Универсальная электронная карта россиянина сможет заменить не только полис обязательного медицинского страхования и пенсионное удостоверение, но также водительские права и полис ОСАГО. Соответствующий законопроект подготовило Минэкономразвития России, и в течение месяца он будет предложен к обсуждению. По мнению экспертов, вариант с сочетанием всех документов в одном «кусочке» пластика кажется заманчивым, однако на практике придется столкнуться с проблемами, в числе которых неготовность населения к переходу к электронному взаимодействию.
Универсальная электронная карта россиянина может стать заменой водительским правам и автостраховке, соответствующий проект закона разработало Министерство экономического развития России. С помощью карты, которая является платежным средством, можно будет на месте оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения. «На карте и так будут храниться персональные данные пользователя, поэтому она вполне может заменить обычное водительское удостоверение и полис ОСАГО», – процитировала газета «Известия» источник в экономическом ведомстве. По информации издания, в течение месяца законопроект будет опубликован на сайте Минэкономразвития.
В пресс-службе ОАО «Универсальная электронная карта» пояснили, что до публикации законопроекта не комментируют данную инициативу.
Замена бумажных полисов ОСАГО на электронные карты обсуждалась в Госдуме еще два года назад, но была заблокирована Министерством финансов России, так как для реализации проекта потребовалось бы оснастить инспекторов ГИБДД специальными считывающими устройствами. Аргументом в пользу введения «электронного» ОСАГО является возможность на месте взимать небольшие штрафы за нарушения ПДД.
Планируется, что универсальные электронные карты начнут выдавать с 1 января 2013 года на основании заявления, а с 1 января 2014 года уже в массовом порядке всем, кто от них не откажется. Карта имеет встроенный микрочип для хранения данных и электронных приложений (идентификационное, банковское, полис ОМС, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, и так далее), то есть в перспективе может заменить и удостоверение личности, и полис обязательного медицинского страхования, и пенсионное свидетельство, и банковскую карту для расчетов.
Эксперты указывают на то, что «перевести» ОСАГО в электронный вариант будет достаточно сложно, так как возникнет необходимость постоянно обновлять информацию по полисам, а вот с долгосрочными документами, такими, как водительские права, проблем не возникнет.
«Совместить полис ОСАГО с УЭК будет достаточно проблематично, так как срок действия полиса – не более одного года, а нередки и сроки заключения договоров страхования на три или шесть месяцев, – говорит директор регионального филиала ОСАО «Ингосстрах» Евгения Мечина. – Кроме того, стоимость полиса ОСАГО рассчитывается, исходя из технических характеристик автомобиля и лиц, допущенных к управлению по каждому транспортному средству. Соответственно, возникнет необходимость постоянного обновления информации по полисам ОСАГО на УЭК».
А вот проблем с введением на УЭК информации, содержащейся в водительском удостоверении, полисе ОМС и документе о пенсионном страховании, не возникнет, так как срок действия документов долгий, и не требуется постоянного обновления, указывает эксперт.
Безусловно, идея создания УЭК весьма заманчива, считает региональный директор одного из операционных офисов Промсвязьбанка Андрей Рочев. «По своей сути, электронная карта универсального характера – это полный пакет социальных и муниципальных услуг на небольшом кусочке пластика. Создание УЭК – закономерный результат развития электронных баз данных. Нечто наподобие УЭК уже существует во многих западных странах и в разы упрощает процедуры получения социальных услуг, совершение различных платежей и многое другое», – говорит Андрей Рочев. При этом он отмечает неготовность населения в массовом порядке использовать «универсальный» пластик для всех случаев жизни.
«Эмиссия банковских карт растет с каждым годом, но еще не достигла того уровня, чтобы говорить о готовности населения отказаться от привычных схем расчета в пользу одного продукта – банковской карточки, – отмечает Андрей Рочев. – Помимо проблем психологической готовности, есть и объективные моменты: степень оснащенности регионов банкоматами, терминалами и другим обслуживающим оборудованием крайне мала, чтобы говорить о повсеместном использовании будущей УЭК. Не сформирована и культура безналичных расчетов: львиная доля наших клиентов – держателей карт – используют ее сугубо для снятия денежных средств в банкомате в день получения заработной платы и пока не готовы воспринимать пластик как способ эффективно и удобно распоряжаться собственными накоплениями, не говоря уже о других сервисах.
Кроме того, по словам Андрея Рочева, с введением УЭК встает вопрос о тарификации: готово ли население платить за подобный продукт и во что выльются расходы. Создание УЭК является достаточно дорогостоящим проектом, и прежде чем говорить о повсеместном внедрении карты, необходимо понять, будут ли оправданы затраты.