Еще в автошколе водителей учат, как правильно располагать руки на рулевом колесе. Но со временем водители забывают одну из незыблемых основ безопасного управления автомобилем. А некоторые вообще считают эксперименты по расположению рук на руле чуть ли не признаком мастерства. Многие доэкспериментировались.
Достаточно сказать, что в рулевом колесе сейчас располагается подушка безопасности. И любое иное расположение рук на рулевом колесе, отличное от показанного на рисунке, приводит к тому, что рука вместе со сработавшей подушкой безопасности прилетает в лицо. Если учесть, что ситуация, приводящая к ДТП, складывается за доли секунды, а подушка раскрывается со скоростью, близкой к скорости звука, то, предполагаю, что у вас уже пропала тяга к экспериментам.
Когда вы сидите за компьютером, ваши руки, согнутые в локтях, опираются о крышку стола. Для руки такое положение — самое естественное. И именно от согнутой в локте руки конструируется рулевое управление — водитель меньше устает.
Повернитесь в кресле в сторону от монитора и попробуйте согнутую в локте руку резко опустить вниз, имитируя поворот рулевого колеса. Движение вниз пойдет от локтя. А теперь попробуйте согнутую руку поднять вверх. Движение пойдет от плеча, поэтому движение рулевого колеса вниз примерно в два раза быстрее, чем движение рулевого колеса вверх.
Другими словами, если перед автомобилем внезапно образовалось препятствие, то указанное положение рук на рулевом колесе позволит сманеврировать наиболее быстро. Техника руления неоднократно описана в умных книжках, но все описания сводятся именно к тому, что при рулении рука должна идти вниз.
Попутно. Инстинкты человека природа оттачивала тысячелетиями. Доверяйте себе. Всегда смотрите, куда вам нужно приехать, а не на препятствие, остальное руки-ноги за вас сделают, если, правда, руки на рулевом колесе вы расположили правильно.
Рулевое колесо — простейший рычаг. Чем больше расстояние между руками, тем легче удержать руль. Если колесо автомобиля попало в яму или наскочило на камень, то даже женщине в отсутствие ГУР и ЭУР достаточно приподнять локти, чтобы удержать автомобиль на прямой.
Приведу еще один довод, почему руки необходимо держать так, как показано на рисунке, для самого банального повседневного вождения. Данное положение рук позволяет не снимать руки с рулевого колеса при пологих маневрах и при необходимости быстро переходить к вращению рулевого колеса с перехватом в крутых поворотах.
Отпускать руль разрешается лишь на короткое время, например, чтобы переключить передачу. Чтобы лишний раз водитель не отпускал рулевое колесо, кнопки управления магнитолой производители автомобилей переносят на руль, а разговоры по телефону разрешены только с помощью устройств, позволяющих вести переговоры без использования рук. Кстати, разговоры по телефону страшнее пьянки за рулем.
Чем опасно выпускать из рук рулевое колесо? Если автомобиль наезжает на камень, яму, да на любое препятствие, то руль может вырваться из рук, и автомобиль улетит с дороги. Аналогичный результат произойдет и с крутыми водителями, которые управляют автомобилем, положив на рулевое колесо запястье левой руки.
Если водитель придвигается близко к рулевому колесу или наоборот отодвигается далеко, руки оказываются в неестественном положении, и управление автомобилем усложняется. Если вы выходите из-за руля уставшими, то ваша посадка за рулем неправильная.
Неестественным является и управление, когда водитель хватается при поворотах за руль с внутренней стороны — рука в самый неподходящий момент может соскользнуть с рулевого колеса.
Меняйте свои привычки. Или привычки доконают вас.
Юрий Панченко известен как автор книги «Юридическая грамотность автомобилистов», которая теперь доступна в электронном виде и которую можно скачать себе на компьютер. Данная книга является справочником, охватывающим большую часть вопросов, связанных с дорожным движением, и позволяющим сэкономить время в поисках, возникших во взаимоотношениях водитель–государство, содержит ссылки на соответствующие документы.
Фото: Юрий Панченко