 523,4 миллиона рублей выручка, а чистая прибыль — 3,9 миллиона рублей.
Существенно показатели упали у компании «Тайм-мобиль». Она занимается продажами автомобилей марки KIA. Выручка в 2022 году составила 649,9 миллиона рублей, а чистая прибыль — 1,6 миллиона рублей. Выручка в 2021 году — 1,6 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 34,9 миллиона рублей.
Аналогичная ситуация с продажами подержанных авто. Этим занимается компания ООО «Автоград Профи». Ее выручка в 2022 году составила 647 миллионов рублей, а чистый убыток — 25,6 миллиона рублей. По итогам 2021 года: выручка — 760,7 миллиона рублей, чистый убыток — 3,8 миллиона рублей.
Компания «Автоград-кузовной ремонт» занимается ремонтом, покраской, полировкой, устранением сколов и вмятин. Ее выручка в 2022 году составила 94,3 миллиона рублей, а чистый убыток — 21,8 миллиона рублей. В 2021 году: выручка — 271,8 миллиона рублей, чистая прибыль — 357 тысяч рублей.
В «Автограде» корреспонденту 72.RU характеризуют 2022 год как сложный и переломный. Там заявили, что никто не мог ожидать ухода и заморозки деятельности основных автомобильных брендов. По информации «Автограда», падение продаж новых авто составило 58%, авто с пробегом удержались на уровне прошлого года.
— Финансовые показатели по некоторым направлениям также ушли вслед за продажами, но финансово «Автоград» чувствует себя уверенно благодаря развитой структуре обслуживания автомобилей (СТО), кузовного ремонта и запасных частей, особенно пользуются спросом продажи запчастей через интернет по оптовым ценам, — рассказывают в компании.
Там уточнили, что в условиях дефицита новых авто часть спроса ушла на машины с пробегом. Активно развиваются китайские бренды, их доля продаж растет каждый месяц и по некоторым данным составляет 43%.
— У нас большие расстояния, поэтому тюменцам нужны автомобили для перемещения. Как новые, так и с пробегом, а также поддержание их в хорошем техническом состоянии как можно дольше, т. е. продление срока эксплуатации. Поэтому мы продолжим развивать автомобильный бизнес Тюмени, расширять портфель брендов и продаваемый модельный ряд новых авто за счет российских и китайских автомобилей. Активно работать с подержанными авто, и особенное внимание — на ремонт и обслуживание. Наша задача упростить и облегчить использование автомобиля для жителей Тюмени и области, — подытожили в «Автограде».
«Дина»
Многопрофильный холдинг в 90-е основал тюменский бизнесмен Владимир Михайлов.
В 2016 году он умер. Его дело продолжает сын Иван Михайлов. В инвестиционный портфель «Дины» входят рынки («Михайловский», «Северный»), девелопмент (Дом быта «Сибирь», бизнес-центр на улице Холодильной, 77) и автомобильный бизнес.
Сколько заработала «Дина»?
Здесь тоже несколько юридических лиц, которые связаны с холдингом.
У «Дины» есть несколько автоцентров в Тюмени. Холдинг является официальным дилером Mazda. Выручка юридического лица, ООО «Дина-Моторс», в 2022 году составила 303,1 миллиона рублей, а чистая прибыль — 359 тысяч рублей. В 2021 году было иначе: выручка — 718,2 миллиона рублей, чистая прибыль — 28,3 миллиона рублей.
В «Дина Плюс» продают автомобили Skoda. В прошлом году компания понесла финансовые потери. Выручка — 211,6 миллиона рублей, а чистый убыток — 577 тысяч рублей. Годом ранее результаты были лучше: выручка — 472,4 миллиона рублей, а чистая прибыль — 15,5 миллиона рублей.
ООО «Премиум-Дина» занимается послепродажным и гарантийным обслуживанием электрического кроссовера Skywell ET5. Раньше компания занималась продажами автомобилей BMW. В 2022 году выручка составила 34,5 миллиона рублей, а чистая прибыль — 6,5 миллиона рублей. За год компания понесла существенные убытки. Для сравнения: в 2021 году выручка составила 941,9 миллиона рублей, а чистая прибыль — 76,5 миллиона рублей.
Есть у «Дины» два центра с Volkswagen — «Фольксваген Центр Гросс» на улице 2-й Луговой и Volkswagen на улице Федюнинского. Оба поделены на два юридических лица. Первым центром владеет ООО «Дина-Автотрейд». В 2022 году выручка компании составила 151,9 миллиона рублей, а чистый убыток — 924 тысячи рублей. Иная картина была в 2021 году. По итогам тех 12 месяцев выручка у компании составила 687,7 миллиона рублей, а чистая прибыль — 24,7 миллиона рублей.
Второй центр, что на улице Федюнинского, принадлежит ООО «Авто-Дина». У компании выручка в 2022 году составила 247,5 миллиона рублей, а чистая прибыль — 3 миллиона рублей. Лучше дела обстояли по итогам 2021 года: выручка — 722,6 миллиона рублей, а чистая прибыль — 18,3 миллиона рублей.
Есть у «Дины» компания, которая предоставляет услуги страхования и кредитования в автобизнесе. Выручка ООО «Автопартнер-Тюмень» в 2022 составила 19,7 миллиона рублей, а чистая прибыль — 2,8 миллиона рублей. Годом ранее у компании финансовые показатели были выше: выручка — 40,1 миллиона рублей, а чистая прибыль — 17,8 миллиона рублей.
Иван Михайлов, генеральный директор холдинга «Дина», говорит, что 2022 год стал очередным испытанием для автомобильной отрасли.
— И снова все говорят о «беспрецедентном» падении объемов продаж, выручки и прибыли. Это всё правда, но также правдой является и то, что профессионалы автомобильного рынка в России, похоже, уже уяснили, что просто плыть по течению, не задумываясь про распределение рисков, развитие смежных направлений бизнеса, — это путь к банкротству, — размышляет Михайлов.
Он рассказывает, что в связи с уходом подавляющего числа автомобильных брендов появилась необходимость быстро переориентироваться на поиск альтернативных путей развития. В целом, учитывая объективные факторы, Михайлов говорит, что им удалось обеспечить стабильность работы предприятий.
— [О падениях финансовых показателей] что это может значить? Так устроена экономика. Эти процессы все описаны в базовой теории. Существенное сокращение предложения из-за санкций ведет к росту цен, образовался дефицит товара, покупательная способность падает. Учитывая, что мы на протяжении 18 лет развивали в Тюмени бренды недружественных теперь стран, итог закономерный, — объясняет глава холдинга финансовые результаты в автобизнесе.
Михайлов говорит, что четко прослеживается переориентация покупателей на автомобили китайского производства. Этому, добавляет он, способствует много факторов: наличие гарантии от завода-изготовителя, доступность запасных частей, общее повышение качества сборки и материалов отделки продукции, почти полное отсутствие конкуренции со стороны европейских, корейских и японских марок, а также серьезное технологическое развитие китайских производителей, за которым следят многие потенциальные покупатели, и это оказывает влияние на их предпочтения.
— [О прогнозах] хоть и банально, но всё будет зависеть от дальнейшего развития событий. Тенденция видна — рынок заполонят автомобили китайских марок, относительно небольшие объемы придутся на параллельный импорт продукции недружественных стран. Цены будут расти, наш отечественный автомобильный рынок не является для Китая ключевым, и даже не пятым и не десятым, поэтому он не заместит ушедшие из России автомобильные бренды, — делится прогнозами и суммирует сказанное Иван Михайлов.
«Восток Моторс»
Автомобильный холдинг основан в 2005 году. В Тюмени у компании есть автосалоны Hyundai, Skoda, Nissan, KIA, Genesis.
Еще «Восток Моторс» ведет деятельность в Ноябрьске, Новом Уренгое, Сургуте, Перми и Новосибирске. Руководит холдингом тюменский бизнесмен Александр Журавель.
Какие финансовые результаты у холдинга?
Рассмотрим несколько юрлиц, связанных с «Восток Моторс».
ООО «ВМ Тюмень» — дилер Hyundai, Genesis. Выручка юрлица в 2022 году составила 1,5 миллиарда рублей, а чистый убыток — 6,1 миллиона рублей. Годом ранее показатели были следующими: выручка — почти 2 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 122,4 миллиона рублей.
ООО «Интер-Авто» связано с продажами автомобилей KIA. Выручка компании в 2022 году составила 632,7 миллиона рублей, а чистая прибыль — 14,4 миллиона рублей. По сравнению с 2021 годом результаты просели. Тогда выручка была 1,6 миллиарда рублей, а чистая прибыль 96,5 миллиона рублей.
ООО «Восток Моторс Тюмень» — официальный дилер Skoda. Выручка в 2022 году — 518,3 миллиона рублей, чистый убыток — 18,4 миллиона рублей. Годом ранее: выручка — 1,4 миллиарда рублей, чистая прибыль — 82,8 миллиона рублей.
Получше обстоят дела в компании ООО «Восток», которая ремонтирует автомобили. Выручка компании в 2022 году — 187 миллионов рублей, а чистая прибыль — 80,7 миллиона рублей. В 2021 году результаты были следующие: выручка — 117,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — 9,5 миллиона рублей.
— Компания работает на рынке 17 лет и знает, как обеспечить соотечественников автомобилями любимых брендов. Холдинг сумел наладить поставки от производителей в масштабах, которые удовлетворят запросы Урала и Сибири, — прокомментировали итоги прошлого года в компании.
Параллельный импорт не играет существенной роли, а цены вряд ли сильно снизятся
Артем Краснов, эксперт и редактор раздела «Авто» на 74.RU, рассказывает, что в 2022 году сложившаяся модель автобизнеса, ориентированная на модели российской сборки, в том числе иномарки, полностью разрушилась. Большую часть года дилеры некитайских марок распродавали остатки машин, ввезенных еще до февраля 2022 года, и отчасти продолжают делать это до сих пор. Попутно шел интенсивный процесс поиска альтернатив, в основном китайских. Резко возросли цены, поскольку на рынке образовался дефицит примерно в один миллион автомобилей (в годовом выражении).
— Параллельный импорт пока не играет существенной роли, продажи в общем объеме не слишком заметны, и этот вариант ориентирован больше на тех, кто хочет какую-то конкретную машину, готов платить за это и терпеть риски. Параллельным импортом занялось несколько автохолдингов, которые везут небольшие партии машин из Китая — например, линейку VW, Toyota Avalon, Mazda CX-4. Переход на автомобили китайских брендов более заметен, многие дилеры пошли по этому пути. Сейчас китайские марки занимают примерно 35–40% рынка, но полностью занять все мощности дилеров пока не могут, поэтому есть пустующие салоны, — объясняет Краснов.
По его словам, автомобили покупают в меньших объемах. При этом уход всех конкурентов АВТОВАЗа создал благоприятные условия, и LADA Granta в апреле 2023 года установила личный рекорд продаж за всё время существования — около 20 тысяч машин. Краснов продолжает и говорит, что продажи китайских машин также идут сравнительно неплохо: рынок в любом случае сильно просел, но если сравнивать именно динамику китайских марок, она положительная. Хорошо чувствует себя Chery, Haval, Geely, а также Omoda с единственной пока моделью взяла хороший старт.
— Если не будет встрясок, то рынок начнет постепенно восстанавливаться. Цены вряд ли сильно снизятся. Скорее, мы ждем прихода более доступных моделей, потому что в начале года китайские кроссоверы стоили под два миллиона рублей минимум — за редким исключением. Сейчас появляются китайские модели ценой порядка 1,7 миллиона рублей. Возможно, со временем они привезут еще более доступные варианты. При этом цены на уже существующие модели продолжают понемногу расти, рынок остается ненасыщенным, — добавляет эксперт.
Рынок восстановится, но вряд ли на уровень 2021 года
Характеризуя 2022 год в автобизнесе, кандидат экономических наук Константин Селянин отмечает несколько факторов: провал с точки зрения продаж, изменения ландшафта игроков — уход иностранных компаний; приход китайских производителей, которые раньше были представлены фрагментарно.
— Я посмотрел разные прогнозы. Где-то относительно оптимистичные: рынок может восстановиться и значительно — вырасти до 50%. Что не так удивительно после провала в 60%. Доберутся ли до отметки один миллион проданных автомобилей, непонятно. Некоторое восстановление будет. Может быть, даже впечатляющее. Для этого нужно, чтобы доходы граждан выросли. Автомобиль не роскошь, как это говорили в советские времена, но и не товар повседневного спроса, как еда. Поскольку не растет благосостояние россиян, сколько специалисты Росстата не пытаются натянуть сову на глобус, не получается. В этом плане могут помочь различные программы автокредитов, — говорит экономист.
В этом году объемы выросли.
— Насколько это поможет росту [продажей автомобилей], пока непонятно. Будут ли льготные программы весь год или в какой-то момент станут сворачивать. Даже с учетом автокредитования не факт, что россияне будут удовлетворять отложенный спрос, на который надеются операторы рынка. Предложения будут не те: уже не KIA Rio или Hyundai, а, скорее всего, переделанный «Москвич» или китайский автомобиль с непонятными характеристиками, системой поддержки, обслуживания. Мне кажется, что ставки на отложенный спрос слишком оптимистичны. На мой взгляд, многие россияне не смогут это сделать. А кто сможет, воздержатся, пока новые марки зарекомендуют себя на рынке, — рассуждает собеседник.
Он прогнозирует, что год станет восстановлением по сравнению с потрясениями прошлого года, но результаты будут скромными. По его предположению, рынок близко не вернется к уровню 2021 года ни в этом, ни в следующем году.
Недавно мы разговаривали с представителями бизнеса в сфере общепита. Они рассказали, как пережили 2022 год.
До этого мы рассказывали, что «Фортум» (российское подразделение Fortum), которой принадлежат тюменские ТЭЦ, передали государству. Поговорили об этом с экономистами. Они объяснили, что это может значить.
В России уже десять лет не растут реальные располагаемые доходы. Это те деньги, которые остаются на руках после обязательных платежей. Экономисты отмечают, что вопрос роста благосостояния в нашей стране не ставится с конца 2000-х годов. По их объяснениям, это невыгодно властям.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.