Кризис внес свои коррективы в праздничные планы россиян. В Международный женский день кроме традиционных цветов представительницы прекрасной половины человечества получат недорогие сувениры и бытовую технику, приобретенную во время декабрьского ажиотажа.
Кризис вынудил россиян экономить на покупке подарков на «гендерные» праздники, показал опрос, проведенный нашим сайтом в феврале. Большинство горожан из-за кризиса либо вовсе отказались от покупки подарков (42%), либо сильно урезали предполагаемые расходы (40%). Только каждый пятый читатель сайта отметил, что ему не придется пересматривать свои планы. Так, 13% горожан «принципиально не экономят» на этой статье затрат или просто не дарят подарки, а 5% совершили необходимые покупки заранее.
Впрочем, большинство (70%) представительниц прекрасной половины человечества все же ждут приятных сюрпризов и собираются делать их сами, выяснили эксперты института общественного мнения «Анкетолог».
Что же хотели бы получить на праздник дамы? «"Стандартные" подарки оказались и самыми востребованными», – говорят исследователи. Наиболее желанным подарком оказались, что неудивительно, цветы – их хотели бы получить 60% опрошенных дам. На втором месте – ювелирные украшения (45%), на третьем – косметика и парфюмерия (29%).
Кризис сказался и на цветочном бизнесе, который оказался перед выбором: повышать розничные цены или работать в убыток. Впрочем, спрос на букеты к 8 Марта, констатируют в магазинах цветов, пока еще традиционно высок.
«Спрос на цветы перед праздником остается стабильно высоким, – говорит директор оптовой компании «Цветами» Ильдар Ибрагимов. – Однако если раньше у представителей бизнеса была поговорка: «8 Марта год кормит», то сегодня ситуация принципиально иная».
Причин тому, по его словам, несколько. Во-первых, из-за роста курса доллара за последний год закупочные цены на цветы выросли вдвое. Из-за колебаний курсов цены могут меняться даже в рамках одной закупки, когда цветы приобретаются по одной цене, а рассчитываться приходится уже по другой. Во-вторых, в последнее время спрос на букеты некритично, но все же снизился. Ужесточилась и конкуренция. «В последнее время появилось очень много новых фирм, в том числе и нелегальных, которые не дают работать добросовестным компаниям», – добавил Ильдар Ибрагимов.
Что же обычно берут покупатели к празднику? «Как правило, пользуются спросом весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, мускари, – говорит директор мастерской букетов Эвелина Гиниятуллина. – Кризис, конечно ощущается, но мы оставили цены на том же уровне. Пусть приходится работать в убыток, но мы боимся потерять наработанных годами клиентов».
Кроме традиционных букетов представительницы прекрасной половины человечества также получат в подарок сладости, билеты в кино или театр, парфюмерию и бытовую технику.
Объемы продаж в интернет-магазинах, как российских, так и зарубежных, заметно выросли, констатируют представители компании «Яндекс.Деньги», изучив интернет-покупки россиян в преддверии 8 Марта. «Россияне стали чаще покупать товары в интернет-магазинах Китая: в начале первого весеннего месяца объемы продаж китайских сайтов выросли в три раза, – рассказали в компании. – С 1 марта по сравнению с последними днями февраля обороты продаж российских интернет-магазинов нижнего белья, аксессуаров для мобильных устройств выросли в три раза».
Удвоились продажи интернет-магазинов, торгующих деликатесами и сладостями, в полтора раза больше пользователи оставили денег в магазинах, торгующих мебелью и предметами интерьера. Также традиционно вырос спрос на билеты в театр, кино и на концерты: в начале марта их продажи выросли на 60%.
Авторы исследования отмечают еще одну любопытную тенденцию – в начале марта в Интернете стало в разы больше предложений купленной в конце года техники. «В конце прошлого года, во время резкого роста курса валют, многие покупали товары впрок, например, бытовую технику, – говорят они. – Сейчас пользователи стараются продать эти товары через Интернет в качестве подарка к 8 Марта: в начале марта число платежей за продвижение товаров на онлайн-аукционах и досках объявлений выросло больше, чем в два раза по сравнению с концом февраля».
Что касается финансовой стороны, то траты россиян на самые популярные подарки к Международному женскому дню – сладости и парфюмерию – в этом году выросли. По данным ИХ «Ромир», планируемые расходы на покупку шоколадных конфет составляют 244 рубля (рост на 7%), расходы на покупку парфюмерии увеличились на 11% – с 1692 рублей до 1874 рублей. Впрочем, на декоративной косметике горожане все же решили сэкономить: расходы по сравнению с прошлым годом упали на 13% – до 359 рублей.
Рост расходов на парфюмерию мог бы быть и больше, если бы многие торговые сети не проводили в последнее время таких агрессивных промо-акций, считают специалисты Romir Scan Panel. С другой стороны, интерес покупателей обеспечили именно привлекательные скидки, в противном случае повышение цен на эти товары, вызванное ростом курса валют по отношению к рублю, могло бы отпугнуть россиян.
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина