Бизнес Всё о коронавирусе «Ужас и катастрофа»: откровенное интервью с директором закрытого тюменского кинотеатра

«Ужас и катастрофа»: откровенное интервью с директором закрытого тюменского кинотеатра

Дмитрий Юрманн рассказал, что творится в кинобизнесе и как он собирается выбираться из кризиса

Дмитрий Юрманн открыл один из первых современных кинотеатров в Тюмени

В Тюмени восемь кинотеатров. Один из первых современных — «Премьер». Он появился 15 лет назад в одноименном ТРЦ. И уже долгое время участвует в бесконечной гонке за зрителя. Раньше конкурировать ему приходилось только с «Киномаксом» — настоящей легендой города (кинотеатр закрылся в 2010 году, на его месте теперь центр «Космос». — Прим. ред.), то сейчас он соревнуется с федеральными игроками, у которых сети кинотеатров по всей стране.

Предлагаем узнать, за счет чего существует независимый кинотеатр «Премьер», который несколько раз переживал трудные времена, но столкнулся с настоящей катастрофой в виде коронакризиса. Почему билеты на сеансы стоят дорого, но зарабатывают кинотеатры не на этом? Как теперь, оставшись на несколько месяцев без дохода, «Премьер» платит своим сотрудникам? И что бы сделал директор кинотеатра Дмитрий Юрманн, вернувшись в март 2020 года, когда еще не было понятно, как будут развиваться события? Об этом и не только — в нашем материале.

Видео: Семен Громов

О доходах

По данным «Фонда кино», средняя цена билета на киносеанс в Тюменской области — 250 рублей. В новогодние праздники и другие прибыльные сезоны — около трехсот. Каждый кинотеатр сам устанавливает прайс. Но «Премьер», чтобы выдерживать конкуренцию с другими крупными операторами, стал придерживаться концепции бюджетного семейного кинотеатра. Сами они называют себя независимыми. Но отсюда и проблемы — информационная и материальная поддержки не такие мощные, как у федеральных конкурентов.

Так выглядит закрытый кинотеатр сейчас, когда страна сидит на самоизоляции

— Структура кинопрокатного бизнеса в России очень проста. Любой кинотеатр отдает половину выручки студиям, которые выпускают фильмы. Условно: человек пришел, заплатил 100 рублей за один билет, 50% от этих денег идет создателю картины. Соответственно, кинотеатру остаются вторые 50%. И эти 50 рублей идут на коммунальные расходы, зарплаты, налоги, содержание залов (замену дорогостоящих ламп, например), заказ бланков билетов, софт и так далее. Ошибочно считать, что все деньги от билетов идут кинотеатру. А в связи с ростом курса валют кинотеатры зарабатывают на продаже попкорна. Основная прибыль только от этого, — рассказывает Дмитрий Юрманн.

По его мнению, цены на киносеансы в стране бюджетные. Особенно если сравнивать с Америкой, где один поход в кино обходится от пяти до двенадцати долларов. В России вырученных средств хватает только на содержание кинотеатра, но не на заработок. Поэтому всё чаще компании устанавливают большие кинобары с разнообразным ассортиментом, прилавки с игрушками и автоматы. Еще одна строка в доходах у тюменского «Премьера» была от рекламных баннеров, которые висели в их залах.

— Кинотеатры, регулируя цены, подстраиваются под своего гостя. Отсюда и такая разница в стоимости билетов. Это как и в любой другой сфере: есть более крупные игроки, где тысячи сотрудников и расходы исчисляются миллионами рублей, а есть малый бизнес, как мы. Вот и приходится как-то балансировать, привлекать гостей ценой на билет, на попкорн или другими какими-то фишечками. Чтобы люди приходили к нам, а не к игрокам федеральной сети. Потому что репертуар, как правило, у всех одинаковый. Фильмы выходят каждый четверг. Время сеансов примерно одинаковое, — объясняет Дмитрий Юрманн.

Как и за сколько покупают фильмы кинотеатры?

Это киноаппаратная. На экране видно программу, в которую из «Голливуда» присылают фильм 

Репертуар, как уже отметил Дмитрий Юрманн, во всех кинотеатрах обычно одинаковый. Со временем показа экспериментировать никто не берется. Все знают, что большинство молодых людей идут на вечерние сеансы, а семьи — на дневные. Следуя этой логике и составляется расписание. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. А вот сколько на самом деле стоит фильм голливудской киностудии? Это уже куда интереснее.

— Для того чтобы демонстрировать фильм, у нас есть договор проката. Например, мы понимаем, что в четверг стартует условный «Форсаж». Значит, к этому дню к нам через «воздух», то есть интернет, поступает фильм. Он заливается в проектор, и кинотеатр готов к демонстрации. Через определенное время нам приходит ключ (пароль). Как только это происходит, мы можем показывать фильм. Когда право проката заканчивается, пароль и код — перестают действовать. И всё, фильм мы больше не можем показывать, — объясняет директор кинотеатра.

Как правило, фильм собирает зрителей две недели, если это хит, то прокат на него продлевают. Фиксированной цены на кино нет. Компании оплачивают его уже после демонстрации. Чем больше людей посмотрели фильм, тем он дороже. Обмануть прокатчиков нельзя, все условия прописаны в договоре. И есть даже штрафные санкции, которые исчисляются сотнями тысяч рублей.

— Схема простая. Продали мы три тысячи билетов, значит, половину вырученных денег отдаем. Есть и провальные прокаты, когда никто не пришел и не купил билет. Соответственно, и не платим ничего. Без привязки к фильму.

Фильмы, которые показывали в «Премьере» за неделю до закрытия

Хакеры или предприимчивые люди, которые думают, что можно легко пробраться в аппаратную и скачать себе фильм, сильно заблуждаются. Без специального оборудования картины, присланные по «воздуху», никакой ценности не представляют. Это просто огромное количество шифров, которые «заработают» только в кинотеатре. Единственная возможность украсть кино — пиратская съемка в зале. Но за это можно схлопотать уголовную статью.

Коронакризис в «Премьере»

Залы пустуют уже несколько месяцев. Но здание не обесточили, потому что аппаратуру для демонстраций фильма выключать нельзя

Директор кинотеатра помнит тяжелые времена в 2008 и 2014 годах. Но этот опыт не сравнить с тем, который случился в марте 2020 года, когда по указу президента всё в стране закрылось. Тогда бизнесмены не понимали, что происходит. Даже первая неделя, объявленная всеобщим выходным, сильно ударила по карманам бизнесменов. Но проблемы в кинотеатрах начались еще до этого. По данным «Фонда кино», с 19 по 25 марта в Тюменской области кассовые сборы упали, а наполняемость залов составляла всего около 10 процентов. В «Премьере» количество посетителей кинотеатра сильно упало. Некоторые новые фильмы так никому и не показали.

— В 2008, 2014 годах были кризисы, но то, что происходит сейчас... Это чрезвычайная ситуация. Мы бы эту ситуацию не считали даже кризисом, если бы нас не закрыли. Мы бы справились. Отрегулировали цены, количество сотрудников, заполняемость залов... Мы бы нашли выход! Мы могли заработать хоть какие-то деньги. Основная проблема, что ты не можешь два месяца ходить на работу, — говорит директор кинотеатра «Премьер». — То, что сейчас происходит — это не кризис. Это ужас и катастрофа. Унижение полное. Позорище.

Бизнесмен считает унижением именно лишение права на работу. Он уверен, что власти, запретив деятельность такого большого количества предприятий, прибегли к двойным стандартам. Ему непонятно, почему одним сферам можно рисковать здоровьем людей и работать, а другим — нет. В качестве примера он привел авиаперевозки, которые тоже предполагают большое скопление людей в одном небольшом помещении.

— Одним, значит, можно при определенных условиях работать, а другим — нельзя. Но опять же. Если бы мы все были в равных условиях, ситуация была бы другая. Запретить-то запретили. Но обязательства по содержанию и сохранению сотрудников с нас никто не снимал. Нам сказали, грубо говоря: «Вы не работайте, но сотрудникам платите!» Люди, которые принимают такие решения, должны чем-то руководствоваться. Кто это придумал, пусть бы он на себя такую ситуацию проецировал. Нам не дают зарабатывать, но просят со своих денег платить. Окей, мы заплатим. Но когда одним муниципальным учреждениям культуры до конца года прощают налоги или еще что-то, возникает вопрос: «Почему мы все находимся на разных чашах весов?» Одни — свои, другие — чужие. Почему нам так не помогают? Мы такое же учреждение культуры. Только частное, не государственное, — говорит Дмитрий Юрманн.

Сотрудников в кинотеатре не найти — все сидят по домам

Тюменский кинотеатр с 15-летней историей не может пока рассчитывать и на другую поддержку государства, которой пользуются предприятия. Проблема в оформлении бизнеса. «Премьер» зарегистрирован на ОКВЭД 59.1 (производство фильмов и кинопрограмм), а помощь от властей предусмотрена по ОКВЭД 59.14 (демонстрация фильмов).

— Кинотеатры старше пяти лет оказались примерно в такой же ситуации. Потому что, когда открываешь бизнес, выбираешь ОКВЭД и думаешь, что он будет основным, а потом со временем понимаешь, что большую доходность получаешь совсем по другому ОКВЭД. Поэтому почти у всех предприятий так: один основной и куча мелких, дополнительных, чтобы показать, что ты занимаешься правильной предпринимательской деятельностью. И имеешь право ею заниматься, — проясняет ситуацию Дмитрий Юрманн. — По моему мнению, принимать решение о поддержке бизнеса только по ОКВЭДу — неверный ход. Благо сейчас услышали людей, возможно, позволят подать уточняющие документы на рассмотрение. Но каких же усилий это стоило предпринимателям крупных федеральных сетей.

По его словам, государство сейчас спасает только крупный бизнес, у кого десятки или даже сотни тысяч сотрудников. Остальные — не тот масштаб, за который следует переживать. Но это несправедливо, на помощь имеют право претендовать все, считает Дмитрий Юрманн.

