Индустрия развлечений — одна из самых сильно пострадавших отраслей во время пандемии в Тюмени. Пока рестораны и магазины потихоньку возвращаются к нормальной жизни, кинотеатры и парки аттракционов продолжают терпеть убытки. Интервью с владельцем старейшего кинотеатра, который оказался на грани разорения, мы уже публиковали.
Героем сегодняшней публикации стал гендиректор городского парка культуры и отдыха Камиль Тагиров. Предприниматель говорит, что после прямого эфира Александра Моора, в котором губернатор объявил об очередном послаблении, остался в недоумении. Бизнесмен не понимает, почему ресторанам в закрытых помещениях можно работать, а аттракционам, установленным на улице, — нет. Подробнее об этой ситуации — в откровенном интервью.
Колесо обозрения в кредит почти за 100 миллионов рублей
Парком аттракционов на Цветном бульваре Камиль Тагиров руководит около двадцати лет. За это время, как он сам считает, ему удалось создать красивейшее и уютное место в центре города. Карусели, на которых вот уже несколько лет катаются тюменцы, привезены из разных уголков мира. Как признается сам предприниматель, на каждой из них (даже самой экстремальной) он прокатился лично. Содержать такой парк — удовольствие не из дешевых. И хоть за год аттракционы приносят предприятию порядка 150–180 миллионов рублей, рентабельность бизнеса всего десять процентов.
— Аттракционы стоят очень дорого. Одно только колесо обозрения обошлось нам почти в сто миллионов рублей. Специалисты, которые обслуживают аттракционы, уникальны. Вы знали, что не каждый слесарь может работать с такой техникой? Терять таких сотрудников нельзя. Но мы вынуждены платить всему нашему штату из ста человек минимальную заработную плату. Если нас не откроют, то, возможно, начнутся массовые сокращения. Мы не хотим этого допустить, — признался Камиль Тагиров.
Новое колесо обозрения предприятие приобрело на условиях лизинга (в кредит) как раз незадолго до начала пандемии. Вместе с тем, как закончили его монтаж, власти ввели ограничительные меры и закрыли все общественные места. Посмотрите репортаж с улиц в первые дни режима повышенной готовности, когда город стал похож на декорации к апокалиптическому фильму. Новый аттракцион должен был стать подарком для горожан. Но пока стоит пятый месяц, как памятник, на нем еще никто из тюменцев так и не прокатился. Да и сам аттракцион должен выглядеть немного иначе. Но закончить грандиозный проект с яркой иллюминацией и новой входной группой, как в Диснейленде, мешает пандемия. Гендиректор парка культуры заявил, что им бы хватило пары месяцев, чтобы остаться на плаву. Лето — самое прибыльное время для парков аттракционов.
— Мы развиваемся и развивались всегда за счет кредитных ресурсов. Нам банки помогают под залог нашего имущества и бизнеса. Мы 20 лет на рынке. И не было еще года, когда у предприятия не было бы прибыли. Мы платим в среднем от 30 до 50 миллионов рублей налогов в бюджет государства. В зимнее время года у нас трудоустроено 100 человек, летом — до 200. У нас ярко выраженный сезонный характер деятельности. Мы рискуем потерять бизнес и всю ту красоту, которую имеем сейчас, — сказал Камиль Тагиров.
Сумма кредита у предприятия около ста миллионов рублей, но она постоянно растет из-за процентов. Деньги же в сезон, когда все аттракционы остаются неподвижны, уходят на зарплаты сотрудников. Сколько еще это может продолжаться, гендиректор предприятия не берется прогнозировать.
Почему билеты на аттракционы столько стоят?
Спор о том, сколько должны стоить билеты на аттракционы, существует много лет. Одни уверены, что бизнесмены зря задирают цены и пытаются нажиться на семьях. Но гендиректор тюменского парка культуры и отдыха объяснил, из чего складывается эта стоимость. Оказалось, что из 150 или 180 миллионов рублей, вырученных за год на аттракционах, после всех вынужденных расходов остается всего десять процентов. Остальное уходит на налоги, лизинг, зарплаты, проценты по кредитам, аренду земли и многое другое. Да и сами аттракционы, которые стоят несколько десятков миллионов рублей, нужно окупать.
После пандемии парки изменятся?
Парки аттракционов открыли во многих регионах страны. Даже в областях, где ежедневно регистрируется большее число заболевших. Но в Тюмени власти почему-то не спешат снимать для них ограничения.
— Мы полностью готовы к условиям пандемии. Как губернатор уже заявлял, мы все должны привыкать к новой реальности. Все люди соскучились по позитивным эмоциям. Нам каждый день звонят по сто человек и спрашивают, открылись мы или нет. Я искренне не понимаю, почему нам нельзя работать. Мы спокойно можем обеспечить для посетителей все условия безопасности. Аттракционы на улице, хорошо проветриваемые. Сотрудникам закуплены перчатки и маски. Мы готовы даже после каждого посетителя обрабатывать поверхности аттракционов, — заявил Камиль Тагиров. — Мы обращались к властям несколько раз. В одном письме нам ответили, что нужно ждать последнего этапа снятия ограничений. А второе — до сих пор без ответа.
В парке отключат знаменитые поющие часы
После прямого эфира Александра Моора гендиректор городского парка культуры настроен решительно. Он признался, что вместе с остальными своими сотрудниками смотрел выступление губернатора и надеялся, что им разрешат открыться. Но чуда не произошло.
— Мы, мягко говоря, расстроены. Мы несем только расходы пятый месяц. Мы единственное предприятие, которое не работает и не может больше никак заработать. В 35 регионах парки открылись. А в Тюмени — нет. Мы убедительно просим оперативный штаб рассмотреть открытие механизированных аттракционов на свежем воздухе. Мы вынуждены, чтобы нести меньше потерь, выключить всё электричество. И даже часы у колеса обозрения, которые радовали тюменцев, — заявил Камиль Тагиров.
А как вы думаете, пора запускать парк аттракционов?