Рынок автомобилей в России обвалился. По данным, которые приводила «Ассоциация европейского бизнеса», в апреле 2022 года продано 32,7 тысячи единиц. По сравнению с прошлым годом это в пять раз меньше. Одной из возможных причин низкого спроса может быть цена на машины, которая вслед практически за всеми остальными товарами также повысилась.
А еще автомобиль нужно обслуживать — это дополнительные траты не только на различные расходники, но и на более сложные компоненты.
Как сейчас обстоят дела с авторынком в Тюмени? Какие сейчас цены? Можно ли заказать себе машину, которая нужна? И как с запчастями? Прокатились по нескольким автосалонам и огорчились.
Что по ценам в автосалонах Тюмени?
Еще совсем недавно были времена, когда квартиры в Тюмени стоили по 2–2,5 миллиона рублей. Теперь за эти деньги можно купить автомобили в прошлом достаточно недорогих марок — KIA и Renault.
Одни из самых популярных моделей по продажам в России — Rio и Solaris (3-е и 5-е место по данным Autostat) — сейчас в одном ценовом диапазоне, но по немыслимой еще пару лет назад цене. Их стоимость — уже полтора миллиона рублей, и это в минимальной комплектации, на механической коробке передач и без зимних «плюшек».
Приближается по цене к этим автомобилям французский Renault серии Stepway. Машина с высоким клиренсом, на механике и с кондиционером стоит чуть меньше 1,6 миллиона рублей. В той же ценовой категории и Polo, который есть в наличии в тюменском автосалоне. Богатством комплектации не отличается, но мультимедийная система, четыре стальных диска и центральный замок при нем.
При серьезной заинтересованности нет проблем и с тем, чтобы выбрать себе комплектацию. Запас на складах у дилеров, по словам продавцов, есть. Так что бывший бюджетный и новый автомобиль можно вполне себе выбрать — какой душе угодно. Заказать, естественно, уже не получится. Ни в одном салоне, который мы посетили, такой услуги нам не предложили.
Чуть меньше двух миллионов рублей стоит KIA Soul и внедорожник от французов — Arkana, вместе с его предшественником Kaptur. Их на российский рынок вроде как возить больше не будут, поэтому можно сказать, что остались последние модели. Цены на них начинаются от 1,7 миллиона рублей. И заканчиваются на 2,6 — с зимними подогревами всего и вся, дополнительными шторками безопасности камерами кругового обзора и с системой обнаружения слепых зон.
А что с подержанными автомобилями?
Если такие цены пугают, то можно пойти на рынок подержанных автомобилей. Мы посмотрели — и тоже удивились. Рядами стоят те же Rio, Solaris и Polo, есть выбор из нескольких вариантов. Это, по словам продавцов автосалона, неудивительно — самые ходовые марки, поэтому люди их и сдают. И продолжают покупать. Стоимость автомобилей — около миллиона рублей, всё зависит от комплектации, года выпуска и опций. В каком состоянии его получит новый владелец — неизвестно. Можно выбрать только оболочку, а более глубокий осмотр получится сделать только в СТО.
Что с запчастями?
В автосалонах нам уверенно заявили, что проблем с запасными частями пока нет. Модели Renault, которые собираются в России, не испытывают проблемы с запасными частями. Да и в сервисе достаточно много машин, которые дилер ремонтирует — хотя, возможно, это лишь наши наблюдения.
Сейчас салоны пытаются настроить логистические цепочки, чтобы возобновить пополнение складов с запчастями. Продавцы ждут и надеются, что это получится сделать достаточно быстро. Даже на первое ТО, после покупки автомобиля, комплектующих должно пока хватить. Единственный момент — это лишь оценка продавцов.
Но к подержанным автомобилям это вообще никак не относится. Нас уверили, что все запчасти на автомобили, выпущенные минимум пару лет назад, теперь почти все китайские — оригинальные стоят огромных денег.
Что говорит эксперт о рынке?
Мы поговорили с экспертом — Артемом Красновым, редактором раздела «Авто» Городских порталов. Он поделился своим мнением по поводу запасных частей и происходящего сейчас на автомобильном рынке.
— С компонентами сейчас действительно есть проблемы. Это касается и запчастей, которые не поставляются на заводы, и тех, которые идут к дилерам на обслуживание автомобилей. Глобальных причины две. Первая — некоторые заводы прекратили деятельность в России. Более распространенная причина — логистика. Закрытие морских портов, остановка авиаперевозок, закрытые границы. Нормальные цепочки — с завода на склад — разрушились. Дилеры говорят, что они налаживают альтернативные способы поставки, ищут других производителей. И они работают в двух этих направлениях, — рассказал Артем Краснов. — Эти процессы длительные, ведут к удорожанию поставки. Дилеры говорят, что на восстановление системы полностью уйдет минимум полгода. С какими-то запчастями попроще, и они уже наладили поставки. Могут они и своего производства делать фильтры, например, для обслуживания автомобилей. Плюс стоимость запчастей будет дороже. И из-за сложностей с логистикой и при возникновении дефицита и цены растут естественным образом. Я так понимаю, у дилеров есть популярные расходники, чтобы делать техобслуживание. Как только доходит до специфичных и сложных, например фар, то возникает ступор.
Стоит ли сейчас брать новый автомобиль?
Перед покупкой автомобиля всегда возникает вопрос: купить его с рук и с «жирной» комплектацией или взять с салона, победнее, но новый. Изменилось ли поведение покупателей сейчас?
— Логика покупки не изменилась, — продолжает Артем Краснов. — Если в средствах человек ограничен, а автомобиль необходим, то надо идти на вторичный рынок. Нужно понимать, что и там цены выросли. Что касается новых машин. Стоит ли их покупать сейчас и за такие деньги? Они вряд ли подешевеют в будущем, таких предпосылок нет. Обрушения не будет. Я 15 лет слежу за автомобилями, и были снижения только на отдельные модели. Понижения не было никогда — и я думаю, что тенденция сохранится.
К слову, по данным аналитиков сайта «Дром», количество выставленных объявлений на трехлетние машины снижается, потому что люди не хотят расставаться со своим авто. Цены же, наоборот, растут. Причем значительно.
— Самым популярным автомобилем среди «трехлеток» в Тюменской области стала LADA Granta. Ее средняя цена увеличилась относительно прошлого года на 54% и составила 691 тысячу рублей̆. Второе место занял KIA Rio, который прибавил в цене 46% и его средняя стоимость достигла 1,4 млн рублей. Затем идет LADA Vesta с ростом цены на 44% — до 963 тысяч рублей, — рассказали в компании.
А вот цены на автомобильный бензин в Тюмени не растут. Почему? Нам рассказывали об этом экономисты.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.