
Дмитрий занимается автоспортом уже более семи лет
Фото: Вадим Рейман
Поделиться
Когда тюменец Дмитрий Сустретов выезжает на своей машине в город, то автомобилисты и прохожие начинают удивленно озираться и провожать его взглядом. Но это происходит достаточно редко. Внедорожник Toyota Land Cruiser 70 переделан для езды по болотам, водоёмам, рекам и оврагам, а до места соревнований его доставляют на фурах. О том, зачем держать в Тюмени огромный внедорожник и участвовать в соревнованиях по «Трофи-рейду», владелец машины рассказал нам для рубрики «На чём ты ездишь».
От гонок за шашлыками до спортивного разряда по автоспорту
— Всё началось с обычных выездов на природу. Мы с друзьями отдыхали за городом, и когда собиралось пять-шесть машин, выбирали условные точки старта и финиша. Наградой были шашлыки, когда мы готовили после финиширования. Сначала соревновались, потом я начал узнавать, как переделать машину, — рассказывает владелец внедорожника.
Дмитрий гонял с друзьями на обычных внедорожниках в 2012 году, а участвовать в соревнованиях стал только спустя два года — в это время он получил водительские права. Саму машину собрали в 1990 году, в семье Дмитрия она появилась в 2012-м.
— Мы не планировали, что она будет именно спортивной. Сначала хотели ездить на ней на рыбалку к труднодоступным озёрам. Но потом съездили с другом на одно соревнование, победили, поехали ещё и снова выиграли — уже на всероссийском заезде, — добавляет Дмитрий. — Спустя какое-то время я получил первый спортивный разряд по автоспорту в дисциплине «Трофи-рейд».
В машине внушительная приборная панель: из кабины можно сдувать давление в шинах, чтобы преодолеть тот или иной барьер, или полностью отключить ток. Двери со стороны водительского и пассажирского сидений без обивки, а на полу — фольгированный утеплитель. Внутри очень шумно и кажется, что пассажир (штурман) и водитель (пилот) могут и вовсе друг друга не слышать. Наверное, именно для этого они ездят в специальных шлемах со встроенными наушниками и микрофонами, хотя в первую очередь это требование безопасности.
Toyota Land Cruiser — универсальная машина для соревнований по автоспорту. На многих чемпионатах России ездят на них из-за надёжности и доступности деталей.
Машина постоянно требует переделок
Полную стоимость переделок владельцу внедорожника назвать сложно. Но, по последним подсчётам, детали машины обошлись хозяину почти в миллион рублей, а её первоначальная стоимость — 360 тысяч.
— Переделки происходят постоянно, и конца этому процессу нет. После каждого заезда её надо восстанавливать или частично ремонтировать. Иногда нужно что-то вправить, выгнуть или установить на место, когда ты что-то сломал по неосторожности. Например, рулевые тяги, элементы пневмосистемы или тормозные трубки, — показывает Дмитрий.

Внутри — приборная панель, благодаря которой можно не только подкачать колёса, но и обесточить её
Фото: Вадим Рейман
Поделиться
С ноября по март-апрель пилоты и штурманы занимаются подготовкой машин к соревнованиям — чемпионаты в это время не проводятся. А между соревнованиями проходит около месяца, и это то время, за которое нужно починить всё сломанное и проверить системы.
— Во время соревнования, если что-то сломалось, можно всё на изоленту собрать и откататься. Но к следующим заездам нужно обязательно всё починить — это условие безопасности и требования организаторов чемпионата.
Расходы и подготовка к соревнованиям
В прошлом году Дмитрий ездил на отборочный этап чемпионата России в Уфу. Для участия нужно было заплатить оргвзнос и получить специальную лицензию. А ещё страховка, доставка автомобиля до места соревнований на фуре и топливо для поездок.
— Плюс нам нужно где-то жить на время соревнований, в последний раз мы снимали домики. Кроме этого, мы собираем комплект деталей и инструментов для того, чтобы можно было отремонтировать машину во время гонки, — объясняет спортсмен.

Машина может с лёгкостью проехать по горам, болотам, огромным лужам и даже рекам
Фото: Вадим Рейман
Поделиться
По правилам, на время заезда штурман и пилот должны чинить свои машины самостоятельно, в противном случае результат не засчитывается. Выходит, что единственное, что есть у участников заезда, — набор инструментов, который они возьмут с собой. Добираться до лагеря с чьей-либо помощью также запрещено.
Дмитрий нажимает на какой-то переключатель, и в машине начинает что-то шипеть, как будто из шарика выпускают воздух. Машина перестаёт подпрыгивать по асфальту и едет плавнее.
— Так я делаю меньше давление в колёсах, — объясняет Дима. — Чем давление ниже, тем мягче ход. На тугих колёсах сложнее ездить по буеракам, грязи и горкам. Тем более что заезды проходят на скорость и добраться до финиша, как и не перевернуться, особенно важно.
Как-то раз в лесу пришлось сделать наковальню
«Трофи-рейд» — дисциплина, в которой водители преодолевают сложную трассу на время. Это может быть горный ручей, река, болото или холмистая местность, где запросто можно лишиться одной или нескольких деталей. Так случилось и в команде Дмитрия, поэтому в какой-то момент пришлось разворачивать мобильную СТО прямо во время соревнования.

За 7 лет участия в соревнованиях по автоспорту, внедорожник принёс команде Дмитрия множество наград
Фото: Дмитрий Сустретов
Поделиться
— Мы погнули карданный вал, но новой такой же детали с собой не было. А случилось это между соревнованиями, которые идут три дня. Кое-как доехали до лагеря, взяли насос, которым матрасы накачивают, какую-то железку и сделали мини-наковальню, — делится историей водитель.

Мы испытали внедорожник Дмитрия за городом
Фото: Вадим Рейман
Поделиться
Вместе со штурманом Дмитрий разжег костер, в который кинул карданный вал. Деталь раскалилась, насколько это возможно, и участники соревнований её выправили.
— Мы потратили на ремонт часа три, потом догоняли всех. В итоге первыми, конечно, не стали, но справились с поломкой сами. На скорости до 60 километров никакой вибрации в машине даже не было.
Как переделана машина
Дмитрий принимает участие в категории «Абсолют» — в ней разрешены все переделки с учётом безопасности. Машину можно полностью обесточить одним выключателем. Здесь же установлены огнетушители и ремни безопасности.
Двигатель в машине заменили на более мощный — трёхлитровый турбодизель, мосты — на новые от военного грузовика Volvo C303, также внедрены централизованная подкачка колёс и спортивная подвеска. С этим набором участники заездов разгонялись до 90 километров в час и машина осталась невредимой.

Да, во время таких поездок в салон попадает вода, но водитель и штурман к этому готовы — двигатель переделанной Toyota не боится влаги
Фото: Вадим Рейман
Поделиться
— Установлены две лебедки, которые работают вперед и назад, каркас безопасности, бак перенесен в салон, чтобы установить лебедку. Также стоят узкие японские разборные диски, в которых установлен внутренний бэдлок, чтобы на низком давлении колёса не разбортировались. Переделан привод блокировок с вакуумного, как было изначально, на пневматический. Так мы добились более четкого включения. И это малый список того, что здесь переделано за 7 лет, — делится водитель.
Какие ещё машины переделывают тюменцы?
Ещё один огромный внедорожник тюменцы собрали из УАЗа. Как и положено, машина лучше преодолевает препятствия и бездорожье, чем ездит по асфальту, разгоняясь до 80 километров в час при допустимых 80. Но зато на ней можно ездить по городу — все документы на это есть.
А в Кулаково из телег из аэропорта и авиационных колёс местные жители делают уникальный и непонятный, на первый взгляд, транспорт, на котором можно ездить даже по снегу. Мальчишки в деревне называют самодельные карты машинками и разгоняются на них до 55 километров в час.
И это далеко не всё. Тюменские мастера собрали ещё один-единственный в своём роде снежный мотоцикл, который разгоняется до 200 километров в час. Наши корреспонденты испытали сноубайк на Андреевском озере и рассказали, каково это — ездить по снегу и льду на чём-то, напоминающем водный гидромотоцикл.