Сегодня, 29 августа, во всем мире отмечают день рождения мотоцикла. Именно в этот день 134 года назад немецкий инженер Готбил Даймлер запатентовал повозку для верховой езды на керосиновом двигателе. Она стала прототипом современного байка, которых сейчас на выбор великое множество.
Пообсуждать технические характеристики двухколесных «железных коней» предлагаем в следующий раз, а сейчас хотим познакомить вас с тюменкой Марией Якутенко, которая полжизни рассекает на мотоциклах по России. В прошлом году она отважилась на мотопробег по странам Азии, а этим летом исколесила половину Европы, осуществив давнюю мечту. А ещё... Впрочем, обо всём по порядку.
Где ваши права?
— Я родилась и выросла в небольшой деревушке на севере Тюменской области, где мотоциклы были почти у всех. В 13 лет впервые села за руль: соседские мальчишки научили ездить. Тогда же были первые падения с «Юпитера». Позже, уже в более сознательном возрасте, гоняли с подружкой на «Минске».
После переезда в Тюмень, как завороженная, рассматривала все эти большие блестящие японские мотоциклы, мечтая, что у меня будет такой. В 2008 году взяла первый в жизни кредит и купила Suzuki Intruder 750, который назвала Осликом. В полуразобранном виде мне его привезли из Владивостока, уже здесь на СТО его перекрашивали, восстанавливали. На нем я проездила долго, девять лет.
На тот момент умела ездить исключительно по проселочным дорогам, прав на руках не было (скажу по секрету: первые два года ездила без них). Конечно, сначала не колесила по центральным улицам, ездила аккуратно по полупустым дорогам. Первая дальняя поездка на Ослике была до Ирбита, потом — в Екатеринбург.
Два года назад у меня появилась Даша — Honda Magna 750. Сначала была пробная поездка до Тобольска, чтобы посмотреть, на что способен этот чоппер. Мы друг другу понравились, и буквально через месяц после начала сезона отправилась в мотопутешествие по Средней Азии: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан.
Азия, привет
— Из города выезжала одна, по пути присоединился друг из Тюмени, а в Казахстане нас уже ждала большая компания — участники мотопробега «Путь кочевника». Состав нашей сборной команды был такой: две девушки (включая меня) и полсотни мужчин. Когда они меня увидели, то в их взглядах читалось одно: «О, нет! Девочка на чоппере, она будет тормозить нас в пути». Сразу поняла, что нужно не ударить в грязь лицом.
Дороги в Азии не такие, как у нас тут, и в них была главная сложность мотопробега. В Тюмени по трассе можно несколько сотен километров ехать просто по прямой, а там — перевалы, множество поворотов, серпантины. Двигаясь в колонне, чтобы не задерживать остальных, нужно было выжимать около 130 км/час по незнакомой местности. Я справилась. Шла впереди колонны.
Конечно, для дальних путешествий лучше подходят туристические мотоциклы. На чоппере, как у меня, нормальные люди ездят исключительно по городу, максимум — до соседнего города. Я на своей Даше переезжала через речку, рассекала по глиняным дорожкам, грунтовке, песку. Чтобы умаслить байк, заправляла его АИ-95 вместо привычного АИ-92.
Да, к своему мотоциклу отношусь как к живому человеку. Так же поступают все те, кто ездят на дальние расстояния, начинают ощущать мотоцикл как продолжение себя. Проехал 1000 километров, остановился на отдых, слезаешь на землю и сразу ощущаешь: чего-то не хватает.
На максималках
— В прошлом году я сдавала международный норматив Iron Butt (престижный среди байкеров титул «Железная задница», говорящий о выносливости обладателя. — Прим. ред.). Нужно было проехать 1640 километров без остановки (исключение — заезд на заправку за топливом) меньше чем за 24 часа. Название норматива полностью отражает всю его суть. Поначалу попа просто устает, потом болит, а под конец, когда приехал, уже ее не чувствуешь.
Стартовала я в городе Карасук (Новосибирская область), финиш был в Тюмени. Я смогла преодолеть это расстояние за 20 часов. Для подтверждения титула нужно отправить документы, сканы чеков с заправок, фотографии одометра и указать контакты свидетелей, которые провожают в начале пути и встречают по его завершении. Спустя некоторое время приходит письмо, где указано, что ты крутой, смог выполнить норматив.
Каждый год в ноябре в Тюмени проходит мотоконференция для обладателей титула Iron Butt. Тех сумасшедших людей, которые смогли проехать 1000 миль за сутки, награждают нашивками, грамотами.
Как принцессы
— Два года подряд — летом 2017 и 2018 года — из Тюмени отправлялся в другие регионы нашей страны женский мотопробег. Дружной компанией в 13–15 человек ехали в спокойном размеренном ритме. Проезжали максимум по 350 километров в день.
Первый такой пробег особенно понравился, хотя перед стартом были опасения. В дороге проявляются все качества человека, в том числе и не очень хорошие. Но всё прошло очень позитивно, легко. Наша колонна была настолько упорядоченной, что мужикам остается только позавидовать. Когда останавливались у придорожного кафе, ровными рядами парковались и снимали шлемы, встряхнув локонами, то окружающие рассматривали нас, разинув рты.
В каждом городе, где мы останавливались на привал, нас встречали местные байкеры. Провожали до кемпинга, хостела или гостиницы, где мы останавливались на ночлег. Пока мы отдыхали, нам при необходимости чинили наши мотоциклы. Благодаря такой заботе мы чувствовали себя принцессами. Утром, выспавшись, отправлялись дальше.
Страны мечты
— То, что я мечтала о Норвегии, — знали многие, но то, что я туда всё-таки поеду, не знал никто, даже я. Иногда отгоняла от себя мысли о поездке в эту страну, говорила себе: «Да это нереально! Невозможно».
Так получилось, что в этом году в Мурманской области был юбилейный фестиваль «Мотобухта». Решила, что точно туда еду. Друг предложил: «От Мурманска до Норвегии — всего ничего. Получи визу и побывай там!» Я долго отнекивалась, но в итоге подала документы в визовый центр. Снарядила сына, купила ему всю необходимую экипировку, и мы поехали.
До самой границы не знала, выпустят ли нас в Норвегию. Когда мне в итоге поставили штампик на границе, то я была самым счастливым человеком на свете. Первые три дня в пути по этой стране не могла до конца поверить своему счастью. Всё оказалось в сто крат лучше, чем я представляла. Даже не думала, что смогу доехать до самой северной точки Европы — мыса Нордкап.
На севере Норвегии было очень холодно в июле, и заставлять сына мерзнуть в палатке было бы как-то не по-матерински. Поэтому останавливались на ночлег в маленьких домиках, где можно было отогреться и отдохнуть после долгой дороги. Ближе к южной части Норвегии останавливались в кемпингах.
То, что мы видели вокруг, сглаживало все неприятные чувства и мысли от долгой дороги. Когда любовались норвежскими пейзажами, то думали о том, что нам невероятно повезло видеть это всё вживую, а не на фотографиях. Не у каждого человека есть такая возможность.
Вас ждут дома
— Точно могу сказать, что никакие советы новичкам-байкерам не помогут. На личном опыте знаю: сколько бы чего мне ни говорили в начале, покивала головой и тут же всё забыла. Когда садишься на мотоцикл — адреналин, азарт просыпается. Не видишь ничего вокруг.
Очень хорошо перед стартом нового сезона и выездом на дальние расстояния помогает просмотр видеороликов с мотоциклетными авариями. Это отрезвляет, усмиряет пыл. Уже лишний раз не лихачишь, не идешь бездумно на обгон. Так много нелепых смертей каждый сезон, когда молодые ребята несутся без шлема... Разгоняясь на трассе, всегда нужно помнить, что тебя ждут дома. И ты должен вернуться обратно живым.
А что ещё?
Предлагаем почитать другие наши истории про владельцев мотоциклов. Дмитрий Налимов, например, — владелец одного из первых растабайков в Тюмени. Как и зачем преподаватель по лего-конструированию собрал эксклюзивный велосипед из груды железа, тракторной фары и кожаной куртки? Почему он не считает байкерами тех, кто катается на «Харлеях»? Смотрите в этом ролике.
А Владимир Меньшов ездит по Тюмени на «Иже», который достался ему от дедушки. Этот мотоцикл он помнит с детства — ездил на нем еще пассажиром. Потом дедушка перестал пользоваться мото и забросил его в гараже. Каким же счастьем было для него увидеть горящие глаза подросшего внука, у которого вдруг появилась мечта восстановить старый мотоцикл. Показываем, что из этого вышло.
Всё? А вот и нет! Андрей Игнатьев переделал под себя мотоцикл, известный по фильму «Три метра над уровнем неба». Он так сильно хотел прокатиться с друзьями-байкерами, что на спор за две недели сварил гоночный мотоцикл. Посмотреть, как выглядит кастомный байк, вы можете прямо сейчас: жмите на ссылку.