— Мы какая-то мелочь, если смотреть глазами государства. Ну, закроемся. Люди пойдут в другой кинотеатр. Они и не заметят. Это и есть основная проблема, — объясняет бизнесмен.

Мужчина обращался к тюменским властям за помощью, но ответа от них до сих пор нет. Он уверен, что местному правительству просто не до этого сейчас.

Как зарабатывает закрытый кинотеатр?

Очень символичные плакаты здесь еще до пандемии разместил дизайнер

Сейчас Дмитрий Юрманн надеется на распоряжение, согласно которому он сможет уточнить ОКВЭД (доказать, по какому из всего разнообразия видов бизнеса он на самом деле зарабатывает). Так он сможет рассчитывать на выплату МРОТ (по 12 130 рублей за каждого сотрудника). Эти деньги не компенсируют те огромные убытки, но помогут продержаться до открытия. А пока поддержки нет, бизнесмен решил воспользоваться опытом коллег из Калининграда. Там владелец одной крупной сети кинотеатров решил изготавливать медицинские маски.

— Они еще в марте — начале апреля поняли, что близится кризис. Поэтому быстренько отшили маски на миллион рублей, продали. Их поддержал губернатор, за что они ему сильно благодарны. Всё-таки он им помог с реализацией, — рассказывает Дмитрий Юрманн. — Мы-то надеялись, что нас закрыли на недельку. Ну, две — три. Я думал, посидим, переживем. А когда уже спохватились и поняли, что сидеть несколько месяцев, с ОКВЭДом проблемы и помощи ждать неоткуда, тут-то мы и подпрыгнули с перепугу.

Директор кинотеатра познакомился с коллегами из Калининграда, получил от них техусловия изготовления масок и заключил договор об информационной поддержке (через их сайт теперь можно купить изделия из Тюмени).

— Среди сотрудниц оказались профессиональные швеи. Они принесли в кинотеатр машинки и без проблем согласились отшивать маски. Мы уже успели продать почти две тысячи масок. Одну из партий купили ребята из Санкт-Петербурга. Спасибо им, что решили позаботились не только о своих сотрудниках, но и поддержали малый бизнес, — добавил Дмитрий.

О проблеме небольшого кинотеатра в Тюмени энергетическая компания из северной столицы узнала из рассылки в мессенджерах. Сотрудники «Премьера», чтобы распродать все маски, начали писать в крупные фирмы и предлагать свою помощь. Как ни странно, откликнулись не местные предприятия.

А это и есть те маски, которые своими руками изготовили мастерицы из кинотеатра

В производстве масок было задействовано не так уж и много человек — пятеро из тридцати. К делу привлекали только тех, кто умеет обращаться с ниткой и иголкой. Ведь даже в таком небольшом бизнесе в условиях пандемии важно качество изделия. Женщины, которые отшивали маски, не противились новому занятию и выполнили заказ всего за пару дней.

Что думает бизнесмен о новых требованиях Роспотребнадзора к кинотеатрам?

Пустой кинотеатр выглядит мрачно без смеха зрителей и запаха попкорна 

Пустовать залы кинотеатра будут, предварительно, еще месяц. Демонстрировать фильмы и приглашать гостей организациям разрешили уже 1 июля. Правда, придется соблюсти особые требования. О них мы уже рассказывали в предыдущем материале.

— Обязательства там вполне выполнимые. В принципе, они и так соблюдались в мирное время. Мы и так между каждыми сеансами обрабатываем помещения и проводим влажную уборку. Единственное, сейчас нужно это делать со специальным раствором. Также Роспотребнадзор требует рассаживать зрителей условно на метр. Ну что, распишем каждое кресло по метрам, чтобы люди понимали. Исключения сделали только для семей и проживающих вместе. Но что нам теперь всех спрашивать, живут они вместе или нет? Вас как сажать — вместе или раздельно? То есть этот вопрос «совместно проживающим» кажется нам не совсем этичным, — говорит предприниматель.

Впрочем, эти требования нисколько не пугают директора кинотеатра. Напротив, он с нетерпением ждет открытия. На вопрос журналиста 72.RU о том, что бы он сделал, если бы вернулся в прошлое и смог все исправить, Дмитрий ответил:

— Оставил бы больше денег на счетах. И уладил вопрос с ОКВЭДом, — усмехнулся он. — Сейчас больше интересует, сколько еще это всё продлится. Будет ли вторая, третья волна... Откроемся мы или не откроемся. А если откроемся, то с какими фильмами? Пойдут люди в кино после снятия ограничений? Вот эта ситуация самая непрогнозируемая. Хотя есть исследования, что народ все же соскучился по кино, ему не хватает радостных событий. А зачем идут люди в кино, если дома посмотреть можно? За эмоциями! Но опять же ситуация сейчас такая, что скоро людям нужно будет готовить детей в школу. И после двух месяцев без работы у многих есть другие заботы.

Это не единственный бизнесмен, с кем мы общались во время коронакризиса. Почитайте также историю студента, который пытается спасти кофейню, не успевшую открыться из-за пандемии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем