Авто Экономика Кризис-2024 Больше, чем роскошь. Власти повышают утильсбор на машины. Какие последствия ждут автомобилистов

Больше, чем роскошь. Власти повышают утильсбор на машины. Какие последствия ждут автомобилистов

Кто выиграет от индексации, а кто проиграет?

Утильсбор будут повышать ежегодно до 2030 года

В России повысят плату за утильсбор на автомобили. Первая индексация произойдет с 1 октября, следующая — 1 января 2025 года, затем это будет происходить ежегодно вплоть до 2030 года. В этом материале разбираемся, почему власти пошли на такой шаг, кто выиграет от него, а кто проиграет.

Утилизационный сбор — это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его эксплуатации. Уплачивается он только один раз за одну машину при ее растаможке.

Что произошло?

Правительство России утвердило шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники.

— Решение о введении долгосрочной шкалы индексации утильсбора принято в отношении тех видов техники, которые серийно производятся на территории России в достаточном для обеспечения запросов внутреннего рынка объеме. Новые коэффициенты будут действовать как для производителей техники, так и для импортеров, — сообщает Минпромторг.

Там отметили, что все утвержденные коэффициенты расчета утилизационного сбора сформированы с учетом перспективного уровня инфляции и влияния других макроэкономических факторов.

Вот на такую величину будет повышаться утильсбор

Индексация коснется автомобилей, которые производят в России. Но у них ставки будут ниже — какие именно, пока не уточняется.

В Минпромторге обещают следить «за соблюдением ответственной ценовой политики со стороны отечественных производителей», а также предоставлять господдержку, за счет чего индексация не скажется на стоимости авто.

Первое повышение произойдет 1 октября. На первом этапе ставка в среднем вырастет на 70–85%. В дальнейшем ее продолжат индексировать — на 10–20%.

Власти хотят, чтобы китайские производители открывали свои заводы в России

Наши коллеги из 74.RU посчитали, насколько вырастет сбор. Например, для новых автомобилей, у которых объем мотора составляет 1–2 литра, сейчас утильсбор — 300 тыс. рублей; с 1 января 2025 года он поднимется до 667 тыс. рублей; с 2026 года — до 801 тыс. рублей; с 2027-го — до 881 тыс. рублей; с 2028-го — до 969 тыс. рублей; с 2029-го — до 1,066 млн; с 2030-го — до 1,172 млн.

Для остальных категорий ставки еще выше: для подержанных машин с моторами 2–3 литра к 2030 году утильсбор составит 4,9 млн рублей.

Индексация не затронет физлиц, которые ввозят автомобили с объемом мотора до 3 литров для личного пользования. Для них предусмотрена льгота: утильсбор на новые машины — 3400 рублей, на авто старше трех лет — 5200 рублей.

Зачем это нужно, кому выгодно и кто проиграет?

Обновленные правила должны стимулировать иностранные компании инвестировать в производство в России.

Утильсбор — это не налог и не акциз, а сбор, предназначение которого было в предоплате за услуги по утилизации автомобиля после его выхода из строя, напоминает в беседе с корреспондентом 72.RU Константин Селянин, экономист. Но сейчас к этому платежу относятся как к обязательному, не связанному с первоначальной целью.

— Понятно, что утилизировать автомобиль стоит определенных денег. Вряд ли сотни тысяч рублей, которые взимаются и будут взиматься еще больше. Утильсбор превратился в классическую протекционистскую меру, — говорит собеседник.

По словам Селянина, утильсбор превратился в классическую протекционистскую меру

По его словам, бенефициаров у предстоящей индексации два: государственный бюджет и компании, производящие автомобили в России. Последние получат преференции.

— По мнению Российского государства, это приведет к тому, что те же китайские автопроизводители начнут массово открывать свои производства в России, приходить на смену тем компаниям, которые ушли. Мне кажется, это довольно наивная идея. Безусловно, китайцам интересен российский рынок, но не настолько, насколько полагают россияне. Сравните численность населения. Более того, китайские автопроизводители активно ведут наступление и завоевывают рынки в США, Латинской Америке, Европе, — продолжает Селянин.

Он предполагает, что из-за роста цен снизятся покупки китайских автомобилей, а большую долю получит АВТОВАЗ.

— Те политические и экономические риски, которые есть в России, перевешивают желание прийти сюда и избавиться от утильсбора, — добавляет эксперт.

Кто пострадает от нововведений? Селянин отвечает, что обычные люди. Автомобили станет экономически невыгодно покупать: утильсбор в 2030 году будет дороже, чем сама машина.

Что говорят тюменские автодилеры?

Тюменские представители авторынка ожидают повышение цен на автомобили. Не исключено, что выбора станет меньше, но на это будет влиять фактор заработной платы. В случае роста доходов тюменцы продолжат покупать машины.

Иван Михайлов, владелец холдинга «Дина», прогнозирует рост цен, а новые автомобили станут менее доступны большему количеству потенциальных покупателей. При этом сразу добавляет, что общие совокупные продажи автомобилей год к году растут, а средняя стоимость китайского авто в России в этом году выросла на 150 тыс. рублей. То есть люди будут покупать машины, несмотря на постоянный рост цен.

В автохолдинге «Дина» ждут повышения цен

— Цены на все ввезенные или произведенные внутри страны автомобили неизбежно вырастут. Некоторые модели у китайских брендов, скорее всего, перешагнут психологическую ценовую отметку и станут неоправданно дорогими либо перейдут в условную другую ценовую категорию, где соотношение цена — оснащение будет уже не столь привлекательным для клиентов. Скорее всего, нас ждет сокращение модельных рядов, компании сосредоточатся на нескольких самых популярных моделях и будут предлагать от себя спецпредложения, которые компенсируют часть повышения утильсбора, — рассуждает Михайлов.

Следом подорожают и подержанные автомобили. Михайлов не прогнозирует драматического снижения спроса после повышения утильсбора, но объем явно снизится.

Алексей Чемагин, директор по маркетингу в ГК «Автоград», не видит плюсов в утильсборе. По его мнению, это приведет только к повышению цен на автомобили, как на новые, так и с пробегом. То есть, продолжает он, цель защитить внутреннего производителя и развить производство внутри страны не будет достигнута. По его наблюдениям, АВТОВАЗ в таких случаях первый поднимает цены. Поэтому, говорит собеседник, возможность купить автомобиль снизится, парк продолжить стареть, это приведет и к росту цен на запасные части.

В «Автограде» прогнозируют повышение цен в ближайшие полгода на 20–30%

— Подорожание уже началось, так как мы сейчас наблюдаем повышенный спрос. И рынок быстро реагирует ростом цен. Пока предложение очень большое, рост цен незначительный. Далее, в течение всей осени и, возможно, зимы, будет плавное увеличение цен. В ближайшие полгода, вероятно, рост составит 20–30%. Если случится какой-либо сбой в поставках или курсах валют, то рост цен ускорится значительно. В первую очередь подорожают новые импортируемые автомобили, из-за этого часть спроса сместится на рынок подержанных авто. Это приведет к увеличению цен на авто с пробегом. Сейчас высокие ставки по кредитам охлаждают спрос, поэтому, считаю, пока резких ценовых изменений не будет, — рассуждает Чемагин.

Если будут расти заработные платы, продолжает эксперт, то покупать будут столько же, как и сейчас. Если же рост цен резко и значительно опередит рост заработных плат, то покупать автомобили станут реже. Пока, по его словам, паритет: зарплаты и продажи авто растут.

Мы регулярно рассказываем про авторынок и нередко удивляемся ценам на машины. Для многих купить автомобиль — что-то из ряда невозможного. Недавно журналист 72.RU Павел Красоткин посмотрел, что он может себе позволить из автомобилей на вторичном рынке. Почитайте его колонку по этому поводу. Спойлер: ничего хорошего.

За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY11
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
80
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
«Прекратите транслировать больные убеждения». Тюменка — про женщин, которые не могут жить без скандалов
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления